В Германии сотрудники прокуратуры проводят расследование убийств проживавших в ФРГ иностранцев и нескольких ограблений банков, совершенных в 2000 – 2006 годах по политическим мотивам неонацистской группировкой "Национал-социалистическое подполье" /НСП/. По подозрению в противоправной деятельности арестованы ряд правых радикалов.
Член правоэкстремистской ячейки 36-летняя Беате Цшепе добровольно явилась в полицию с повинной и заявила о намерении сотрудничать со следственными органами. Она через адвоката потребовала признать себя главным свидетелем и согласилась дать показания взамен на смягчение наказания. Ее подозревают в причастности к убийствам восьми бизнесменов – выходцев из Турции, одного грека и 22-летней немецкой полицейской Мишель К., убитой в Хайльбронне. Во всех случаях преступники действовали по схожему сценарию: они стреляли своим жертвам в голову, а затем глумились над трупами. Все девять жертв были расстреляны из одного пистолета.
Полиция располагает материалами, подтверждающими, что упомянутые экстремисты организовали и теракт в турецком квартале Кельна в 2004 году. Тогда в результате взрыва начиненной гвоздями бомбы ранения получили 22 человека. Предполагается также, что правые радикалы в 2000 году взорвали осколочную бомбу на вокзале в Дюссельдорфе. Тогда были ранены десять еврейских иммигрантов, возвращавшихся с курсов немецкого языка. Двое из них получили смертельные ранения.
Следствие затруднено тем обстоятельством, что непосредственные исполнители преступлений – Уве Бенхардт и Уве Мундлос незадолго до ареста Цшепе покончили жизнь самоубийством. Помимо убийств они грабили банки, собирая деньги на нужны неонацистского подполья.
Прокуратура располагает данными о том, что у этой "троицы" были сообщники в Нижней Саксонии и в Саксонии. Один из них, 37-летний Хольгер Г., был задержан 13 ноября в Ганновере /Нижняя Саксония/. Он оказывал поддержку НСП с 2007 года и, в частности, предоставлял в распоряжение правых радикалов свои права на вождение автомобилем и загранпаспорт, которые те использовали для маскировки своей деятельности. Не исключено, что Хольгер Г. участвовал и в убийствах. Однако задержанный утверждает, что он не был посвящен в конкретные планы экстремистов.
Другой задержанный, житель Саксонии, признался в том, что он снял для Бенхардта, Мундлоса и Цшепе квартиру в Цвиккау, где первые двое покончили с собой. Однако он отрицает свою причастность к деятельности НСП, действовавшей в ФРГ с 1998 года.
Квартира в Цвиккау была взорвана экстремистами в целях сокрытия улик. Предполагается, что взрыв и поджог квартиры – дело рук Цшепе. За несколько дней до пожара в Цвиккау 7 ноября под тюрингским городом Айзенах в сожженном жилом автофургоне стражи порядка нашли тела двоих мужчин, покончивших жизнь самоубийством. При разборе обгоревшего автофургона криминалисты обнаружили пистолеты, принадлежавшие полицейской, погибшей в 2007 году в Хайльбронне в перестрелке с бандитами, и ее напарнику, получившему тогда тяжелое ранение. После этого он долгое время находился в коме. Нападение на полицейских так и не было раскрыто: не удалось обнаружить ни улик, ни мотивов. Сгоревший автоприцеп также бы взят напрокат Хольгером Г.
При разборе завалов в квартире в Цвиккау полицейские обнаружили пистолет, из которого были убиты восемь владельцев турецких предприятий питания и один хозяин греческого ресторана. Там же, в подвальном помещении, были найдены видеозаписи, сделанные убийцами на месте совершенных преступлений.
Среди других находок – документы "для служебного пользования", которые Федеральное ведомство по защите конституции /БФФ/ /контрразведка ФРГ/ в начале 1990-х годов предоставляло своим тайным агентам, внедряемым им в праворадикальные группировки Саксонии и Тюрингии. По данным немецких СМИ, в 1990-2000 годах ведомству ежегодно выделялось 800 тыс. марок /400 тыс. евро/ на оплату услуг осведомителей. На свои гонорары завербованный БФФ неонацист Тино Брандт /подпольная кличка "Отто"/ в 1994 году основал "Анти-антифашистское объединение Восточной Тюрингии". В его состав входила ячейка "Гражданская оборона Тюрингии". Членами последней стали тогда Бенхардт, Мундлос и Цшепе. "Отто" регулярно информировал заказчиков из спецслужб о состоянии дел в праворадикальных организациях и ежегодно на протяжении пяти лет получал за свою работу около 40 тыс. марок, которые он вкладывал в укрепление неонацистского движения.
