В то, что бывшего президента Египта Хосни Мубарака будут судить, до последнего не верилось. Казалось, армия, которая, правда, сама загнала себя в угол постоянными уступками толпе и желанием угодить протестующим, все-таки найдет способ максимально затянуть начало процесса, назначенного на 3 августа. Но, поддавшись однажды давлению "улицы", Высший совет вооруженных сил АРЕ, временно руководящий сейчас страной, вынужден вновь и вновь уступать требованиям оголтелой массы.
Парадокс ситуации заключается в том, что весь Высший совет – детище Мубарака, им же созданный. И военная верхушка это прекрасно понимает. И фельдмаршал Мухаммед Хусейн Тантауи, глава Совета, бывший ближайший соратник Мубарака, может в секунду, подобно бывшему президенту, потерять свое кресло, тем более, что сейчас протестующих не удовлетворяет и он.
По большому счету, армия была против суда над Мубараком, маршалом авиации, героем арабо-израильской войны 1973 года. Многие арабские страны, в первую очередь, авторитетная Саудовская Аравия, пытались помочь Мубараку, предлагая свою помощь. Эр-Рияд даже пытался давить на Каир с тем, чтобы предотвратить унизительный процесс над 83-летним отставным политиком. Однако решающую роль вновь сыграла "улица". "Если суд над Мубараком не начнется немедленно, мы вновь выйдем на акции протеста, и ничто не заставит нас уйти", – заявила молодежь.
Решающее слово пытались сказать врачи, считавшие, что переезд Мубарака из Шарм-эш-Шейха в Каир может крайне негативно сказаться на и без того тяжелом его состоянии здоровья. Вопрос о месте проведения суда до последнего момента оставался открытым, но в итоге он все-таки начался в Каире, как того требовала прокуратура и другие заинтересованные в суде стороны.
Рано утром 3 августа Мубарака, безраздельно правившего Страной пирамид три десятилетия, перевезли из больницы Шарм- эш-Шейха, где он находился с сердечным приступом после выдачи в середине апреля ордера на его арест.
Операция по транспортировке бывшего египетского лидера от палаты курортного города до скамьи подсудимых в одном из специально оборудованных залов Полицейской академии в столице заняла два часа. В Каире главный подсудимый сменил приземлившуюся на авиабазе "Эль-Маза" "летающую реанимацию" на вертолет, который и доставил его на суд. Однако в прямом смысле этого слова посадить Мубарака за решетку всем желающим сделать это так и не удалось. Его ввезли в отгороженное стальными прутьями помещение на передвижной больничной койке – из-за тяжелого состояния здоровья он не может ни сидеть, ни стоять.
Процесс проходит в Полицейской академии в новой части Каира, расположенной за окружной автотрассой. Один из лекционных залов академии, с момента открытия носившей имя бывшего президента, оборудован всем необходимым для проведения суда.
Задумчивый и бледный, но, как подобает военному, выдержанный Мубарак несколько раз приподнимал голову, чтобы увидеть, что происходит в зале Академии, где еще за два дня до начала "революции 25 января" он приветствовал курсантов. Свергнутый лидер периодически закрывал глаза и практически не отнимал рук от лица. Рядом с бывшим главой государства встали двое его сыновей – Гамаль и Аля, которые не выделись с отцом с 13 апреля, когда все трое были арестованы на рассвете по решению генпрокурора. Вряд ли они когда-либо мечтали о такой встрече, но от этого она получилась еще более теплой. Держа в руках небольшие копии Корана, они приветствовали отца и впоследствии несколько раз заговаривали с ним и всячески пытались загородить от назойливых камер.
Зал, где проходит процесс, разделен высокой металлической сеткой, отделяющей в меньшей по размеру его части родственников и близких подсудимых от остальных присутствующих, которых собралось порядка 300 человек. Среди них есть родственники погибших демонстрантов.
На первом заседании Мубарак был немногословен. Он говорил лишь дважды: когда судья провел формальную перекличку присутствовавших на скамье подсудимых, а также ответил на выдвинутые ему прокурором обвинения. "Я полностью отрицаю их", – коротко сказал Мубарак.
Экс-президенту инкриминируются участие в преднамеренном убийстве протестующих и расправах над ними в дни народных волнений в конце января – начале февраля, а также заказных убийствах в период с 2000 по 2010 гг. Как заявляет обвинение, Мубарак лично "дал добро" экс-главе МВД Хабибу аль-Адли "на использование боевых патронов против мирных демонстрантов в ряде провинций страны с целью сохранения его режима". Кроме того, он вместе с сыновьями обвиняется в коррупции, использовании служебного положения и растрате госсредств. Так, по утверждению прокурора, подсудимые незаконно получили от известного здесь бизнесмена Хусейна Салема /также является одним из главных обвиняемых на процессе, но судится заочно, поскольку находится за пределами страны/ пять вилл и 2 млн кв. м земли в Шарм-эш- Шейхе.
Еще одним эпизодом является якобы имевший место сговор Мубарака с бывшим министром нефти Самехом Фахми о продаже египетского газа Израилю по заниженным ценам через принадлежащую Салему компании. Все эти махинации, говорится в обвинении, нанесли ущерб госказне на миллионы долларов США.
