Россия начала ощущать последствия финансового кризиса в Европе. Этот кризис не только создал атмосферу неопределенности относительно экономической стабильности в стране. Он также поставил под угрозу масштабные кремлевские программы модернизации и приватизации. Эти программы, нацеленные на привлечение в стратегические отрасли российской экономики иностранных технологий и инвестиций, в огромной мере зависят от европейских капиталовложений и сотрудничества с Европой. Но поскольку Европа сегодня в состоянии хаоса, и у Москвы возникают осложнения, будущее данных программ, а также перспективы российских планов по возрождению своих доминирующих позиций в регионе вызывают сомнения.
Последствия европейского финансового кризиса не ограничиваются географическими рамками Старого света, их ощущает весь мир, и у России от этого также нет иммунитета. Эта крупная соседка Европы разработала комплексную стратегию усиления своего господства на постсоветском пространстве и укрепления влияния на его периферии, главным образом, в Европе. А для этого нужны деньги и внутренняя стабильность. Европейский кризис предоставил Москве редкую благоприятную возможность, состоящую в том, что Россия может по дешевке скупать стратегические активы в Европе и выступать как образец региональной стабильности. Однако по мере углубления кризиса в Европе он может все более негативно влиять на Россию. В связи с этим Кремль может столкнуться с необходимостью умерить свои аппетиты, притормозив планы расширения собственного влияния за рубежом. Европейской финансовый кризис стал для России и благодатью, и несчастьем.
Экономические связи России с Европой
Европа это самый важный экономический партнер для России. На ее долю приходится 47% российских объемов торговли, 75% прямых иностранных инвестиций в эту страну и большая часть ее доходов от экспорта энергоресурсов. А поскольку европейские финансы и институты подвергаются одному удару за другим, российская экономика вполне естественно должна пострадать больше других из числа стран, находящихся за пределами Европы.
Европейский кризис оказал свое воздействие на российскую экономику. Курсы акций на российских биржах ММВБ и РТС за последние месяцы то падали, то поднимались с каждым новым событием в Европе. Российский рубль также колеблется: в сентябре он обесценился на 20%, когда прозвучало сообщение о том, что европейцы не смогли договориться о преодолении своего финансового кризиса. Это событие вынудило Кремль осуществить денежную интервенцию для стабилизации российской валюты.
Но обычно российские биржи и рубль это плохие показатели истинного состояния экономики страны. На самом деле, Россия живет и работает вполне успешно, несмотря на кризис по соседству. Рост ее ВВП в 2011 году должен составить около 4,5%, а инфляция около 7%. Это самый низкий инфляционный показатель после распада Советского Союза. Благодаря высоким ценам на энергоресурсы официально валютные запасы России составляют 580 миллиардов долларов; плюс к тому, у нее имеется запас на черный день в сумме 150 миллиардов долларов. А источники STRATFOR в Москве сообщают еще о 600 миллиардах долларов заначки, спрятанной в частных фондах. Однако все это отнюдь не означает, что европейский кризис никак не отразится на России, поскольку наступил он в момент, когда у страны нет явного лидера в области финансовой политики.
Российские озабоченности
Первоочередная задача Кремля – убедить российский народ в том, что стране не грозит судьба Европы. Результаты опроса, проведенного в сентябре российским фондом «Общественное мнение», показали, что 45% россиян больше всего боятся девальвации рубля и очередного мощного экономического кризиса. Российский народ помнит кризисы 90-х, когда в стране произошел крах экономики, возникла гиперинфляция и рухнул рубль. Когда курс рубля в сентябре начал колебаться, люди пошли на приступ в банки, снимая свои накопления. Это стало сигналом для Кремля, и он вмешался. Кроме того, Россия очень серьезно пострадала от финансового кризиса 2008 года.
