В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Обострение отношений между Ираном и Саудовской Аравией

Разворачивается новый виток напряженности между Ираном и Саудовской Аравией. 12 октября вице-президент США Джо Байден обвинил Иран в готовящемся акте государственного терроризма. Он имел ввиду раскрытый спецслужбами страны заговор с участием якобы двух оперативников Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Мансура Арбабсияра и Голама Шокури. Они, по словам Байдена, должны были убить саудовского посла в Вашингтоне и взорвать израильское и саудовское посольства в американской столице. Байден заявил: "Это возмутительный акт, нарушающий самые основы, на которых государства строят отношения друг с другом. Это – грубейшее нарушение дипломатической неприкосновенности". Последовало осуждение и со стороны верховного комиссара ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон, заявившей, что действия Ирана повлекут за собой самые серьезные международные последствия. Тегеран категорически отвергает все обвинения в свой адрес, заявляя, что речь идет о провокации, инспирированных США и Израилем.

Иранские СМИ подробно реагируют на историю с покушением на саудовского посла, обращая главным образом внимание на саудовско-американские взаимоотношения. Так, авторитетная ежедневная газета "Эбтекар" в специальной аналитической статье под названием "Саудовская Аравия играет с огнем" писала 15 октября, что нет никакого сомнения в превращении саудовского королевства в послушную американскую марионетку.

"Воодушевившись таким статусом, – пишет газета, – Эр-Рияд настолько осмелел, что готов начать против нас войну". Праворадикальная "Джомхурийе Эслами", отбросив всякую политкорректность, называет саудовского посла малозначащей политической фигурой, которая "недостойна (! – В.М.) террористического акта со стороны иранцев".

Газета "Шарк", между тем, выражает мнение, что в нынешних условиях, когда Ирану мало кто симпатизирует в ближневосточном регионе, ситуация с попыткой теракта в отношение дипломатического представителя саудовского королевства может доставить немало хлопот и беспокойства исламскому режиму: "Мы стоим перед возможностью огромного давления со стороны мирового сообщества". Эта газета, быть может, единственная из тегеранских газет, которая видит нынешний инцидент как создающий серьезные риски иранскому режиму, отягощенному в последние недели серьезным внутренним противостоянием, угрожающим стабильности.

Вопросом о том, что представляют собой исполнители неудавшегося теракта, задаются в основном иностранные СМИ. Кто он – Мансур Арбабсияр? Насколько это самостоятельная фигура? Или это человек, ищущий приключений исключительно ради денег? Американские СМИ считают, что основный подозреваемый по этому делу, человек религиозный, уроженец иранского города Керманшаха, эмигрировавший в Америку лет тридцать тому назад, согласился на этот сомнительный "бизнес" исключительно ради денег, не задумываясь об их происхождении. The Washington Post, раскопавшая данные об этом персонаже, пишет, что он несколько десятилетий занимался перепродажей подержанных автомобилей в Техасе, причем годами терпел страшные убытки, и был готов на любую работу, способную дать хоть какой-нибудь доход. Одному из своих друзей он недавно хвастал, что вскоре, вероятно, разбогатеет, однако отказался назвать источник своего потенциального обогащения. К тому он был не чужд дурным привычкам и слыл выпивохой. Израильская The Jerusalem Post установила, что не так давно Мансур Арбабсияр, имеющий американский паспорт, совершил поездку в Иран, где встречался с одним из своих родственников, с которым был весьма дружен в детстве, ныне занимающим достаточно высокий пост в КСИР. Тот вполне мог вывести его на выгодное дело, с помощью которого Мансур Арбабсияр мог поправить финансовые дела.

Забавно отметить тот факт, что именно в Керманшахе, откуда родом Мансур Арбабсияр, религиозный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, находившийся там с официальным визитом 15 октября, сделал первое официальное заявление о деле с покушением на саудовского посла. По его словам, никакого иранского следа, а тем более участия КСИР в намечавшемся теракте против саудовского посла в Вашингтоне просто не было. Американские обвинения он назвал бессмысленными инсинуациями.

Как сказал Хаменеи, все СМИ, руководимые международной сионистской сетью, подняли ужасный вой по этому поводу. "Я думаю, 90% американцев не поддерживают администрацию в этом вопросе, протестуя против конфронтации с нашей страной", – сказал Али Хаменеи. Другой руководитель страны – президент Махмуд Ахмадинежад в течение всех дней, прошедших после оглашения этого инцидента избрал тактику молчания. Аналитики считают, что тем самым он дает понять, что не имеет никакого отношения к происходящему, хотя ни для кого не является секретом его тесная связь с КСИР. И коль скоро в прессе мелькает имя Хаменеи, так это логично, считает Ахмадинежад, ибо именно тот является по конституции Главнокомандующим, ответственным в том числе и за КСИР, на который и возложили ответственность за случившееся.

