Экономика Бразилии, еще недавно считавшаяся образцом успешной реализации всех преимуществ быстрорастущих рынков, похоже, приближается к зоне турбулентности. Это проявляется в целом ряде факторов и обстоятельств, которые правительство пытается учесть, чтобы избежать крупных неприятностей в полете. Речь идет и о моторах – горнорудной промышленности, нефтедобыче, сельском хозяйстве, и о планере – ими условно можно назвать инфраструктуру, и о пассажирском салоне, на который работают все потребительские отрасли.
Сейчас стало ясно, что уходят в прошлое времена прежних стабильных темпов роста /в среднем на уровне 4,4 проц./, которые показывала национальная экономика в 2004-2010 гг. И уж точно не повторится рекордный прошлогодний прирост ВВП в 7,5 проц.
По оценкам Международного валютного фонда, в этом году ВВП Бразилии увеличится на 3,7 – 4 проц. В 2012 году МВФ ожидает роста бразильской экономики на уровне 3,6 проц. На фоне столкнувшихся со стагнацией экономик развитых стран Запада бразильские перспективы выглядят даже оптимистично. Однако в группе БРИКС /Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР/ крупнейшая южноамериканская страна начинает по темпам развития смещаться ближе к концу списка. На этом фоне анахронизмом выглядят такие еще недавно популярные у журналистов сравнения, как "латиноамериканский Китай в экономике".
В то же время, общее положение бразильской экономики оценивается международными экспертами по-прежнему как весьма устойчивое, а платежеспособность правительства не вызывает сомнений. В августе японское рейтинговое агентство R&I повысило суверенный рейтинг Бразилии с BBB- до BBB. Ранее в июне агентство Moody's подняло долгосрочный кредитный рейтинг Бразилии с Baa3 до Baa2. В апреле агентство Fitch улучшило оценку кредитной надежности Бразилии с BBB- до BBB.
Международные валютные резервы Бразилии с начала года по состоянию на середину августа увеличились на 21,5 проц. и достигли 350,88 млрд долл. В значительной мере рост резервов был обеспечен за счет скупки Центробанком долларов на внутреннем рынке. В прошлом году Центробанк приобрел 41,1 млрд долл. Между прочим, в 2004 году все резервы Бразилии не превышали 40 млрд долл.
В прошлом году Бразилия выступила одним из основных покупателей ценных бумаг казначейства США и сейчас имеет их на общую сумму 211,4 млрд долл. Таким образом, на американские государственные облигации у крупнейшей южноамериканской страны приходится две трети всех её международных резервов.
Надо признать, снижение темпов роста ВВП в специфических бразильских условиях не выглядит как "абсолютный негатив". Ведь платой за быстрый рост стала инфляция, которая в этом году, по последним августовским оценкам Центробанка, составит 6,28 проц.
Чтобы сдержать инфляцию, Центробанк удорожает кредит. Сейчас ставка рефинансирования доведена до 12,25 проц. Но дорогой кредит в сочетании с реалом, считающимся самой переоцененной валютой в мире, оборачивается проблемами для национальных экспортеров, быстро теряющих конкурентоспособность.
К июлю бразильский реал подорожал по отношению к доллару до 1,55 реала за 1 доллар США. Это означало возврат к обменному курсу 1999 года, то есть, двенадцатилетней давности.
По состоянию на середину августа внешнеторговый баланс, впрочем, выглядел весьма благополучно. Накопленное положительное сальдо составило 18,383 млрд долл. Однако секрет успеха бразильской внешней торговли кроется не в увеличении физических объемов экспорта, а в росте цен на основные экспортные товары, относящиеся к категории "комодитиз" – железная руда, соя, сахар и т.д.
При этом внешняя торговля Бразилии во многом зависит от состояния мировой экономики. А здесь, увы, на оптимистичные прогнозы надеяться не приходится.
