Приход осени ознаменовался дальнейшим ухудшением положения в мировой экономике. Все больше экспертов и бизнесменов приходят к выводу, что мир переживает новый экономический "ледниковый период", который, по оценкам, может продлиться от 7 до 20 лет.
Произошедшие за последние две недели обвалы на фондовых биржах и сокращение спроса на сырьевые товары стали результатом тревожного развития событий в экономике США, Евросоюза и Китая. Так, 2 сентября были опубликованы данные, согласно которым в американской экономике прекратился процесс создания новых рабочих мест. Как сообщило министерство труда США, в августе безработица осталась на уровне июля – 9,1 проц. самодеятельного населения страны, или 14 млн человек. При этом 25 млн /16,2 проц./ американцев имеют неполную занятость.
Рынок труда США переживает застой с мая 2009 года.Экономика не может выйти из кризиса, не происходит устойчивого роста потребительского спроса.
Первого сентября были опубликованы тревожные данные о падении в августе ключевого индекса производственной активности – PMI /индекс ожиданий менеджеров по закупкам/ практически во всех индустриальных странах Запада.
В результате ведущие аналитики делают вывод о том, что мир столкнулся с небывалым за столетие финансовым и экономическим кризисом. Он начался в США весной 2007 года на рынке ипотечного кредита, а год спустя он стал глобальным.
Скоординированные финансовой "двадцаткой" стабилизационные меры позволили в 2009 году остановить процесс развития кризиса, а в ряде секторов, включая мировой фондовый рынок, повернуть его вспять. Однако к весне 2010 года стало ясно, что преодолеть окончательно кризис не удается. Многие промышленно развитые государства Запада, взявшие на себя долги обанкротившихся частных банков и реализовавшие беспрецедентные по размаху государственные стабилизационные программы, оказались под грудой гигантских долгов. В зоне евро разразился кризис государственных облигаций, который усилил общее напряжение в мировой экономике и лишил бизнес уверенности. Теперь возникли новые трудности в экономике США.
На минувшей неделе значительный отклик в деловых и научных кругах получила опубликованная лондонской газетой "Файнэншл таймс" статья обозревателя Мартина Вольфа "Сражаясь с великим спадом". Она основана на выводах профессоров Гарвардского университета Кеннета Рогоффа и Института Петерсона Кармена Рейнхарта, приобретающих все больший авторитет в качестве аналитиков. В последние месяцы они выступили с рядом статей, в которых расценили нынешнее состояние мировой экономики как "Второй великий спад" / Первый – Великая депрессия 30-х годов минувшего века/.
"Что произошло с рынками в минувшем неспокойном августе?", – задается вопросом Вольф. По его словам, во- первых, экономика обремененных долгами стран с высокими доходами населения оставалась в крайне неустойчивом состоянии; во-вторых, инвесторы практически полностью потеряли веру в способность политиков найти решение нынешним экономическим и социальным проблемам; в-третьих, в условиях нынешней нестабильности и беспокойства участники рынков делают выбор в пользу наименее рискованных активов.
"Многие сейчас задают вопрос: рискуют ли развитые индустриальные страны Запада оказаться в новой, повторной фазе спада, – отмечает обозреватель "Файнэншл таймс". – Мой ответ: нет, так как первая рецессия еще не закончилась. Вопрос должен быть поставлен по иному: насколько более глубокой и длительной может стать эта рецессия". "Реальность ситуации такова: ко второму кварталу 2011 года ни одна из шести крупнейших экономик Запада не превысила уровень производства, существовавший на начало 2008 года – кануна нынешнего глобального финансового кризиса, – отмечает Вольф. – США и Германия сейчас близки к этому уровню, Франция немного недотягивает, а Великобритания и Япония далеко позади".
"Глубина падения ВВП в начальный момент развития кризиса – от 3,9 проц. во Франции до 9,9 проц. в Японии – и слабость происходящего оживления являются результатом и причиной нынешней хрупкости мировой экономики, – пишет автор. – Результатом – так как в силу краха цен на недвижимость и высокой задолженности частного сектора потребительский спрос находится под депрессивным давлением. А причиной – в силу того, что компании не инвестируют в производство, а банки не выдают кредитов, так как не видят уверенного подъема в среднесрочной перспективе потребительского спроса". "Таким образом, мировая экономика никак не может "взлететь" и продолжает оставаться в опасной зоне нового падения", – замечает Вольф.
