В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Европейский кризис открывает для России новые возможности ("Stratfor", США)

Президент России Дмитрий Медведев запланировал на следующий месяц несколько поездок в Европу. Это происходит в то время, как Москва пристально наблюдает за европейским финансовым кризисом – частично из опасений того, что ситуация может негативно сказаться на российской экономике, но большей частью из-за того, что Кремль намерен использовать этот кризис как шанс получить для себя политический рычаг в Европе. План Москвы – сделать так, чтобы Россия выглядела экономически стабильной, накупить европейских активов, пока они дешевы, пригласить европейские страны в Россию и, возможно, предложить финансовую поддержку механизму финансового спасения еврозоны.

Анализ

В течение ближайшего месяца президент России Дмитрий Медведев планирует осуществить несколько поездок в Европу с целью сформировать позицию России на континенте, переживающем сильные изменения в ходе продолжающегося европейского финансового кризиса.

Третьего и четвертого ноября Медведев посетит Францию, где примет участие в саммите «большой двадцатки», во время которого он проведет встречу на полях саммита с французским президентом Николя Саркози. Затем, 8 ноября Медведев посетит Германию, где примет участие в церемонии официального запуска газопровода «Северный поток» и встретится с канцлером Германии Ангелой Меркель. Позднее в ноябре он планирует посетить Италию и Грецию. Хотя у этих встреч есть и другие цели, во время них Медведев пообщается с руководством двух европейских стран-тяжеловесов, принимающих решения относительно финансового кризиса на континенте, а также с руководством двух других стран, остро испытывающих на себе последствия кризиса. Этих визитов не было бы в то время, как внимание этих стран сконцентрировано на кризисе, если бы не тот факт, что Россию также занимает этот вопрос.

Российский интерес в европейском кризисе

Москва сосредоточенно наблюдает за кризисом в Европе, частично по внутренним причинам. Кремль обеспокоен тем, что монументальный кризис может в скором времени срезонировать и на Россию. Москва уже пересматривает свои прогнозы по росту на этот год, принимая во внимание неожиданное замедление, вызванное сдвигами в Европе. Высокие цены на нефть позволили России поддерживать большие потоки наличных, текущих в ее закрома, которые способны ослабить экономический удар, вызванный событиями в Европе.

Кремль также пересматривает свои модернизационные и приватизационные планы, которые требуют десятков миллиардов долларов инвестиций со стороны европейцев в ближайшие несколько лет – большая часть из них, вероятно, будет урезана. Москва также озабочена тем, что российское общественное восприятие европейского кризиса создаст недостаток доверия в самой России; российский премьер-министр Владимир Путин заверил своих избирателей, что его возвращение в президенты в 2012 году призвано помочь руководить более сильной Россией.

Хотя Кремль напряженно ожидает, что последствия европейского кризиса отразятся на России, кризис также дал Москве возможность использовать слабую и хаотичную Европу в своих интересах.

Российская европейская стратегия

За последние несколько лет Кремль предпринял несколько шагов, призванных удержать европейцев от объединенных действий против российских интересов. Получившие название «кампания хаоса», эти инициативы способствовали разделению европейского взгляда на Россию – страны Центральной Европы и страны-тяжеловесы в Западной Европе имеют разные мнения по поводу того, представляет или нет Россия угрозу. Эти разногласия уже повлияли на такие институты как НАТО, и Россия сейчас пытается добиться аналогичного эффекта, используя финансовый кризис как платформу.

У российской стратегии – четыре шага, некоторые из которых связаны и пересекаются. Москва традиционно считает такого рода сложные и запутанные схемы эффективными.

Первая часть плана Москвы заключается в том, чтобы показать Россию в качестве маяка стабильности в океане европейской слабости. Это скорее кампания восприятия, чем что бы то ни было еще. Москва хочет показать Европе, что во время этого кризиса Россия остается сильной экономической державой. Хотя Россия на самом деле не очень экономически сильна, она по-прежнему влиятельна и стабильна, и у нее в руках много денег. Для некоторых европейцев, например, для немцев, это станет приятной новостью, и Россию будут рассматривать в качестве возможного партнера для разрешения проблем, связанных с кризисом. Для других европейцев, в частности, для центральноевропейцев, это станет источником опасений. Страны Центральной Европы считают единство Европейского Союза одним из самых сильных ограничителей возрождающейся России, и если это единство будет поколеблено или разрушено, тогда Россия будет представлять собой еще большую угрозу.

Вторая часть российского плана заключается в том, чтобы скупить активы в Европе, пока они дешевы. Москва уже начала скупать компании по всей Европе, которые пострадали от кризиса. Кремль сконцентрирован в основном на банках и энергетических компаниях, за ними следуют стратегические активы типа портов и аэропортов. Хотя большинство этих сделок все еще находится в стадии рассмотрения или даже на переговорной стадии, Кремль в долгосрочной перспективе уже подумывает об использовании этих активов. Он не рассматривает активы, выбирая те, что смогут дать России наибольшую финансовую выгоду; он рассматривает те, которые обеспечат России важный рычаг влияния в Европе, в особенности, в Центральной Европе.