В то время, как США заливают экономику дешевыми деньгами, депозитные ставки бразильских банков кажутся просто заоблачными. Чтобы поставить заслон притоку спекулятивных и портфельных инвестиций и сдержать дальнейший рост реала, правительство ввело ряд налогов и ограничений на спекулятивные финансовые операции и краткосрочные инвестиции. В частности, был введен 6-процентный налог на кредиты, получаемые бразильскими компаниями за рубежом.
Последствия этих мер, как явствует из данных Центробанка, уже стали сказываться на валютном балансе. Во втором квартале этого года приток долларов был меньше оттока денежных средств, однако пока говорить о смене тренда аналитики не решаются. По их мнению, даже при условии принятия новых правительственных мер, реал до конца года существенно не подешевеет /сейчас обменный курс составляет 1,6 реала за доллар США/.
Тем не менее, в результате принятых мер биржа Сан-Паулу в значительной мере очистилась от "быстрых денег", которые в прошлом толкали вверх индекс БОВЕСПА. С другой стороны, биржевой индекс крупнейшей торговой площадки Латинской Америки с начала года демонстрирует падение, и сейчас совокупная стоимость ценных бумаг, измеряемая БОВЕСПА, по сравнению с январским уровнем снизилась почти на треть.
Стабильный рост в нулевые годы бразильской экономике в значительно мере обеспечил внутренний рынок, на который вышли миллионы новых потребителей. В Бразилии ряды среднего класса с 1999 года пополнили 31 млн человек. Сейчас в эту категорию граждан с доходами на семью от 1000 до 4000 реалов входят 95 млн человек, или 52 проц. всего населения страны. Потребление домохозяйств обеспечивает 60 проц. ВВП Бразилии. Для сравнения, в Китае внутреннее потребление домохозяйств составляет 36 проц. ВВП.
Энтузиазм новых бразильских потребителей, покупающих холодильники, телевизоры, кондиционеры, велосипеды, мотоциклы, автомашины удержал на плаву бразильскую экономику в период общемирового кризиса 2008 года. С 2002 по 2010 год расходы бразильских домохозяйств на товары длительного пользования выросли в пять раз. Однако этот ресурс близок к исчерпанию. Более того, сейчас наметился кризис потребительского кредитования. Объем выплат по потребительским кредитам достиг 40 проц. доходов физических лиц. При этом годовая ставка потребительского кредита в Бразилии может превышать 45 проц. Кстати, в США финансовый кризис 2008 года разразился, когда выплаты по кредитам домохозяйств достигли четверти объемов доходов физических лиц.
Конечно, бразильские банки, вынужденные соблюдать установленные Центробанком жесткие нормы резервирования, все еще имеют большой запас стабильности. Но проблема надвигающегося кризиса потребительского кредитования от этого не становится менее острой. Тем более, что среднестатистический бразильский потребитель в силу неопытности часто переоценивает свои возможности и набирает непосильную кредитную ношу. В бразильской прессе и по телевидению все чаще слышны призывы к рядовым бразильцам трезво оценивать свои финансовые возможности и при посещении торговых центров "не путать кредитную карточку с наличными средствами".
В серьезную проблему для бразильской экономики превратился высокий уровень налогообложения. Бразильские налоги считаются одними из самых высоких в мире. Провести налоговую реформу пытался еще предыдущий президент Луис Инасиу Лула да Силва. Однако ему за два срока пребывания у власти так и не удалось справиться с этой задачей. Вряд ли удастся в ближайшее время реформировать бразильский налоговый кодекс и президенту Дилме Роуссефф, которая столкнулась с кризисом в отношениях с руководством партий правящей коалиции. А без мощной поддержки в парламенте провести налоговую реформу невозможно.
Между тем, в парламенте зреет недовольство в связи с решением правительства резко сократить государственные расходы с целью сдержать инфляцию. Уменьшение финансовых потоков вызвало усиление конкуренции за контроль над ними в коридорах власти.
