Быстрое падение Триполи стало для многих неожиданностью, но это событие было хорошо подготовлено. За захватом ливийской столицы стоит упорная четырехмесячная работа НАТО. Как заявил на минувшей неделе генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, альянс в Ливии "сработал блестяще".
Падение Триполи вновь дало Западу и НАТО веру в собственные силы, которая была сильно подорвана в последние годы из-за провалов в Ираке и Афганистане. С крахом режима Муамара Каддафи Запад стал активным участником "арабской весны". В столицах стран НАТО уже открыто говорят о новых "костяшках домино" – Сирии и Иране, которые в ближайшее время могут оказаться в эпицентре очередного спазма регионального геополитического потрясения.
"Не следует никого обманывать, в Ливии задача НАТО состояла не столько в защите населения, сколько в свержении режима и смене правительства, – заявляет известный американский аналитик, президент Совета по внешним отношениям Ричард Хаас. – Сейчас НАТО вынуждена иметь дело с собственным успехом".
Успех пришел к НАТО после того, как руководство наиболее вовлеченных в кампанию в Ливии стран – Франции и Великобритании – приняло решение провести беспрецедентную секретную операцию по захвату Триполи. На волне эйфории ее участники не смогли скрыть данного факта. "Операция по захвату отрядами повстанцев Триполи разработана НАТО совместно с руководством ливийской оппозиции в Бенгази", – заявил официальный представитель подчиняющихся Переходному национальному совету /ПНС/ Ливии вооруженных сил Фадлалах Харун.
По его словам, операцию, получившую название "Рассвет русалки" /Триполи часто называют "Русалкой Средиземноморья"/, начали осуществлять в мае. Ее первой стадией стал набор добровольцев, их обучение и формирование многочисленных боевых ячеек, которые позже тайно перебросили в Триполи. А лондонский еженедельник "Санди телеграф" сообщил, что в Триполи и иных городах запада Ливии прошел тайный набор добровольцев для борьбы с режимом Каддафи. Все они прибыли в Бенгази, где оказались в специальных тренировочных лагерях. Инструкторами выступали, по словам издания, британские спецназовцы, сотрудники службы внешней разведки МИ-6, а также военнослужащие Франции, Катара, Объединенных Арабских Эмиратов.
"В течение нескольких недель ливийцы в различных частях Бенгази прошли подготовку в обращении с оружием, действиями с взрывчаткой, получили навыки проведения саботажа, – пишет "Санди телеграф. – Одновременно они обучались ведению уличных боев. Параллельно тонны оружия, снаряжения, средств связи были тайно доставлены в Триполи и укрыты на секретных складах". Издание уточняет: "Сам план захвата Триполи был разработан руководством повстанцев, ими избирались цели и время для атаки. В этом им помогали, в том числе, британские советники из элитного подразделения SAS и МИ-6".
К середине августа около 200 человек, прошедших обучение по данной программе, перебросили в Триполи. В основном, они прибывали в столицу морем под видом рыбаков и вели обычный для ливийцев образ жизни, ожидая сигнала. "Мы имели в Триполи многочисленные "спящие" боевые группы", – заявил Харун. Аналогичные группы был заброшены и в другие города Ливии, находящиеся в непосредственной близости от столицы.
Последняя часть операции, по словам представителя оппозиции, началась вечером 20 августа, когда вооруженным ячейкам внутри Триполи был отдан приказ действовать. Сигналом к восстанию, по словам "Санди телеграф", стало телевизионное выступление в 20.00 часов по местному времени главы оппозиционного Национального переходного совета /НПС/ Мустафы Абделя Джалиля, которое транслировалось на всю Ливию катарским спутниковым телеканалом. Его обращение содержало предложение: "Вы должны соответствовать событию", что являлось закодированным посланием к находившимся в Триполи секретным ячейкам перейти в наступление, замечает еженедельник. Тем самым началась заключительная и наиболее активная часть операции "Рассвет русалки".
"Каждый знал, что именно он должен делать: какой объект занять, в каком месте перегородить дорогу или организовать блок-пост, – отметил Харун. – Все это позволило застать врасплох вооруженные силы Каддафи и завладеть стратегической инициативой". "НАТО сыграла огромную роль в установлении контроля над Триполи", – заметил он.
