Недавний саммит Восточного партнерства ЕС в Варшаве, названный «дипломатическим фиаско» базирующейся в Брюсселе новостной службой EurAktiv, должен побудить Киев к пересмотру своей политики в отношении Европы.
32 представителя ЕС и его государств-членов осудили отсутствие демократии, прав человека и верховенства закона в Беларуси. Они явно ожидали, что их восточные партнеры Украина, Армения, Азербайджан, Грузия и Молдова продемонстрируют солидарность с Европой по отношению к режиму в Минске. Вместо этого, они продемонстрировали солидарность друг с другом: все пять бывших советских республик отказались подписать итоговое коммюнике.
ЕС не предложил восточным партнерам никаких стимулов для того, чтобы присоединиться к ее крестовому походу за демократию. Он не предоставил каких-либо перспектив какой-либо из бывших советских республик на получение когда-нибудь в будущем приглашения на вступление в ЕС, хотя на словах и хвалил их за «европейские устремления ... и европейский выбор». Дальше этого дело не пошло.
На самом деле, ЕС вряд ли в состоянии предложить больше. Он погряз в долговом кризисе в Греции и по всему южному периметру еврозоны, который настолько серьезен, что ставит под вопрос выживание ЕС в его нынешнем виде.
Украине на саммите в Варшаве было уделено значительное внимание в силу ее неизменной стратегической значимости, а также в силу того, что Киев и Брюссель ведут переговоры о поэтапном соглашении о свободной торговле (которое далеко не предполагает членство).
Тем не менее, европейцы призвали президента Януковича к ответу за его преследование Юлии Тимошенко, которое Брюссель считает политически мотивированным. Заместитель премьер-министра Великобритании г-н Николас Клегг, обвинив Киев в «отходе» от демократии, увязал соглашение о свободной торговле с Киевом с «гарантиями того, что противники [украинского] правительства не подвергнуться преследованиям за свои взгляды». Другими словами, отступите в вопросе Юлии или торгового соглашения не будет.
Председатель Европейского совета Херман ван Ромпей пошел по иному пути: после подтверждения того, что преследование Тимошенко представляет собой «серьезный вопрос», ван Ромпей, согласно New York Times, сказал, что ЕС «по-прежнему рассчитывает завершить переговоры об ассоциации с Украиной до конца года». Иными словами, хотя мы осуждаем преследование Тимошенко, мы не позволим этому встать на пути дальнейшей европейской интеграции.
На мой взгляд, подход ван Ромпея возьмет верх. Мощные силы в Брюсселе и Вашингтоне стремятся привязать Украину к группе послушных Западу государств, не из-за любви к Украине или украинцам, а лишь для того, чтобы усложнить жизнь Москве. Какая либо озабоченность со стороны чиновников ЕС за Юлию и ее судьбу не может воспрепятствовать окружению России. Соглашение о свободной торговле с Украиной осложнит усилия Москвы по вовлечению Киева в свой Таможенный союз, и это полностью устраивает Брюссель (и еще больше Вашингтон).
Но то, что хорошо для Брюсселя (и Вашингтона), не обязательно хорошо для Киева. Украинским властям необходимо четко представлять себе цену, которую они платят, отказываясь от членства в Таможенном союзе в пользу соглашения о свободной торговле с Европой.
Некоторые эксперты утверждают, что Европа балансирует на грани финансового краха и возможного распада валютного союза. Время покажет. Очевидным является то, что Европа даже до нынешнего кризиса в силу структурных причин была зоной низкого роста. Зарегулированная, с чрезмерным налогообложением и излишним перераспределением, она превратилась в то, что британский журналист Джеймс Делингпол называет «Экономической мертвой зоной коммунистического образца, в которой все производственные и финансовые отрасли уже давно сбежали в безопасные места на Дальнем Востоке».
Не зря европейские блоггеры часто используют для ЕС называние EСССР. Крайне маловероятно, что такая Европа может служить движущей силой экономической трансформации Украины.
Киеву следует серьезно проанализировать те преимущества, которые он сможет получить от вступления в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном. К ним относятся:
· Беспошлинный доступ к рынку в 200 миллионов человек с неудовлетворенным спросом практически на все;
· Языковая и культурная общность между представителями украинского бизнеса и их коллегами по всему ТС;
· Увеличение прямых иностранных инвестиций в украинские предприятия и инфраструктуру по мере того, как иностранные фирмы будут расширять физическое присутствие на территории Таможенного союза с тем, чтобы избежать тарифной дискриминации (что не происходит сейчас, и вряд ли произойдет при создании зоны свободной торговли);
· Преимущества относительно высоких темпов роста в России (4% по сравнению с 1,7% в ЕС). При этом, в то время как во всех частях Европы (кроме Албании) происходит резкое сокращение населения, Украина и Россия имеют избыточную рабочую силу с учетом размеров их экономик; а Европа, напротив, стоит перед лицом серьезных проблем с трудовыми ресурсами, которые могут быть преодолены только путем массовой иностранной иммиграции – той альтернативы, которую все большее число европейцев считают неприемлемой. Таким образом, существуют препятствия культурного характера на пути европейского экономического роста, которых нет в Украине и России;
· Оплата газа по внутрироссийским тарифам. Это даст много преимуществ, в том числе в виде смягчения непростых финансовых решений, связанных с повышением тарифов на газ для бытовых потребителей и сокращением пенсионных расходов за счет повышения пенсионного возраста.
Украинская экономика нуждается в помощи, и она ей нужна прямо сейчас. В то время как Таможенный союз начинает действовать уже скоро – с января 2012 года, соглашение о свободной торговле с Европейским Союзом, если оно будет согласовано до конца декабря, скорее всего, будет подписано в середине 2012 года незадолго до парламентских выборов. После чего от 18 до 24 месяцев уйдет на то, чтобы соглашение было ратифицировано государствами-членами Европейского Союза.
Если, однако, ЕС настаивает на удовлетворительном разрешении дела Тимошенко в качестве предварительного условия для заключения соглашения, это, несомненно, приведет к еще большей задержке в его ратификации и реализации.
Украина не может ждать так долго. Более глубокая интеграция с настораживающе проблемной Европой может быть не лучшим выбором для Украины. К счастью для Украины у нее есть и другие более привлекательные варианты поближе к дому.
Энтони Салвия (Anthony T. Salvia)
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Is Europe Really A Good Option for Ukraine? "