Чтобы укрепить доверие российского народа, Кремль пытается показать, что у него и у страны на предстоящие годы есть сильный лидер, способный противостоять происходящим во всем мире сдвигам. В марте 2012 года премьер-министр Владимир Путин вернется на свой прежний президентский пост. Многие в России полагают, что более авторитарный стиль руководства Путина это лучший выбор, чем президентское управление Дмитрия Медведева, поскольку он позволит России успешно пережить время неопределенности. Накануне декабрьских выборов в высшие органы законодательной власти и перед мартовскими президентскими выборами Путин планирует влить в российскую экономическую систему дополнительно 6 миллиардов долларов через системы социальной помощи и государственные предприятия. Средства пойдут на создание новых рабочих мест. При этом преследуется цель поднять народную поддержку правительству и повысить его популярность. Кремль впервые публично вливает деньги в систему накануне выборов.
Во-вторых, Кремль предпринимает попытки поддержать рубль, делая это нестандартно. Российское правительство и крупный российский бизнес из энергетической и сталелитейной отрасли и из сферы промышленного производства обычно пользуются иностранной валютой, а не рублем. Таким образом, этих крупных игроков рубль волнует лишь постольку, поскольку он влияет на внутреннюю стабильность. А так как будущее евро в тумане, Москва сейчас стремится сделать рубль более значимой международной валютой, и одновременно более стабильной внутренней валютой. Кремль намерен потребовать от многих из своих главных торговых партнеров, чтобы они производили выплаты в рублях, а не в евро. Некоторые бывшие советские республики, такие как Казахстан и Армения, уже платят России в рублях. Но теперь Москва требует, чтобы крупный покупатель ее энергоресурсов Украина с декабря также начала осуществлять свои многомиллиардные долларовые выплаты в рублях. Если Россия сумеет убедить и другие страны последовать этому примеру, то статус рубля может повыситься, а Москва сумеет воспользоваться большим спросом на российские энергоресурсы для стабилизации своей валюты.
Кремль также стремится сократить свою зависимость от евро. В начале 2011 года 55% валютных резервов России было деноминировано в евро, но с августа Кремль начал постепенно отказываться от европейской валюты. Сейчас евро составляет 30% российских валютных запасов, а доллар 55% (остальное это смесь из канадских долларов, китайских юаней, золота и прочих валют).
Другая проблема состоит в том, что европейский кризис может привести к снижению спроса на российские энергоресурсы, что негативно повлияет на доходы и резервы Москвы. Экспорт энергоресурсов в Европу дает до 40% поступлений в российскую казну, поэтому любое падение спроса может заставить Россию пересмотреть свой бюджет. Более того, снижение нефтяных цен на 1 доллар за баррель означает, что российская казна недополучит 1,8 миллиарда долларов. Кремль подготовил несколько альтернативных бюджетов, чтобы определить, какие проекты и расходы урезать в случае изменения цен на нефть. Источники STRATFOR в Москве сообщают, что бюджет российского правительства на 2012 год сверстан на основе ценового прогноза в 100 долларов за баррель. Но есть у него и другие бюджеты, в которых предусмотрено снижение нефтяных цен до 60, и даже до 38 долларов за баррель. Правительство России также утвердило процедуру использования резервных фондов в случае падения нефтяных цен ниже отметки в 93 доллара за баррель.
Долгосрочные последствия европейского кризиса
Кремль уже ведет расчеты по более долговременным последствиям европейского кризиса для России, выходя за рамки той неопределенности, которую создает нынешний кризис. В первую очередь, он старается учесть последствия ситуации в Европе для российских планов модернизации и укрепления экономики.
В конце 2009 года Россия приняла две программы – модернизации и приватизации, цель которых заключается в привлечении современных зарубежных технологий и значительных иностранных инвестиций в стратегические отрасли российской экономики. Программами предусмотрено, что Европа будет главным партнером России в рамках данных проектов.