Первым объектом, который захватили повстанцы, стала крупная мечеть Бен Наби в центре столицы. Используя громкоговорители, предназначенные для созыва правоверных на молитву, активисты оппозиции объявили о начале восстания и призвали население присоединяться к нему. Одновременно, по ряду данных, в акваторию порта Триполи вошли десантные корабли стран НАТО, на которых повстанцам было доставлено тяжелое вооружение и особые средства связи. С бортов кораблей высадились группы спецназа Великобритании, Франции и ряда стран Восточной Европы. Их миссия состояла в поддержании контакта с отрядами повстанцев в зоне боев, а также в наведении авиации НАТО на цели. "Британский спецназ сыграл ключевую роль в помощи повстанцам по установлению контроля над Триполи", – подчеркнул еженедельник.
"Санди телеграф" констатировал, что финальная часть операции "Рассвет русалки" – выход из подполья в Триполи многочисленных вооруженных групп – стала полной неожиданностью для режима Каддафи. В предыдущие сутки и еще 20 августа повстанцы продолжали упорные бои за город эз- Завия в 50 км к западу от столицы. Видимо, замечает еженедельник, военное командование Каддафи посчитало, что у него есть еще достаточно времени для укрепления обороны Триполи, так как повстанцем было необходимо перегруппировать силы, чтобы попытаться от эз-Завия начать наступление на столицу.
Британское издание также сообщает, что ключевым элементом взятия Триполи стала операция по вербовке Мохаммеда Эшкала – командующего бригадой Мохаммед Меграеф. Подчиненные ему батальоны осуществляли защиту Триполи по периметру и в районах городских ворот. Все они были сданы оппозиции без боя. "Эшкал входил в ближайший круг Муамара Каддафи последние 20 лет, он заключил сделку с Переходным национальным советом, согласно которой, когда наступит "час Ч", он передаст город повстанцам, сообщает "Санди телеграф".
В свою очередь, один из военных лидеров ПНС Фатхи Баджа заявил, что оппозиции удалось войти в контакт и "договориться" с командованием среднего звена вооруженных сил Каддафи. Это позволило находившимся в непосредственной близости от Триполи отрядам повстанцев практически без сопротивления войти в столицу для соединения с тайными ячейками. Согласно британским СМИ, после того, как повстанцам удалось укрепиться в Триполи, из близлежащих городов и деревень в столицу в течение 20 августа прибыли "сотни бойцов оппозиции".
Наряду с подготовленными в Бенгази добровольцами и бойцами спецназа стран Запада, в Триполи действовали подразделения этнических ливийцев, проживавших последние годы в Евросоюзе. Так, еженедельник "Санди таймс" сообщил о бригаде "Шейха Махди" /по имени командира – проживающего в Ирландии ливийца/ численностью в 350 человек и сформированную из жителей Ливерпуля, Бирмингема, Манчестера и Дублина. Согласно изданию, в течение четырех последних месяцев эта бригада прошла интенсивную подготовку в горах на западе Ливии совместно со спецподразделениями США, Франции и Катара. Вечером 20 августа бригада "Шейха Махди" вошла в Триполи для выполнения боевых задач.
Одновременно с началом действий в ливийской столице боевых групп были задействованы новые формы пропагандистской работы. Тысячи жителей столицы одновременно получили текстовые сообщения на мобильные телефоны с призывами к восстанию против режима Каддафи, а также инструкции, как действовать в создавшихся условиях.
"Санди телеграф" отметил, что операция "Рассвет русалки", включая ее финальную часть, проводилась в условиях строжайшей тайны. Хотя Лондон сыграл в ней ключевую роль, многочисленные высокопоставленные представители правительства Великобритании узнали о ней из новостных бюллетеней СМИ. "Мы предполагали, что в Триполи что-то происходит, но считали, что основные события развернутся в сентябре", – признался "Санди телеграф" один из них. "Срок выступления был перенесен на более раннее время, и всех это застало врасплох", – отметил он.
"Санди таймс" сообщает, что причиной ускорения событий в Ливии стала "работа на месте спецгрупп из Великобритании, Франции и Катара". По словам издания, в Ливии сложилась эффективная вертикальная система обмена информации и нанесения ударов, когда повстанцы сообщали через спутниковые средства связи об обстановке на поле боя, а авиация НАТО наносила удары по соответствующим объектам, силам и средствам правительственных войск. В систему входили дроны и самолеты разведки НАТО, спецназ стран Запада в Ливии, командный пункт элитных войск Франции в местечке Зувайтина в 150 км к юго-западу от Бенгази. При этом вся внутренняя телефонная, радио и иная связь на ливийской территории находилась "под колпаком" электронной разведки США и Великобритании. Управление этими действиями велись с базы США на Крите.