Другой агент БФФ – Томас Динель, лидер тюрингской организации праворадикальной Национал-демократической партии Германии /НДПГ/, которую здесь сравнивают с гитлеровской НСДАП образца 1933 года, в 1990-х годах создал неонацистскую Немецкую национальную партию. Часть своих гонораров он пустил на проведение в августе 1992 года сходки "вечно вчерашних" в память об одном из главных нацистских преступников Рудольфе Гессе, приговоренном Нюрнбергским трибуналом к пожизненному заключению. В марше приняли участие более 2000 бритоголовых. Год спустя Динель оказался в тюрьме за разжигание межнациональной розни. Через два года его освободили под согласие работать на БФФ. Повар по профессии Динель получил подпольную кличку "Кухня". Однако он был искренне предан делу неонацистов и продолжил пропаганду. Вскоре он был разоблачен как агент спецслужб. Вследствие скандала тогда в отставку ушел начальник тюрингского отделения БФФ Гельмут Ревер.
"Создается впечатление, что мы в самом деле столкнулись с новой формой правоэкстремистского террора", – полагает министр внутренних дел Германии Ханс-Петер Фридрих. В этой связи он сообщил о создании центральной базы данных с информацией о неонацистах, склонных к насилию. Она будет создана по образу и подобию картотеки с данными о радикальных исламистах.
В связи с серией убийств иностранцев, совершенных правыми экстремистами, в Германии вновь разгорелась дискуссия о необходимости запрета НДПГ, в рядах которой 6600 официально зарегистрированных членов. Их средний возраст – 37 лет. С инициативой запрета этой организации, представляющей "угрозу для конституции", выступил министр внутренних дел Баварии Йоахим Херрман. Его поддержал председатель Центрального совета евреев в германии Дитер Грауман, который выразил возмущение в связи с тем, что НДПГ представлена в земельных парламентах и финансируется за счет налогоплательщиков.
Согласно закону о партийном финансировании, партии выполняют социальную задачу и по этой причине получают финансовые средства от государства пропорционально числу голосов, отданных за них в ходе выборов. Каждый из первых четырех миллионов голосов оценивается в 85 центов. Каждый последующий – в 70 центов. Партиям также выплачиваются госдотации в размере 38 центов на каждый евро, полученный в виде членских взносов и пожертвований. Дотации получают партии, которые на выборах в бундестаг и Европарламент получили 0,5 проц. голосов, а на выборах в ландтаги / земельные парламенты/ – один процент голосов. В ходе последних земельных выборов НДПГ, которая ведет откровенно расистскую пропаганду, преодолела пятипроцентный барьер и прошла в ландтаги трех федеральных земель.
Запретить партию в ФРГ сложно. На защите общественных организаций стоит Конституция ФРГ. Основной закон гласит: "Партии содействуют формированию политической воли народа. Они могут создаваться свободно". Однако "партии, которые стремятся, судя по их целям и действиям, причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, либо угрожают существованию Федеративной Республики Германия, являются антиконституционными. Вопрос об антиконституционности партий решает Федеральный конституционный суд /КС/".
Попытка запретить НДПГ в КС безуспешно предпринималась в 2003 году. По определению судей, иск базировался только на показаниях агентов спецслужб, внедренных в НДПГ. Из 200 ведущих функционеров партии 30 оказались платными осведомителями БФФ. Именно их высказывания цитировались в суде в качестве доказательств преступного характера партии. "Причастность к управлению делами партии со стороны государственных органов является неустранимым препятствием" для вынесения вердикта, объявили тогда конституционные судьи. Во избежание обвинений в политической провокации процесс был закрыт.