Как заявил на минувшей неделе один из наиболее влиятельных экономических аналитиков, профессор Университета Нью-Йорка Нуриэль Рубини, экономика США и Евросоюза сейчас вошла в стадию застоя и одновременно до 60 проц. увеличились шансы на наступления спада в мировой экономике в 2012 году. Крупный американский банк "Меррилл Линч" оценивает риск вхождения экономики США в повторную рецессию еще выше – 80 проц.
"Мы практически исчерпали все возможные инструменты для предотвращения экономического спада, – отмечает Рубини. – Правительства уже не способны спасти оказавшиеся в сложном состоянии частные банки, так как сами находятся в тисках кризиса суверенной задолженности". Аналитик не исключает, что Федеральная резервная система США и Центробанки ряда других стран Запада вновь прибегнут к мерам по "количественному смягчению" – печатанию необеспеченных активами денег. "Рынки ожидают нового денежного потока, однако я не думаю, что эти меры будут иметь долгосрочное влияние на экономику: ситуация в области безработицы ухудшается, а рынок жилья не восстанавливается в необходимой мере, – подчеркивает он. – В результате рынки вновь начнут коррекцию". По его мнению, тот факт, что после снижения суверенного рейтинга США доходность по облигациям американского Минфина упала с 2,5 проц. до 2 проц. говорит о приближении экономического спада. По мнению Рубини, надвигающая новая фаза глобального кризиса не минует и Китай. "Я предвижу потрясения на внутреннем рынке Китая, – замечает экономист. – Если этого не произойдет в нынешнем или будущем году, то в 2013 году в КНР разразится кризис, когда инвестиционный бум сменится крахом, а китайская экономика рухнет". автор поясняет: "По моим расчетам, китайские банки выдали в качестве кредитов несколько триллионов долларов, из которых 30 проц. не будут возвращены. В результате банки страны окажутся в сложнейшем положении".
"Экономика Китая еще может продолжить рост достаточно короткое время на старых стимулах, – считает Рубини. – Более того, Пекин способен в качестве ответного шага на новый спад на Западе расширить расходы, ввести новые фискальные и монетарные стимулы. Однако даже для Китая это уже слишком, так как стран приняла в 2009 году и реализовала программу стимулирования, которая довела инвестиции в виде нового капитала почти до 50 проц. ВВП. Были выданы огромные деньги на городскую инфраструктуру, железные дороги, автострады, аэропорты, строительство дорог, создание новых промышленных предприятий. Ни одна из стран мира не обладает столь высокой продуктивностью, когда можно ежегодно брать половину ВВП и инвестировать в капитальные фонды и в конце концов не получить инвестиционный крах. Таким образом, Китай способен еще в течение года или двух бороться с замедлением роста ведущих экономик мира, однако риск обвала китайской экономики уже сейчас очень высок, учитывая слабость западных экономик".
Прогнозы экономиста таковы. "Я думаю, что к 2013 году Китай достигнет крайнего предела нынешней экономической модели, которая характеризуется слишком крупным экспортом, очень значительными объемами фиксированных инвестиций и капиталовложений, большими объемами накопления и заниженным уровнем потребления, на которое идет лишь треть доходов, – отмечает он. – В результате к 2013 – 2014 годам нынешняя китайская модель исчерпает себя, и если не будут проведена ее кардинальная реформа, КНР ждут тяжелые времена".
Озабоченность по поводу угроз для стран с новой экономикой высказал на минувшей неделе на страницах лондонской газеты "Файнэншл таймс" и глава Всемирного банка /ВБ/ Роберт Зеллик. "Мировая экономика заинтересована в том, чтобы Китай предпринял шаги к изменению баланса в своей экономической модели, расширив внутренний спрос, сократив размер сбережений и увеличив уровень потребления", – указывает он. "Без фундаментальных структурных изменений Китай рискует оказаться в ситуации застоя внутреннего спроса, что значительно усложнит конъюнктуру мировой экономики", – пишет Зеллик. "Сейчас перед Китаем и другими быстро развивающимися странами стоит задача изменения свой экономической модели с тем, чтобы обеспечить и дальше устойчивый рост", – резюмирует глава ВБ.