В условиях, когда нет возможности провести масштабную налоговую реформу, правительство вынуждено принимать "паллиативные меры" поддержки национального производителя. Так, в августе Д.Роуссефф торжественно объявила о начале реализации программы господдержки национальной промышленности "План Большой Бразилии". Программа рассчитана на два года и предусматривает снижение налогового бремени и дотации в общей сложности на 25 млрд реалов.
Речь идет о снижении налоговых ставок, возврате уже уплаченных налогов, льготном кредитовании экспортеров, снижении отчислений в фонд социального страхования в отраслях, сильнее других пострадавших от низкого курса доллара и увеличения объемов дешевого импорта.
В первую очередь это коснется легкой промышленности, проигрывающей в конкурентной борьбе с дешевыми импортными товарами из Китая. Значительную поддержку получат также предприятия машиностроения и наукоемких отраслей.
Министр финансов Бразилии Гиду Мантега на церемонии презентации программы заявил, что "бразильские производители теряют конкурентоспособность за рубежом и внутри страны в результате политики отдельных стран, стремящихся искусственно занижать курс своей валюты". При этом министр особо отметил, что все принимаемые бразильским правительством меры не противоречат нормам Всемирной торговой организации.
Поддержка бразильских экспортеров промышленной продукции предусматривает прямые дотации в размере 0,5 проц. стоимости поставленного товара.
При проведении госзакупок не менее 25 проц. закупаемых товаров и услуг теперь должны иметь национальное происхождение. Будет также увеличено в четыре раза /с 30 до 120 / число федеральных аудиторов, расследующих случаи демпинга со стороны импортеров.
Федеральное правительство для обеспечения конкурентоспособности национальной промышленности намерено повышенное внимание уделять инновациям. Для этого учреждена специальная государственная кредитная линия в размере 2 млрд реалов.
Большие надежды в Бразилии связывают с развитием энергетического сектора. Уже в этом десятилетии страна может превратиться в крупного экспортера сырой нефти. Инвестиционный план государственной нефтегазовой компании "Петробраз" на период 2011-2015 гг. предусматривает общий объем инвестиций в размере 224,7 млрд долл.
Сейчас в Бразилии прошла первоначальная эйфория в связи с тем, что стране удалось заполучить чемпионат мира по футболу 2014 года и Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро. Все чаще в прессе эксперты задаются вопросом о том, во что обойдется подготовка к этим событиям мирового масштаба, если страна столкнется с неблагоприятной внешней экономической конъюнктурой в результате нового глобального кризиса. Высказываются опасения, что в жертву могут быть принесены другие важные для страны программы развития. Кстати, японское рейтинговое агентство R&I в своем исследовании бразильской экономики расходы на Олимпиаду и Мундиаль поставило в один ряд с такими факторами риска для стабильности как рост нагрузки на бюджет в результате роста зарплат бюджетников и государственных пенсий.
Как явствует из выступлений Д.Роуссефф, правительство не намерено снимать с повестки дня стратегическую задачу борьбы с бедностью. Нынешний президент хочет, чтобы за годы ее четырехлетнего мандата средний класс в Бразилии вырос еще на 16 млн человек. Однако с учетом объективных сложностей внутреннего и внешнего характера, проблем накопившихся в национальной экономике, сделать это будет очень непросто.
Сегодня в Бразилии растет понимание, что страны с быстрорастущими экономиками не могут развиваться в отрыве от общемировых тенденций. Как подчеркивает Д.Роуссефф, "у Бразилии при всем ее запасе прочности нет иммунитета к кризисным явлениям, приходящим извне".
Так что иллюзий о возможности на нынешнем этапе сохранить некий "остров стабильности" в океане мирового кризиса у бразильского руководства нет. Более того, есть глубокая озабоченность тем, как пытаются решить свои проблемы развитые страны Запада, и понимание, что масштабы бразильской экономики позволяют вести разговор как минимум на равных с любыми партнерами.
А это значит, что крупнейшая страна Южной Америки будет стараться активно и весьма жестко продвигать свои интересы как в рамках "двадцатки", так и через группу БРИКС.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.