В свою очередь, защита подсудимых потребовала вызвать для дачи показаний главу Высшего совета фельдмаршала Мухаммеда Хусейна Тантауи, Омара Сулеймана, возглавлявшего при Мубараке египетскую разведку и назначенного им в последние дни правления вице-президентом, а также Мансура аль-Исауи, занимающего сейчас пост главы МВД. Адвокат Фарид ад-Диб попросил судью отменить решение об объединении дел Мубарака и аль-Адли. Всего, как заявил ад-Диб, он хочет, чтобы суд заслушал показания более 1,6 тыс. свидетелей, в том числе бывших и действующих губернаторов провинций Южный и Северный Синай.
Между тем, один из адвокатов, защищающих в суде интересы семей, потерявших близких во время "революции 25 января", также обвинил Мубарака в том, что он отдавал приказы аль-Адли стрелять по манифестантам. Для бывшего главы МВД за его преступления он потребовал высшей меры наказания. Другой юрист обратился с прошением перевести на постоянной основе тяжело больного экс-президента из больницы Шарм-эш-Шейха в госпиталь столичной тюрьмы Тора, где содержатся другие подсудимые. Ранее этот вопрос рассматривался властями, однако каждый раз врачи исключали такую возможность из-за плохой оснащенности тюремной лечебницы.
Полемика на первом заседании получилась жаркой, поскольку высказаться хотели десятки адвокатов с обеих сторон. Один из них /со стороны обвинения/ даже предположил, что "Хосни Мубарак давно умер еще в 2004 году, а на скамье подсудимых – его двойник". Каждый раз разошедшихся не на шутку защитников приходилось успокаивать главному судье Ахмеду Рифаату при помощи присутствовавших в зале полицейских. Он два раза объявлял перерыв для консультаций.
На фоне судебных баталий страсти не стихали и за пределами Полицейской академии. В преддверии заседания несколько десятков сторонников Мубарака вступили в стычки с его противниками, забросав последних камнями и пустыми бутылками. Многие из тех, кто сохранил верность правившему страной около 30 лет лидеру, несли его портреты и грозились "не оставить камня на камне и спалить тюрьму, если Мубарак будет осужден". Столкновения также вспыхнули в Шарм-эш- Шейхе. Только на площади перед полицейским комплексом, согласно данным минздрава, в беспорядках пострадали более 50 человек.
После второго перерыва слушания продолжались не более пяти минут. На них судья объявил о переносе заседания по делу Мубарака, его сыновей и Салема на 15 августа. Рифаат также распорядился поместить экс-президента в Международный медицинский центр в пригороде Каира, чтобы "гарантировать его присутствие на дальнейших слушаниях", и разрешил врачу со стажем Ясеру Абдель Кадеру – профессору Карского университета – следить за состоянием здоровья бывшего главы АРЕ. Остальные подсудимые вернулись в свои камеры в тюрьме Тора.
И здесь тоже прослеживается давление, оказанное на армию. Всячески сопротивляясь идти на поводу у толпы, армия заявила, что Мубарак будет присутствовать лишь на самом первом заседании, а затем вернется в больницу. Предполагалось даже, что это может быть Шарм. Но в конечном итоге его оставили в Каире, поместив в особую палату столичной клиники. И похоже, у армии после всех ее "заигрываний" с протестующей молодежью остается лишь один выход – максимально затянуть процесс, чтобы Мубарак, не дождавшись приговора, умер сам – его организм уже с трудом справляется со стрессом и обстоятельствами. Ведь это, как ни кощунственно звучит, будет наилучшим выходом для Мубарака и Высшего совета, который сможет за счет этой смерти сохранить себе лицо.
Впрочем, многие предположения, делавшиеся в с момента начала массовых антиправительственных выступлений в Египте в конце января, в конечном итоге опровергались. Возможно, Мубараку удастся дожить до приговора – а ему в случае доказательства его вины грозит смертная казнь через расстрел – как и подобает военному. И тогда страна может оказаться на пороге гражданской войны, дух который уже витает над Египтом, где то и дело вспыхивают столкновения между коптами /христианами/ и мусульманами. Как заявили сторонники Мубарака, если его казнят, они "камня на камне не оставят". И так, к сожалению, оно может и случиться: чем дальше Египет впадает в хаос, тем больше редеют ряды тех, кто еще недавно жаждал крови и требовал казни Мубарака – сейчас многие в стране считают, что при нем было намного спокойнее.
И действительно, криминогенная обстановка в стране резко обострилась – такого беспредела не видели даже старожилы: в стране регулярно грабят магазины и обменные пункты, у иностранцев отбирают сумки и деньги, и уже зафиксированы и случаи насилия в отношении иностранцев – чего еще год назад невозможно было и представить. Экономическое положение египтян также только ухудшилось – то, за что выступали, делая революцию, египтяне, теперь кажется недосягаемым. По мнению специалистов, если бы Мубарак остался у власти, уже через 4-5 лет Страна пирамид могла выйти в лидеры региона по экономическим показателям, с учетом уверенного, даже в период мирового экономического кризиса, экономического роста на 3-6 проц. А это, считают эксперты, однозначно привело бы к улучшению условий жизни египтян, в том числе и входящих в категорию наименее обеспеченных граждан. Но все эти радужные перспективы перечеркнула революция. И когда страна сможет вернуться хотя бы к прежнему уровню развития и стабильности, пока не решится сказать никто, по крайней мере, до итогов выборов – точно.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.