Между тем, по мнению Рубини, потрясения в экономике Китая приведут к резкому падению цен на сырьевые товары. "Речь идет о самом широком наборе – от аграрной продукции до золота и нефти, подчеркивает он. – Падение цен на сырье будет значительно большим по той причине, что сокращение спроса со стороны Китая произойдет в условиях спада в ведущих экономиках Запада". Рубини считает, что на рынке золота сейчас надувается пузырь. Данный взгляд основывается на подходе, согласно которому те инвесторы, которые видят в инфляции главную опасность для мировой экономики в ближайшие несколько лет, скупают золото. А те, кто главным риском считают дефляцию, приобретают гособлигации. Рубини принадлежит к последней группе, полагая, что инфляция мировой экономике не грозит.
Инвесторы реагируют на надвигающуюся бурю поисками наиболее надежных форм сохранения капитала. Среди таковых Нуриэль
Рубини называет валюту и облигации тех стран, которые еще не стали банкротами, то есть США, Германии и ряда государств с новыми рынками. "Наличные и облигации подобных стран относительно безопасны, – отмечает он. – Сейчас я предвижу надвигающуюся коррекцию мирового фондового рынка, в секторе других рискованных активов, на товарном рынке, где произойдет падение цен".
"Сейчас самая умная позиция – сторониться рискованных активов, – считает экономист. – Нулевой доход с наличности может показаться низким, однако по сравнению с угрозой потерять 30–40 проц. по ценным бумагам этот ноль кажется достаточно хорошими инвестициями".
Ряд экспертов не исключает, что нынешняя осень станет во многом повторением осени 2008 года, когда произошел крах одного из крупнейших инвестиционных банков США – "Леман Бразерз", а финансовая система потеряла ликвидность. "Рынки ждут новых потрясений, – заметил в беседе корр.ИТАР- ТАСС сотрудник одного из банков лондонского Сити. – Их эпицентром способна стать либо зона евро, охваченная кризисом своего облигационного рынка, либо США, где все говорит о надвигающемся спаде".
"Однако события способны развиваться и по совершенно неожиданному сценарию, в том числе быстрое развитие кризиса в экономике Китая", – заметил он, добавив, что "число пессимистов, ожидающих новых трудностей, увеличивается день ото дня".
По их мнению, сейчас наибольшее напряжение складывается в финансовых системах США и зоны евро. Так, на рынках в беспокойством следят за крупнейшим американским банком "Бэнк оф Америка", акции которого за последние несколько месяцев обесценились на 40 проц. Согласно ряду оценок, банку требуется от 40 до 50 млрд нового капитала для того, чтобы устоять в случае новых трудностей на ипотечном рынке США.
Что касается стран еврозоны, то часть из них – Греция, Ирландия, Португалия – потеряли возможность привлекать кредиты для финансирования дефицита госбюджетов с мирового рынка частного заемного капитала. К этой группе могут присоединиться Испания, Италия, Бельгия, а, возможно, и Франция. В этом случае под вопрос будет поставлен евро, как единая валюта, и сохранение еврозоны ЕС в ее нынешнем виде.
Евросоюз "постигнет крах", если его ведущие индустриальные страны, такие как Германия, не найдут пути для верного разрешения нынешнего финансового кризиса, заявил на днях министр финансов Польши Яцек Ростовский. "Европейские элиты, включая немецкую, должны сейчас решить, хотят ли они, чтобы евро выжил, даже если за это придется заплатить очень высокую цену, или нет, – отметил Ростовский. – Если нет, то мы должны готовиться к контролируемому демонтажу еврозоны". "Выбор прост: либо солидарность, либо крах Европы", – заметил он.
По словам польского министра, долгосрочным решением в условиях нынешнего финансового кризиса является более глубокая интеграция стран-членов ЕС. "Фундаментальная проблема еврозоны не экономическая, она – политическая. Есть только два пути: более глубокая макроэкономическая интеграция еврозоны или ее распад. Третьего не дано", – подчеркнул он. По его словам, от возможного краха евро пострадают и те европейские страны, которые не входят в еврозону.
Следствием подобного развития событий станет, по мнению экспертов, глубокий мировой финансовый кризис.
Пока ситуацию спасает тот факт, что Европейский центральный банк /ЕЦБ/ скупает на вторичных рынках облигации Греции, Ирландии, Португалии, Испании и Италии, чтобы не допустить резкого падения их стоимости. Однако не ясно, сколь долго ЕЦБ способен приобретать данные бумаги без того, чтобы оказаться на краю банкротства. Во всяком случае, доходность по двухлетним облигациям Греции достигла на минувшей неделе 42 проц., что является не только абсолютным рекордом для зоны евро, но и показателем создавшегося в еврозоне тяжелейшего положения.
