Геополитические позиции стран Запада, в первую очередь США, слабеют. Эти государства уже не хотят и не могут выступать в роли мировых лидеров. Таков основной вывод доклада влиятельного британского Международного института стратегических исследований "Ежегодный обзор международных отношений" за 2011 год. Исследование было представлено в Лондоне 6 сентября.
"Источник лидерства в мире по важнейшим стратегическим вопросам стал одновременно неопределенным и изменяющимся, – подчеркивается в докладе. – США не всегда хотят брать на себя роль лидера, не способен на это и Евросоюз в лице Великобритании и Франции. В результате сейчас создается впечатление, что Запад, ослабленный тяжелыми экономическими проблемами, страдает стратегической усталостью".
"При этом переживающие быстрый подъем страны Востока, и в первую очередь Китай, пока еще не готовы взять на себя мировое лидерство", – отметил, представляя доклад, глава института Джон Чипмэн. В целом, минувший год ознаменовался мощными геополитическими потрясениями, наиболее значительным из которых стала "арабская весна". По мнению аналитиков, страны Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки вошли в длительную фазу нестабильности. "В ближайшие годы и даже десятилетия арабский мир будет в первую очередь занят решением собственных внутренних проблем, а также поисками модели экономического и социального развития со всеми вытекающими из этого для внешнего мира последствиями", – считает Чипмэн.
В текущем году в мире продолжалось четкое стратегическое смещение влияния в сторону стран с новой экономикой и прежде всего Китая, подчеркивается в докладе. "КНР становится все более уверенной в себе и даже проявляет агрессивность в публичной дипломатии", – заявил Чипмэн. По его словам, ближайшие месяцы станут решающими в определении того, какими методами Пекин будет добиваться своих внешнеполитических целей.
В этой связи специалисты института называют район Южно- Китайского моря эпицентром выработки нового стратегического внешнеполитического курса Китая. "Рост напряженности в Южно- Китайском море будет усиливаться, учитывая его ключевое стратегическое положение в этой части мира, наличия на его шельфе крупнейших месторождений нефти и газа, а также имеющиеся территориальный споры, – заметил аналитик IISS. – Для Китая мощное присутствие в этом море необходимо по важнейшим геополитическим причинам. Однако и другие страны региона, в первую очередь Япония, Вьетнам, Малайзия не готовы уступить Пекину без борьбы. В этой связи они все больше полагаются на помощь со стороны США для позиционирования и защиты своих интересов в Южно-Китайском море. В результате оно быстро превращается в стратегический полигон, где новая растущая мировая супердержава – Китай войдет в прямую конфронтацию со сверхдержавой 20 века – США», – подчеркнул специалист.
Между тем, эксперты IISS не предвидят возникновения в обозримом будущем войны в этом регионе мира. "Смысл сегодняшнего дня в геополитике заключается в том, что региональные проблемы будут решаться в первую очередь региональными силами, без особого вмешательства внешних игроков", – подчеркивается в докладе.
Основная часть исследования посвящена анализу последствий "арабской весны". Массовое движение, приведшее к краху ряда режимов, создало в мире принципиально новую ситуацию. Так, поддерживавшаяся США в течение десятилетий политическая структура Ближнего и Среднего Востока, когда ставка делалась на репрессивные режимы, которые должны были не допустить разрастания исламистского терроризма, рухнула. В результате повергнута вся концепция борьбы "с мировым терроризмом в его мусульманском варианте", отмечается в докладе. Сейчас один из главных вопросов состоит с тем, кто придет к власти в Египте, Ливии, Тунисе и Йемене, считают аналитики IISS. Политические и экономические элиты в этих странах, а также во всем арабском мире пытаются сейчас найти ответ на происшедшие события. При этом в первую очередь они инстинктивно увеличили государственные расходы с тем, чтобы сбить волну социального недовольства.
Еще одна мера – отставка правительств вполном составе, как это произошло в Египте, Иордании, Омане и Сирии. Одновременно происходит ослабление служб безопасности, что может рассматриваться оппозицией как проявление режимами слабости. "Создается впечатление, что правительства региона не способны сейчас использовать в собственных целях ту энергию, которая выплеснулась на улицы арабских городов и дать обществу свою четкую повестку дня", – говорится в докладе.
Арабский мир стоит на пороге перераспределения глобального баланса в гигантском регионе от Марокко на Западе до Афганистана на Востоке, считают аналитики IISS. Изменения затронут и структуру безопасности. До нынешних событий в ее центре находился Иран и его возможное стремление получить доступ к ядерному оружию. Поддерживаемые США и Западом в целом режимы стран Персидского залива, Египта, Иордании и большинство государств Северной Африки противостояли проинранскому альянсу, в который наряду с Тегераном входила Сирия, а также движения ХАМАС, Хезболлах и ряд влиятельных иракских группировок. Центральным элементом в этой архитектуре был Египет, что определялось его историческим влиянием в арабском мире, а также особыми отношениями с США, Израилем и странами Персидского залива. "Арабская весна" опрокинула все это построение, и сейчас и регион, и весь мир стоят перед сложной задачей формирования нового порядка в этой части мира.
После представления доклада состоялась продолжительная пресс-конференция, касавшаяся самых различных сторон геополитической ситуации в мире. В отношении "Аль-Каиды" эксперты института заявили, что изначальные планы этого террористического альянса не оправдались, однако "джихадистское движение сохранится в той или иной форме". При этом эпицентром мирового терроризма останется Восточная Азия и Ближний и Средний Восток.
Но и для Запада угроза со стороны террористических групп будет сохраняться. Эксперты предупредили о необходимости принять меры по обеспечению безопасности предстоящей летней Олимпиады-2012 в Лондоне.