Теперь Европа находится в состоянии финансового хаоса, и те сотни миллиардов долларов инвестиций, на которые рассчитывала Россия, будут заморожены. В первой половине текущего года объем иностранных инвестиций в Россию увеличился по сравнению с предыдущим годом. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), прямые иностранные инвестиции в Россию за первые девять месяцев составили почти 12 миллиардов долларов, что на 43% больше прошлогоднего показателя. Здесь большая заслуга принадлежит запущенным в работу программам модернизации и приватизации. Сейчас Центральный банк России сообщает, что рост иностранных инвестиций остановился, и согласно оценкам за четвертый квартал 2011 года, их объем стабилизируется на сегодняшнем уровне. Более того, ЦБР отмечает мощный отток европейского капитала из России. Согласно его оценкам, с начала 2011 года по сентябрь отток европейского капитала из страны составил 36 миллиардов долларов, но в ноябре была произведена переоценка, и появилась новая цифра – 64 миллиарда. Банк также отметил, что к концу года этот показатель может составить от 80 до 100 миллиардов долларов – то есть, почти 6 процентов российского ВВП. Бегство капитала из России кардинально ускорилось после усиления кризиса в Европе.
Сейчас в Кремле идут дискуссии о перспективах программ модернизации и приватизации. Заместитель премьер-министра и влиятельный кремлевский руководитель Игорь Сечин призывает Путина отложить приватизацию целого ряда наиболее важных компаний из стратегических российских отраслей, пока Кремль не определится с их ценой, которая не будет основываться на нынешних факторах глобального экономического спада. Глава Сбербанка Герман Греф заявляет, что если Сечин добьется своего, программа приватизации может казаться отсроченной на годы.
Россия все же может продолжить реализацию данных программ, пригласив европейских партнеров к участию в своих усилиях по модернизации и приватизации. Тем не менее, Кремлю придется предоставить значительные суммы, чтобы привлечь нервничающих европейцев. Медведев заявил 20 ноября, что Кремль будет действовать в этом направлении, вкладывая средства совместно с иностранными компаниями для обеспечения успеха начатых программ.
Финансовое руководство и управление в России
Все это происходит в период, когда Россия осталась без явного лидера в финансовой области, который мог бы принимать решения и определять политику. Ранее курс России в финансовой и экономической областях определял министр финансов Алексей Кудрин, долгое время находившийся на своем посту. Однако из-за спора с Медведевым он был вынужден уйти в отставку, и должность министра оказалась вакантной. Исполняющий обязанности министра финансов Антон Силуанов и главный советник Медведева Аркадий Дворкович пытаются осуществлять финансовое руководство, но никто с момента ухода Кудрина не продемонстрировал понимания тех сложностей, которые таятся в уравновешивании трудной экономической ситуации в России и необходимости использовать ее бюджетную и экономическую политику в целях обеспечения национальной безопасности страны (даже если в этом нет смысла с финансовой точки зрения). Источники STRATFOR в Москве сообщают, что Путин уверен в своей способности принимать такие решения за всю страну, но поскольку в Европе сегодня разразился кризис, Кремлю нужен человек, который сосредоточился бы исключительно и целиком на противодействии кризисным последствиям. В стране огромное множество других стратегических проектов, требующих управления, и Путин в одиночку со всем эти не справится.
Все эти осложнения наступают в момент, когда Россия пытается реализовать комплексную и широкомасштабную стратегию по укреплению своей власти и положения в Евразии. Эта стратегия включает мощные экономические и финансовые составляющие. Евразийский союз будет создаваться по образу и подобию Евросоюза, хотя он удивительно похож на прежнюю российскую и советскую империю. Другая важная задумка России состоит в том, чтобы воспользоваться финансовыми передрягами Европы для скупки ее стратегических активов, в основном центральноевропейских. Для осуществления этих планов Россия должна быть сильной и экономически стабильной.
До сих пор Россия могла действовать в Евразии довольно свободно. Но поскольку сейчас европейский финансовый кризис начинает негативно влиять на Москву, Кремлю придется как-то компенсировать это воздействие. У России пока есть и средства и влияние, чтобы реализовать грандиозную стратегию восстановления своих позиций и веса в регионе. Но она уже не сможет действовать так же агрессивно. Напротив, Москве придется следить за тем, чтобы не перенапрячь свои силы в момент, когда регион страдает от европейского кризиса.
Источник: " "
Оригинал публикации: "Russia Feels the Effects of Europe's Financial Crisis "