СМИ сообщают что, в Христианско-демократическом союзе / ХДС/ изучают шансы на успех возможного нового иска о запрете НДПГ. Для проведения нового процесса требуется отозвать из НДПГ всех осведомителей, полагает министр внутренних дел ФРГ Ханс-Петер Фридрих. Это создало бы угрозу их жизни, говорят противники запрета. С другой стороны, процесс мог бы длиться годы. На этот период БФФ утратило бы контроль над деятельностью неонацистов. С точки зрения немецкой газеты "Франкфуртер альгемайне цайтунг", "отказ от осведомителей не решит проблему, а лишь лишит государство средств бороться с ней".
"Запретить неонацистскую НДПГ следует не ради демократии, она в этом не нуждается. Запрет НДПГ необходим ради защиты, например, германских граждан турецкого происхождения, – пишет газета "Зюддойче цайтунг". – Мигрантам нужна реальная сила государства, которое их защитит. Запрет НДПГ, превратившейся в оплот оголтелых расистов, стал бы одной из демонстраций этой силы".
Иного мнения придерживается газета "Франкфуртер рундшау": "Правый экстремизм в Германии жив. Однако требования запрета НДПГ – ошибочная реакция. – Хотя антиконституционность и расистское мировоззрение присущи этой партии, а многие ее члены готовы к насилию, последствия запрета могут быть ужасными. Многие из более шести тысяч членов партии могут уйти в подполье и успешно скрываться от государственных органов".
С точки зрения газеты "Зюддойче цайтунг", к неонацистам в ФРГ относятся слишком снисходительно. "Терпимость в отношении правых экстремистов и нетерпимость в отношению экстремистов левых, вероятно, связана с тем, что многие из защитников Конституции сформировались в период "холодной войны". На протяжении 40 лет ФРГ, вооруженная оружием обороноспособной демократии, с ужасом смотрела на Восток".
До сих пор запретить удавалось деятельность лишь отдельных неонацистских организаций. В ФРГ запрещена деятельность правоэкстремистской молодежной организации "Верная родине немецкая молодежь" /ХДЮ/, которая в специально созданных палаточных городках отдыха распространяла среди молодежи национал-социалистические, расистские и антисемитские идеи. Аналогичным образом в ФРГ действовал молодежный союз "Молодые викинги", на деятельность которого был наложен запрет в 1994 году. В мае 2008 года МВД ФРГ запретило две другие неонацистские группировки – "Коллегиум хуманум" и "Общество по реабилитации лиц, преследуемых за отрицание Холокоста", деятельность которых была признана противоречащей принципам Конституции ФРГ. Немецкий уголовный кодекс предусматривает наказание за распространение нацистской литературы, символики и публичное отрицание Холокоста.
В связи с убийствами иностранцев праворадикальными экстремистами в БФФ прозвучала жесткая критика. Ныне каждый седьмой функционер партии является осведомителем БФФ, утверждают немецкие СМИ. Однако они не предотвратили многочисленные преступления на праворадикальной почве. С 1990 года неонацисты совершили более 15 тыс. преступлений с применением насилия, в том числе более 100 убийств. В этой связи руководитель комитета бундестага по внутренним делам Вольфганг Босбах потребовал от спецслужб объяснений, как "эти трое могли более 10 лет действовать безнаказанно" и какова при этом роль тайных агентов БФФ. Ряд экспертов по опыту прошлых дел не исключает, что многие из осведомителей БФФ являются двойными агентами, которые полученные от спецслужб гонорары используют для неонацистской пропаганды и вербовки экстремистов.
Изучением вопроса занялась комиссия бундестага по контролю за деятельностью спецслужб. На проведении детального расследования настаивает министр юстиции ФРГ Сабине Лойтхойссер-Шнарренбергер. Она призвала "правовыми средствами выяснить масштабы действующих в ФРГ правоэкстремистских организаций". Канцлер ФРГ Ангела Меркель высказалась за проведение "тщательного расследования" деятельности праворадикальной группировки.
Президент ФРГ Кристиан Вульф осудил праворадикальный террор. Он намерен принять родственников жертв террористов. "Люди в нашей стране, живущие среди нас, стали жертвами смертельной ненависти и правоэкстремистского насилия. Я потрясен и разделяю возмущение жителей Германии", – заявил глава государства на церемонии присуждения ему Премии Лео Бека, жившего в Германии раввина /1873-1956/. Эта премия с 1957 года ежегодно присуждается Центральным советом евреев в Германии. Ее размер составляет 10 тысяч евро.