В том, что касается Сирии, аналитики института считают, что этой стране угрожает повторение судьбы Ливана ввиду вмешательства внешних сил. По их мнению, в Сирии будет затяжная борьба. "Надежда на то, что революция победит во время недавно закончившегося Рамадана, не оправдалась. Развитие событий в Сирии пошло по затяжному варианту", – констатировали они.
Между тем, Иран становится все более сильным региональным раздражителем. С одной стороны, Тегеран выиграл от ухода Мубарака, который был ключевым игроком на стороне США. В результате позиции Вашингтона значительно ослабли. Однако и у Ирана есть свои проблемы, так как крах режимов сократил притягательность для арабской улицы "революционных идей Тегерана".
Одновременно "арабская весна" вызвала крах системы безопасности в ряде стран этой части мира, что стало шансом для джихада. Ранее исламисты пытались заставить Запад уйти из региона с тем, чтобы ослабить собственные правительства, падения которых они добивались. Однако, когда эти правительства неожиданно рухнули, джихадисты оказались в новой ситуации. Во-первых, им требуется время для реорганизации, в том числе и идеологической. Но при этом они будут действовать в новых условиях значительного ослабления правоохранительных сил.
О неготовности исламистов взять власть в свои руки свидетельствует и ситуация в Йемене, когда даже в условиях отъезда президента на лечение за границу, они не смогли предпринять убедительных шагов. "Мы переоцениваем возможности исламистов, – заявил один из аналитиков института. – Опыт Йемена говорит о том, что эти группировки локальны и слабы".
Между тем, США, в первую очередь, сосредоточили внимание на событиях в Египте и Сирии, так как эти две страны являются "структурообразующими" на Ближнем Востоке. "Тунис, Ливия и даже Йемен не интересуют Вашингтон в той мере, как Каир и Дамаск. Именно на этих двух направлениях и будут в ближайшее время работать Соединенные Штаты", – сделал вывод аналитик IISS.
На Ближнем Востоке, как и в регионе Южно-Ккитайского моря, у США имеется одна и та же важнейшая проблема – не подорвать свой престиж в глазах союзников, считают эксперты института. "Сделанная в известной каирской речи президентом США Бараком Обамой заявка на сближение с арабским миром не реализовалась, – констатируют они. – В результате сейчас перед Вашингтоном стоит сложнейшая задача найти новые рычаги воздействия на ситуацию в момент, когда многие старые уже не работают. Еще одна трудность для США состоит в том, что у них, видимо, не хватает сил для широкой работы в регионе в момент, когда приближаются президентские выборы и Обама добивается своего переизбрания".
При этом, по мнению специалистов института, интервенции НАТО в Сирии не будет. "В Ливии сложились уникальные условия для действий Североатлантического альянса, они уже едва ли где смогут повториться", – заявил специалист IISS. "Во-первых, – указал он, – Турция выступает против военного вмешательства в Сирии, что практически исключает вариант участия НАТО на стороне одной из противоборствующих в этой ближневосточной стране сил. Нет и желания соседних с Сирией государств видеть ее в качестве объекта атаки НАТО".
Спустя 10 лет после атаки фанатиков "Аль-Каиды" на символы политического, военного и экономического могущества Запада этот террористический альянс пришел в упадок и уже больше не представляет глобальной угрозы миру. Сейчас становится ясно, что захват 11 сентября 2001 года четырех пассажирских самолетов и использование их для ударов по Пентагону, небоскребам Всемирного торгового центра в Нью- Йорке и неудавшейся попытке атаковать здание Конгресса стало крупнейшей операцией "Аль-Каиды". После этого она не смогла предпринять действий, аналогичных по размаху и влиянию на исторические события.
Вторжение в Афганистан международной коалиции во главе с США привело к уничтожению ядра "Аль-Каиды", которая использовала эту страну в качестве своей основной базы. Одновременно ведущие страны мира приступили к реализации беспрецедентной кампании по борьбе с международным терроризмом, которая многократно ослабила входившие в альянс группировки и привела к ликвидации сотен лиц из высшего и среднего звена "Аль-Каиды".
Точку в этой главе, начавшейся 11 сентября 2001 года, поставил выстрел американского морского пехотинца 1 мая 2011 года в пакистанском городе Абботабад, когда был ликвидирован исторический главарь "Аль-Каиды", его мозг и кошелек – Усама бен Ладен. Более того, заставшая всех врасплох "арабская весна", которая привела к крупнейшему с момента падения Берлинской стены геополитическому землетрясению, показала, что "Аль-Каида" превратилась в исторический реликт, у которого нет будущего. "Все говорит о том, что террористический альянс потерпел неудачу в достижении своей главной цели – вызвать глобальное исламистское восстание" – отмечается в докладе. – Ведущее направление ислама отвергло нигилистский подход бен Ладена, тем более, что основными жертвами "Аль-Каиды" стали сами мусульмане. При этом руководство альянса в высшей мере пострадало от ракетных ударов и операций спецназа США".
"Арабская весна" стала полной неожиданностью для "Аль- Каиды", и сейчас террористическая сеть пытается выработать новую стратегию с тем, чтобы попытаться остаться актуальной". "Тем не менее, ряд аспектов идеологии "Аль- Каиды" продолжает сохранять определенную притягательность для части мусульманской молодежи. В этой связи, в первую очередь речь идет о Пакистане, где существуют многочисленные джихадистские группировки".
"Следует также признать, что появление "Аль-Каиды" привело к фундаментальным изменениям в поддержании контроля и обеспечении безопасности в ряде областей, таких как воздушные перевозки, защита инфраструктуры, мониторинг общества", – подчеркивается в докладе института.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.