Россия заинтересована в покупке акций некоторых очень стратегически важных банков в Австрии, Венгрии, Польше, Турции и Нидерландах. Банки в Центральной Европе важны, потому что на долю банковского кредитования в регионе приходится более 90% всех выдаваемых кредитов. Так как большинство стран Центральной Европы уже зависят от банков в большей части своих кредитов, Россия и российский капитал смогут влиять на распределение этих кредитов. После падения Советского Союза в регионе не было никаких достаточно здоровых банков, поэтому их скупили западноевропейцы. Теперь, когда эти банки испытывают проблемы, Россия хочет забрать контроль себе. Россия искала способы увеличить свои рычаги влияния в энергетическом секторе Европы еще до того, как экономический кризис начал углубляться. В 2009 году по Москве был нанесен удар, когда Европа приняла Третий энергопакет, который запрещает энергетическим компаниям контролировать одновременно и производство, и распределительные активы в цепочке энергоснабжения. Однако Россия проигнорировала энергетическую директиву, так как она не подчиняется законам Евросоюза как таковым, добившись сделок с Германией для увеличения контроля над электростанциями.

Теперь, в свете кризиса, Россия хочет скупить множество активов в энергетическом секторе по всей Европе – нефтяные терминалы, поставщиков услуг, розничных продавцов, и крупные нефтяные и газовые компании. Россия знает, что это противоречит положениям Третьего энергопакета, но, скупая эти активы, Россия спасает многие из этих компаний от закрытия, тем самым препятствуя появлению еще более сильного кризиса. В долгосрочной перспективе это может помочь России нанести поражение Третьему энергопакету и повлиять на то, в каком направлении европейцы будут искать источники своей энергетической безопасности.

Третьей частью российского плана является приглашение европейских фирм, ищущих растущие рынки, в Россию. Кремль и его планирующие комитеты еще продолжают разрабатывать эту часть плана, но идея состоит в том, чтобы побудить европейские фирмы транспортного, телекоммуникационного, энергетического и, возможно, даже военно-промышленного сектора работать на активном и развивающемся и расширяющемся российском рынке. Конечно, это потребует от Кремля потратить миллиарды долларов на поддержку этого рынка, но эти траты будут учтены в процессе формирования связей со стратегически важными европейскими компаниями. Например, Nokia – крупнейшая компания в Финляндии – уже плетется позади своих конкурентов в лице Apple и Samsung. Россия ведет переговоры с Nokia о контроле над большей частью российского телекоммуникационного сектора, что даст этой компании монопольное положение на огромном новом рынке и поможет России, которая отстает в этом секторе. Российские предложения европейским компаниям являются частью уже запущенного Москвой плана модернизации, но сейчас цель – сделать эти крупные европейские фирмы, которым некуда расширяться в Европе, зависимыми от их успехов на российском рынке.

Последней частью российского плана является потенциальная финансовая поддержка развивающимся механизмам финансового спасения Европы – короче говоря, выдача наличных. По нынешнему европейскому плану, выработанному для того, чтобы справиться с кризисом, немцы запретили давать новые гарантии германского правительства, и решительно намерены выступать против любой дальнейшей поддержки Европейским Центробанком проблемных суверенных долговых обязательств. А так как Германия и Европейский Центробанк являются самыми реальными источниками потенциального финансирования Европейского механизма финансовой стабильности (European Financial Stability Facility – EFSF) – механизма спасения еврозоны – Европа сейчас пытается добиться финансирования со стороны правительств за пределами Европы. Двумя крупнейшими странами за пределами Европы, которые могут купить облигации через EFSF, являются Китай и Россия.

Управляющий EFSF Клаус Реглинг (Klaus Regling) уже ездил в Китай, но не добился особых успехов. Сейчас он смотрит на другие государства в поисках помощи. Русские сказали, что пока у них денег не просили, и поэтому они лишь пообещали предоставить 10 миллиардов долларов в виде помощи через Международный валютный фонд (МВФ). Однако источники Stratfor отметили, что европейцы заключали договоренности с Россией задолго до того, как было принято решение о финансовых ограничениях со стороны Германии. Теперь, когда русские увидели немецкий план, они, возможно, ждут, чтобы понять, будет ли этот план реализован, прежде чем начать давать европейцам деньги. Также было озвучено, что китайцы ждут, пока русские не озвучат свой европейский план. Китай и Россия проведут встречу по этому вопросу в рамках саммита «большой двадцатки».

Когда русские начнут реализовывать эту часть своего плана, у них будет множество ресурсов, которые можно потратить, за счет многих лет высоких нефтяных котировок. Официально, у России имеется валютных резервов на 580 миллиардов долларов, а источники Stratfor в Москве говорят о еще шестистах миллиардах, накопленных в различных фондах на черный день. Это означает, что Россия сможет оказать Европе содействие, не ставя под угрозу свою собственную экономику. Китай, который был одним из крупнейших покупателей облигаций в рамках EFSF, тщательное исследует нынешнее предложение со стороны Европы в плане нехватки полных суверенных гарантий, но русские смотрят на проблему под другим углом. Москва намерена использовать деньги для получения политического влияния в Европе, и поэтому менее чувствительно относится к финансовым потерям, чем другие инвесторы.

В общем и целом, Россия хочет иметь максимально возможное число стратегий, работающих в Европе одновременно, с целью получить значительный рычаг влияния там во время финансового кризиса, и в то же время не столкнуться с большим количеством обвинений в прямом вмешательстве. Когда накал кризиса в Европе спадет, станет яснее, чего именно русским удалось добиться, в то время, когда европейцы были слишком отвлечены и рассеянны, чтобы что-то замечать.



Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "In Europe's crisis, Russia sees opportunity "


 Тематики 
  1. Мировой финансовый кризис   (268)
  2. ЕС   (529)