Об опасности правого экстремизма в ФРГ эксперты предупреждали после терактов в Норвегии. Руководитель расположенного в Эссене Института исследования терроризма и проблем безопасности Рольф Топхофен обратил внимание на серьезность проблемы экстремизма в ФРГ. В интервью газете "Рур нахрихтен" он отметил, что проследить за планами правых террористов крайне сложно. Для этого "необходимо сделать возможным наблюдение за интернет-перепиской и телефонными разговорами; только так можно предотвратить подобные преступления".
В настоящее время в Германии действуют около 150 правоэкстремистских организаций. Федеральное ведомство по защите Конституции насчитывает в стране не более 26 600 носителей правой идеологии и откровенных неонацистов. Для пропаганды своих идей лидеры НДПГ по всей Германии ежегодно проводят более 50 сборищ. Почти ежегодно сходки неонацистов с санкции Конституционного суда проходят в Нюрнберге по случаю годовщин состоявшегося здесь последнего съезда нацистской партии. В Любеке перестали быть редкостью марши "правых" в память о жертвах бомбардировки города британской авиацией в 1942 году. Неонацисты пытаются увлечь молодое поколение своими идеями с помощью совместных вечеринок, походов на стадионы, на концерты, поездок на пикники и так далее. Для выражения правых убеждений в ход идут все направления – и рок, и металл, и хип-хоп, и песни бардов. Часто неонацисты бесплатно раздают компакт-диски с правоэкстремистской музыкой. За прекращение праворадикальных сборищ, которые, по мнению ряда экспертов, в современной ФРГ имеют антиконституционную направленность, высказываются руководители федеральных земель и городов, включая Берлин.
Лозунги неонацистов находят определенную поддержку у жителей восточных районов страны, наиболее пострадавших в ходе последнего финансово-экономического кризиса. Некоторые надеются, что НДПГ способна дать им работу и успех в жизни. НДПГ как правоэкстремистская организация находится под надзором Федерального ведомства по защите Конституции. Тем не менее, она добилась успеха на коммунальных выборах в местные органы власти в восточногерманских Лейпциге, Дрездене, Шверине, Ростоке, Эрфурте. В Тюрингии представители НДПГ набрали в среднем 3 проц. голосов и получили 21 место в различных местных советах. В Саксонии-Анхальт число местных органов власти, в которых впредь будут заседать депутаты от НДПГ, увеличилось в четыре раза. В Саксонии НДПГ на местном уровне утроила свое представительство. В Мекленбурге – Передней Померания НДПГ получила в четыре раза больше мест, чем пять лет назад. В ряде городов за неонацистов проголосовало около половины жителей. Примечательно, что в западных федеральных землях, в которых также прошли выборы в местные органы власти, электорат НДПГ не увеличился. В большинстве регионов партия даже не выдвигала своих кандидатов. Причину успехов неонацистов на выборах ряд экспертов видят в том, что крупные партии постепенно утрачивают доверие соотечественников.
Треть немцев полагает, что в результате притока иностранцев из исламских стран Германии угрожает утрата национальной идентичности, утверждают социологи Лейпцигского университета. Они относят 24,7 проц. бюргеров к категории ксенофобов. Исследователи Лейпцигского университета отмечают нарастание в ФРГ не только ксенофобских, но и правопопулистских тенденций. Анализируя результаты опроса, эксперты приходят к выводу, что 8,2 проц. бюргеров имеют "прочные правоэкстремистские убеждения". Носителями "правой" идеологии авторы исследования называют 8 проц. населения, то есть 6,5 млн жителей.
Аналогичные выводы сделали эксперты из расположенного в Ганновере Института криминалистики Нижней Саксонии. Ярко выраженные враждебные чувства к иностранцам в ФРГ испытывает каждый седьмой подросток, говорят они. 4,9 проц. юношей и 2,6 проц. девушек открыто заявили о своей принадлежности к праворадикальным организациям, пропагандирующим национальную рознь. Каждый третий девятиклассник "недолюбливает иностранцев", переехавших на постоянное жительство в ФРГ. Каждый 13-й подросток совершал правонарушения ксенофобского толка – изображал свастику в общественных местах или пытался уничтожить имущество выходцев из других, прежде всего исламских, стран.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.