В целях поддержки оппозиции ВВС НАТО значительно активизировала с 20 августа удары по столичным объектам, находившимся под контролем правительственных войск. Их направляли с земли подразделения британского спецназа, а также постоянно находившиеся в небе столицы дроны, управлявшиеся специалистами США. В ночь на воскресенье 21 августа самолеты НАТО 46 раз атаковали Триполи. Британские Королевские ВВС использовали, в частности, управляемые со спутника тяжелые бомбы "Paveway-4", способные вызывать крупные разрушения. Потери войск Каддафи были столь значительными, что сохранявшие ему верность части оказались неспособны серьезно сопротивляться. Триполи пал.
Новость была встреча с сильным воодушевлением в штаб- квартире Североатлантического союза. НАТО видит для себя особую роль в Ливии и после полного краха режима Каддафи, заявил на минувшей неделе генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. "Мандат ООН, на основе которого сейчас НАТО действует в Ливии, дает нам возможность выполнить еще две миссии по защите гражданского населения страны, – отметил Расмуссен. – Во-первых, это – использование вооруженных сил и их средств для проведения гуманитарной операции по оказанию помощи ливийцам. Во-вторых, как показывает опыт НАТО в Ираке и Афганистане, необходима подготовка ливийской армии и полиции. Эту миссию также способна выполнить НАТО".
Независимые аналитики указывают, что свергнув режим Каддафи, Запад постарается сделать все, чтобы не выпустить из своей орбиты Ливию, которая обладает крупными запасами нефти высочайшего качества.
Тем не менее, ряд специалистов рассматривает произошедшие в Ливии события как "необычное исключение". Так считает, например, бывший посол США в НАТО Курт Волкер, который сейчас работает в ряде ведущих американских аналитических институтов. Несмотря на нынешний ход событий в Ливии, было бы ошибкой говорить об успехе НАТО, отмечает он во влиятельном американском журнале "Форин афферс". "Было бы правильнее говорить об успехе, пришедшем вопреки глубоко укоренившимся проблемам, которые Североатлантический союз еще даже не начал решать", – отметил Волкер.
"Проблемы начинаются с определением миссии НАТО, затрагивают права руководства альянса и управления, а также одну из самых сложных сторон – солидарность, – полагает аналитик. – НАТО должна быть очень внимательной, чтобы избежать самодовольства от проделанной в Ливии работы. Системные болезни сохраняются и ставят под сомнение будущее НАТО как сильного союза".
Касаясь проблем, которые проявились во время операции НАТО в Ливии, Волкер выделил, в первую очередь, миссию альянса. "НАТО определяет свою роль в Ливии как защиту гражданского населения и гуманитарную помощь, – указывает эксперт. – Однако с самого начала было ясно, что нет путей для реализации данных целей до тех пор, пока Каддафи остается у власти. Тем не менее, НАТО публично отказалось от задачи "смены режима", что лишило всю кампанию в течение первых пяти месяцев необходимой серьезности и военной цели". Положение коренным образом изменилось лишь в последние недели, когда Великобритания, Франция и Италия при поддержке США направили в Ливию специальные подразделения советников, приступили к поставкам снаряжения, создали систему коммуникаций и начали предоставлять повстанцам развединформацию, а также координировать воздушные атаки НАТО с продвижением отрядов повстанцев, указал Волкер.
Почему же НАТО первоначально избрало в Ливии половинчатый путь? Дело в том, что альянс принимает решения консенсусом, а Германия и Турция с рядом других стран, были против более жесткой операции. Резолюция СБ ООН разрешила только защиту гражданского населения, и эти государства НАТО не хотели идти дальше того, что постановил Совет Безопасности. Германия, со свой стороны, просто убрала свои военные суда из Средиземного моря, чтобы они случайно не оказались втянутыми в боевые действия. "События вокруг Ливии продемонстрировали одну из глубоких проблем НАТО – неудобства, которые испытывают ряд европейских государств в отношении использования военной силы", – делает вывод Волкер.
В ходе реализации операции НАТО в Ливии проявилась также еще одна болезнь альянса – проблема с лидерством, отмечает экс-посол. "Неясность с миссией сочеталась с неясностью относительно лидерства в союзе, – пишет он. – После того, как сыграв главную роль в первоначальной волне авиаударов, США неожиданно вышли из кампании, как заметил в этой связи президент Обама, Вашингтон "передал НАТО" операционное руководство. Ясно, что это "умывание рук" объясняется внутренней политикой, когда общество устало от двух других войн и существуют большие бюджетные проблемы. Однако США в течение длительного времени были лидером НАТО и говорить сейчас об альянсе, словно Соединенные Штаты не являются его членом, говоря о союзе – "они", звучит настораживающее".
