Кандидаты в президенты без всякого стеснения говорят о божественном предначертании политики и действий США. Этот распространенный тезис об американской исключительности означает, что нашей стране закон не писан.
В США, несмотря на конституционное положение об отделении церкви от государства, религия и политика неразрывно связаны. Чтобы придать авторитетности своим словам, кандидаты в президенты от обеих партий регулярно поминают всуе Всевышнего. Им точно известен промысел божий.
В результате недавнее выступление фаворита республиканцев Митта Ромни (Mitt Romney) в военном училище «Цитадель» одновременно и ошеломляло, и казалось банальным. «Господь создал нашу страну не для того, чтобы она плелась в хвосте у других, – заявил Ромни. – Америка должна быть мировым лидером». Когда у США нет «четкой цели и решимости, мир становится куда более опасным»: под угрозой оказывается сама свобода. Чтобы подобная катастрофа не случилась, подчеркнул кандидат, «наш век должен стать американским веком»: Соединенные Штаты должны преобладать в экономическом плане и обладать «самыми мощными в мире вооруженными силами».
Откуда он это взял? Сам Ромни задал риторический вопрос: «Почему Америка должна отличаться от других стран?» В ответе, который он тут же дал, заключена сама суть нашей сегодняшней «светской религии»: «Я считаю, что мы – исключительная страна с уникальной судьбой и ролью на мировой арене».
В Ветхом Завете нет ничего, что подкрепляло бы этот тезис. То же самое можно сказать о Новом Завете Иисуса Христа и апостолов. Но «библия по-американски» содержит фактически «третий завет», обосновывающий это представление об уникальности США. Этот завет, основанный на тщательно подтасованной истории 20 столетия, рассказывает о новом «избранном народе», который Бог сделал орудием Спасения, который ведет человечество к Земле Обетованной.
Для каждого, кто претендует на высокий государственный пост, клятва в верности этому «третьему завету» фактически обязательна. И Ромни в своей речи в «Цитадели» не стал исключением. Риторически преклоняя колена перед «поколением, сражавшимся на фронтах мировых войн, прошедшим через Великую депрессию и одержавшим победу в «холодной войне», он призвал слушателей «принять факел», что наши предки всегда держали высоко, и неуклонно продолжать путь к «свободе, миру и процветанию». В этом, объяснил он – призвание Америки, которое могут разделить граждане независимо от вероисповедания (включая и атеистов).
«Настало время Америки», – настаивал Ромни. Тех, кто не согласен с «третьим заветом» он уподобил негодяям, предлагающим, чтобы страна «заползла в изоляционистскую раковину», «вывесила белый флаг капитуляции», и согласилась с утверждениями будто «время Америки прошло». Все это он отмел как «полную чушь».
Но обязанности предполагают и права. И богоизбранные могут не подчиняться правилам, которым следуют все остальные. В частности, они не признают собственных ошибок. «Я никогда не буду извиняться за Америку», – пообещал Ромни. Извиняются за просчеты, ошибки и вину – а их не может быть у страны, чьи намерения и дела согласно «третьему завету» проникнуты исключительно благом.
Прежде всего Соединенным Штатам незачем извиняться за свое стремление к постоянному военному превосходству и склонность к насилию. «Когда Америка сильна, – провозгласил Ромни, – в мире становится безопаснее». Реалии эпохи после окончания «холодной войны», когда США далеко опередили другие страны по военной мощи, но порядка на международной арене больше не стало, вряд ли могут служить подтверждением этого тезиса. Тем не менее утверждение о том, что военный потенциал Америки и готовность его применить служат делу мира, остаются одним из краеугольных камней «третьего завета». В результате, если появление у Китая единственного авианосца преподносится как нечто опасное, то 12 американских авианосцев лишь утверждают торжество добра по всему миру. Если недолгий «рейд» российских войск на территорию Грузии угрожает миру, то затяжные войны, ставшие результатом вторжений в Ирак и Афганистан, его только укрепляют.
В речи Ромни нет ни одного постулата, который тысячи политиков и экспертов не повторили уже тысячу раз, и не повторят еще. Значение его выступления – не в новаторстве, а в банальности. Можно ли считать мормонов настоящими христианами? Благодаря Ромни этот вопрос утратил актуальность. В политическом плане он показал себя истинно верующим, придерживающимся религиозного подхода к государственным делам.
Никто из ведущих претендентов на выдвижение от Республиканской партии не станет оспаривать тезисы, изложенные Ромни. Ведь они разделяют мнение о том, что Господь назначил Америку своим «полпредом» на нашей грешной Земле. Они поддерживают постулат Ромни о том, что военная мощь – ключ к тому, чтобы «американский век» продолжался. Наконец их, как и Ромни, не интересуют реалии современного мира: они делают вид, будто на дворе все еще 1945 год.
Кто бы ни стал кандидатом от республиканцев, он непременно будет утверждать, что Обама не верит во все эти истины – а значит не заслуживает и второго срока. Президент, в свою очередь, не пожалеет сил, чтобы доказать обратное. Как он уже это делал раньше, Обама декларирует свою приверженность «воинствующей исключительности», доказывая тем самым, что он – настоящий американец. Предвыборная кампания превратится в состязание апологетов мессианства.
Большинство экспертов считают, что исход выборов решат экономические вопросы. Но независимо от результата подлинным победителем станет концепция американской исключительности. Человек, который принесет присягу 20 января 2013 года, несомненно будет приверженцем «третьего завета» библии по-американски. В этом отношении – к добру или к худу – итог предрешен. Можете даже сказать, что это воля Божья.
Эндрю Дж. Басевич – историк, специалист по международным отношениям, профессор Бостонского университета.
Источник: "Голос России"
Оригинал публикации: "America: With God on our side "