При этом ситуация продолжает ухудшаться, ведь финансовый кризис имеет тенденцию перерастания в социальный. Находившаяся в Афинах рабочая группа Евросоюза и Международного валютного фонда /МВФ/ неожиданно прервала 2 сентября работу по анализу реализации правительством Греции программы жесткой экономии и покинула страну. Сообщается, что рабочая группа "может вернуться в Афины через 10 дней". К этому времени должен быть готов проект госбюджета Греции на 2012 год.
Согласно имеющейся информации, отъезд группы быт вызван отказом минфина Греции рассмотреть дополнительные меры по экономии бюджетных средств ввиду падения налоговых сборов. В этой связи в качестве пожелания ЕС и МВФ по новому сокращению госрасходов называется сумма в 1,7 млрд евро. В результате нынешнего развития событий под вопрос может быть поставлено получение Грецией осенью шестого транша кредита, который был предоставлен Афинам Евросоюзом и МВФ в мае минувшего года.
В диалоге с лидерами Евросоюза руководство Греции в частном порядке отмечает, что не может пойти на дальнейшие сокращения социальных программ, так как это вызовет в стране "антикапиталистическую революцию". Однако Брюссель жестко требует от Афин выполнения всех взятых обязательств. Даже в условиях, когда темпы роста греческой экономики оказались более низкими, нежели ожидалось.
Углубление кризиса в Греции грозит новыми трудностями банкам ЕС, которые имеют в своих активах гигантское количество облигаций правительств стран еврозоны. В случае дефолта Афин и других переживающих острые финансовые трудности стран ЕС значительное число европейских банков будут вынуждены объявить о крупных потерях по этим видам ценных бумаг. Для многих из них это будет означать банкротство. На днях рынки напугало неосторожное заявление нового главы МВФ Кристины Лагард о том, что "европейским банкам требуется срочное увеличение капитала".
Согласно подсчетам специалистов, в мировой банковской системе на сегодняшний день находятся облигации Греции, Ирландии, Португалии, Испании и Италии на общую сумму в 2 трлн долларов. Нарастание угрозы в секторе гособлигаций стран еврозоны ухудшает и без того сложную ситуацию в мировом банковском секторе, когда значительно упали доходы банков. Так, показателем нарастающих трудностей является и тот факт, что крупнейшие мировые банки заявили в последние месяцы о планах по ликвидации 60 тыс. рабочих мест.
Однако не все согласны с тем, что мир ожидает повторение 2008 года и новые финансовые крахи, превосходящие по своим масштабам банкротство американского банка "Леман Бразерз". Основные аргументы оптимистов сводятся к следующему. Так, если в 2008 году частные банки США по сути дела обанкротились, то к сегодняшнему дню они смогли привлечь 50 млрд долларов в качестве основного капитала. В производственном секторе финансовая ситуации еще более впечатляющая. Американские компании, не специализирующиеся на финансовой деятельности, имеют в своих активах наличности на 2 трлн долларов, или 11 проц. от общих активов. Такого значительного объема наличных денег у них не было с 1955 года.
В последние три года накопления физических лиц увеличились с 1 проц. до 5,4 проц. Все компании до минимума сократили сейчас складские запасы товаров, а в 2008 году склады были переполнены продукцией.
Федеральная резервная система /Центробанк/ США ведет монетарную политику, которая имеет следствием падение обменного курса доллара, что способствует экспорту американских товаров. При этом банковская учетная ставка по доллару сокращена с 3 проц. в 2008 году до нуля и останется на этом уровне, по словам ФРС, еще два года.
Доходность по бросовым облигациям сократилась с 25 проц. до 8 проц., что открыло возможности для многих компаний привлекать дешевые деньги. Компании объявили о программах выкупа собственных акций на общую сумму в 550 млрд долларов, что поддерживает мировой фондовый рынок.
Тем не менее, даже оптимисты признают, что страхи 2008 года рынками не забыты, а психологические последствия крупных потерь до конца не изжиты. Для того, чтобы рынки окончательно пришли в себя необходимо как время, так и достаточно длительный период устойчивого роста. А пока деловой мир зачастую излишне нервно реагирует на новости, которые он бы и не заметил, если не случись нынешний глобальный кризис.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.