Это вносит путаницу в самих США, полагает Волкер. Вашингтон продолжает использовать американских летчиков и моряков в операции в Ливии. Зачем подвергать угрозе американских граждан, если США не имеют стратегических интересов в Ливии, а европейцы взяли на себе всю работу, вопрошает аналитик. Характерно, что тенденция воспринимать НАТО как "они" – обычный подход европейцев, для которых Североатлантический альянс всегда был синонимом "американцев". В результате, когда и США, и Европа рассматривают НАТО как "их" структуру, кто же тогда отвечает за альянс, недоумевает экс-посол.
Волкер видит большие проблемы в осуществлении операции в Ливии. "В течение многих лет европейские страны сокращали оборонные бюджеты, хотя участвовали в кампании в Афганистане, – напоминает он. – Ситуация с Ливией показала, что большинство европейских государств-членов НАТО уже не имеют сил и средств для проведения без участия США таких базовых военных операций, как установление зон, запретных для полетов".
Один из наиболее сильных союзников, Великобритания, проводит 8-процентное сокращение оборонных расходов. После нескольких месяцев участия в операции в Ливии она полностью исчерпала запас управляемых ракет и бомб. В результате у многих возникли вопросы, будет ли способен Лондон через несколько лет проводить операции, подобные ливийской. В свою очередь, США исключили из операции в Ливии такие средства, как самолеты А-20, призванные бороться с танками, а первоначально даже дроны "Предатор", хотя эти вооружения способны значительно изменить ситуацию на поле боя.
По мнению Волкера, решение оставить за ливийскими повстанцами наземные действия и не отправлять войска НАТО в Ливию было правильным. "В конце концов, ливийцы восстали против собственного диктатора и готовы сражаться за свою страну, – поясняет он. – Это позволит им также объявить себя победителями в противостоянии с режимом".
В этих условиях надо было действовать быстрее, считает экс-посол. "НАТО слишком долго раздумывала, прежде чем установить в ливийском небе запретную зону для полетов, что дало войскам Каддафи возможность вплотную подойти к Бенгази, – подчеркивает эксперт. – Коалиция задержалась и с решением начать предоставлять повстанцам развединформацию, коммуникационные сети, оборудование, военных советников и начать оказывать тактическую воздушную поддержку. Все это могло быть сделано уже в первые недели противостояния с режимом Каддафи. В конце концов, союзники предоставили все необходимое, хотя сделало это было и под столом, как потом они сами признались, по одному, а не от лица НАТО. Это сработало, однако затраты оказались более значительными, нежели могли быть".
НАТО имеет значительные проблемы с внутренней солидарностью. "Концепция альянса состоит в том, что он имеет общую стратегию, цели и желание действовать вместе для общего блага, доказательством чему является Статья 5 Устава НАТО, – продолжает Волкер. – Идея солидарности уже значительно пострадала во время войны в Афганистане, когда несмотря на согласованную миссию НАТО, несколько союзных стран ввели ограничения на использование своих контингентов, включая запрет на нахождение в зоне боев, даже в случае доставки воздухом медикаментов. Эти действия понятны, так как каждое правительство действует в рамках национальной политики, однако подобные подходы разрушают союз как цельный организм".
Если в Афганистане солидарность начала расползаться, то в случае с Ливией, она полностью исчезла, бьет тревогу Волкер. Ряд стран-членов вообще не приняли участие в ливийской операции. В некоторых случаях это произошло из-за отсутствия у них необходимых вооружений, что во многом вызвано их собственной виной. Другие выбрали "нулевой вариант" участия в ливийской операции. США сами действовали "сдержанно", сократив размеры участия и количество предоставляемых систем вооружения на ливийскую операцию.
"Нет никаких сомнений, что апологеты подобного подхода Вашингтона укажут на лидирующую роль США в Афганистане, другие обязательства и готовность предоставить критически важную помощь в Ливии, – пишет Волкер. – Однако политически США продемонстрировали, что самоизоляция возможна, и это является трагедией для НАТО как единого организма. Никто не говорит, что дни НАТО сочтены. Но если мы считаем, что Ливия представляет собой успех НАТО, мы никогда не решим проблем, которые сейчас обрушились на Североатлантический альянс". Общий вывод бывший посол США при НАТО делает следующий: "Мы должны быть реалистами в анализе проблем, которые обнажила операция НАТО в Ливии".
Ближайшее будущее покажет, какие выводы сделает НАТО из ливийской кампании. Ясно, что впредь альянс будет действовать более жестко, делая ставку на целый набор средств, включая применение силы, подготовку и вооружение оппозиции, секретные операции. "К Западу возвращается вкус к авантюрам", – такой вывод делает один из британских аналитиков, комментируя события в Ливии .
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.