Обострившаяся в стране антиамериканская кампания дополняется разнузданными и достаточно безответственными заявлениями антисаудовского содержания. Дошло до того, что один из радикалов в религиозном истеблишменте – аятолла Мехди Танеб – пригрозил саудовскому монарху физической расправой, добавив, что саудовцы играют на руку США, пытаясь направить мир против Ирана. При этом Саудовскую Аравию он назвал "ничтожным муравьем". Другой видный иранский деятель, член Комиссии по национальной безопасности и внешней политике Собрания исламского Совета (парламента) Мохаммад-Карим Абеди пригрозил королевству возможностью использования военной силы. "Если мы вознамеримся совершить серьезную акцию против Саудовской Аравии, мы с легкостью введем туда наши войска, арестуем их лидеров и осудим их" – сказал Абеди. Саудовская Аравия тоже не отмалчивается и заявляет о том, готовит "взвешенный ответ". Это можно понять из сделанного в Вене 13 октября заявления министра иностранных дел Сауда аль-Файсала, где сказано, что его страна не собирается мириться с "таким заговором". Днем ранее бывший глава саудовских спецслужб Турки аль-Файсал, работавший в свое время послом в Вашингтоне, сказал, Ирану не будет позволено уйти от ответственности за "планировавшееся злодеяние". Этот акт осудил и Генеральный секретарь Совета по сотрудничеству в Персидском заливе Абд аль-Латиф аль-Зайани. Он высоко оценил действия по предотвращению покушения и обратился к Ирану с предложением строить отношения с соседними странами на основе сотрудничества и транспарентности.

Таким образом, налицо новое обострение ситуации в отношениях между двумя могущественными странами региона Персидского Залива. Они почти постоянно балансируют на грани возможной конфронтации. Причин тому достаточно много. Одна из них – претензия иранского режима быть центром мирового ислама. Для саудовцев, чей монарх обладает правом быть хранителем священных мест ислама, концентрируя тем самым в своих руках верховенство во всем исламском мире, это принципиально неприемлемо. Другой острый вопрос – антизападная составляющая иранского внешнеполитического курса, входящая в противоречие с прозападной ориентацией, которой придерживается Саудовская Аравия.

До поры до времени обе страны находили взаимопонимание в вопросе ближневосточного урегулирования. При покойном короле Фахде их базой были общие лозунги борьбы с сионизмом и непримиримая позиция по отношению к Израилю. Один из саудовских принцев – министр обороны Султан – даже сказал, что "иранские братья – наши главные партнеры в регионе". В феврале 2000 г. в трех крупнейших городах саудовского королевства – Эр-Рияде, Джидде и Дахране – прошла грандиозная иранская торгово-промышленная выставка. Обе страны стали плодотворно сотрудничать в ОПЕК, где прежде им как лидерам мировой нефтедобычи приходилось серьезно конфликтовать. Приход к власти в Иране президента Махмуда Ахмадинежада ознаменовался поначалу интенсификацией контактов. Начались совместные консультации по назревшим и актуальным региональным и глобальным проблемам. Официальный визит М.Ахмадинежада в Саудовскую Аравию способствовал росту доверия между двумя ведущими государствами исламского мира, показал их взаимную обеспокоенность по поводу проявлений суннитско-шиитской розни.

Однако, со временем вновь выявляются болевые точки в двусторонних отношениях, способные подорвать шаткое равновесие. Все государства региона Персидского залива, и первую очередь – саудовское королевство всерьез обеспокоены масштабными военными приготовлениями Тегерана, реализацией его атомной программы, в которой для Эр-Рияда опасен военный компонент. Там считают, что это фактор подрыва сложившегося баланса сил и очевидная угроза позициям королевства в мировом исламском сообществе. Однако наиболее конфликтогенным для ирано-саудовского диалога является нестыкующееся видение арабо-израильского урегулирования. Саудовцев раздражают высказывания президента М.Ахмадинежада об уничтожении еврейского государства и отрицающие диалог между Израилем и арабскими странами.

Противостояние двух стран зачастую принимает очень острые формы. В декабре 2008 г. оно приняло форму грубых антисаудовских провокаций и демонстраций в Тегеране, когда их участники в полный голос скандировали лозунги, называющие короля Саудовской Аравии "кафиром"(неверным) и ренегатом. Но главное острие было направлено против продвижения саудовской мирной инициативы, выдвинутой королем Саудовской Аравии. Комментируя позицию Ирана в этом вопросе, многие аналитики обвиняли Иран в гегемонизме, навязывании региону своих подходов в решении кризисных ситуаций. Как и сейчас, в Иране допускались антисаудовские высказывания со стороны консервативного лагеря. В частности, известный в Иране религиозный деятель ходжат-оль-эслам Данешманд позволил себе нецензурные выражения в адрес суннитов.

Другой авторитетный клерик аятолла Сафи-Гольпаегани сказал, обращаясь к своим последователям: "Остерегайтесь ваххабитов (последователи официально признанного в Саудовской Аравии направления ислама – В.М)), они уже объявили войну против шиитов". Аятолла Хоссейн Нури-Хамадани призывал тогда паломников во время хаджа не покупать никаких товаров "у этих ваххабитов". Новые причины для противостояния появились и в нынешнем году, когда определились разные позиции «заклятых друзей» в подходах к событиям в арабском мире. Таким образом, выкристаллизовывается новый виток противостояния, обостряющий старые узлы противоречий и разные подходы к политической реальности, которую в Тегеране и Эр-Рияде видят по-разному.


В.И.Месамед
Источник: "Институт Ближнего Востока "

 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)
  2. Иран   (284)