Вчера мы еще говорили, что Америка безучастна к событиям в Сирии. Все резко изменилось опять же на наших глазах. И сегодня Вашингтон, пожалуй, более других вовлечен в сирийские события. Региональные эксперты связывают с недавним визитом американского посла в Хаму некие «миротворческие претензии, тропу для которых надо прокладывать уже сейчас». Внерегиональные наблюдатели высказывают точку зрения, что американские спецслужбы носом почуяли скорое наступление развязки в «Стране Шам» и поторапливают все прочие «хозяйства», чтобы те успели к дележу пирога. И те, и другие сходятся в одном: исключают размах повстанческих движений и походы на столицу, что имеет место в Ливии. Молодой Асад держит ситуацию под контролем. Вмешательство Штатов – тому доказательство.
Первый ход – и попадание в болевую точку: посол США в Дамаске Роберт Форд направился вместе со своим французским коллегой в город Хама, ставший столицей протестных движений, чтобы, как следует из заявления пресс-секретаря посольства, «выразить дипломатическую солидарность с участниками манифестаций».
На головы авантюристов-путешественников излился праведный гнев обиженных властей, «сирийских тружеников» и, разумеется, «простых жителей Хамы». Вот тут-то и начинается тонкая политическая игра. Даже самый не искушенный в политике вправе выразить недоумение: если бы официальный Дамаск не желал «такого вмешательства во внутренние дела», то «моторизованную кавалькаду» дипломатов остановил бы любой армейский блокпост на подъезде к городу, и завернул бы назад – в Дамаск. Так что согласиться с идеей, что законопослушный американец отправился в скандальный вояж против воли Асада, достаточно сложно.
В заявлении министерства иностранных дел Сирии по инциденту справедливо отмечено, что поступок американского посла – явное свидетельство вовлеченности Вашингтона в «сирийские события», попытка «спровоцировать обострение ситуации, которая и без того подрывает стабильность и безопасность страны».
Если отвлечемся от гневной дипломатической отповеди, то наверняка обратим внимание на то, что США действительно ведут опасную игру с оппозицией и стремятся содействовать достижению любых договоренностей между властью и манифестантами. Но так, чтобы режим уступил некоторые свои полномочия и привилегии мятежникам, позволил тем встать рядом у кормила власти и принять участие в парламентских выборах. Кое-какие несущественные изменения в методах правления? Допустим… Почему бы и нет? Но ни в коем случае не затрагивающих фундаментальных основ режима. Американский посол поддерживает контакты с советниками, близкими к президенту и, вероятно, курирует непрямые переговоры между ними и лидерами протестных движений, оказывая на тех и других давление, так сказать, «от лица Вашингтона», чтобы облегчить и ускорить примирение. И становится понятно, почему оппозиция назвала грандиозный пятничный протестный митинг «Никаких диалогов»! Посыл американцам – мы отвергаем ваши усилия.
В кругах, хорошо осведомленных о позиции администрации Обамы относительно Сирии, не исключают, что Штаты желали бы поверить в искренность заявлений асадовских советников о скором повороте к реформам. Вашингтону совсем не по душе перспектива гражданской войны в Сирии: в Ливии и Йемене инициатива упущена, и оба лидера Али Абдалла Салех и Муамар Каддафи, выскользнув из американских объятий, ведут дьявольскую игру, пользуясь лишь силовыми картами. Если же в Сирии окончательно разрушится гражданский мир, это будет иметь непредсказуемые последствия для всего региона, а главные игроки – Турция и Иран – совершат прямую интервенцию в события под предлогом защиты собственных интересов. Надо спешить еще и потому, что в Штатах уже фактически началась предвыборная кампания, и в любую минуту можно ожидать введения ограничений на внешнюю политику Белого дома.
Как ни странно, самое четкое представление о том, что происходит, – в головах у лидеров оппозиции: они убеждены в том, что, как бы Штаты ни пытались пустить пыль в глаза, возможности их в регионе крайне ограниченны. Потому мятежники оставляют за собой право считать движение главной действующей силой, способной отстоять свои интересы и сражаться с режимом до последнего, пока не отречется от власти.
Митинг в день «бездиалоговой пятницы» свидетельствует и о том факте, что у оппозиции собственное видение обещанных Асадом реформ: никакого доверия к «разбалансированному режиму» и его формальным преобразованиям, пока в стране гегемония правящей партии БААС и структур государственной безопасности.
Безучастность американцев развязала руки Асаду. Сегодня Вашингтон пытается загладить вину и исполнить некую миротворческую роль. Пока не получается. А Хама, между тем, остается в роли заложника, тщетно веря в то, что американцы примут негласный ультиматум Асада прекратить призывать Дамаск к отречению, попросят оппозиционеров быть более покладистыми, и вообще почувствуют ответственность за город и другие, крайне опасные, очаги напряженности. По ту и по эту сторону баррикад давно укрепилось осознание того, что американские усилия далеко не бескорыстны и не гуманны: у Штатов появился шанс укрепить свои расшатавшиеся ближневосточные позиции. Другого не будет.
Асад оказался самым искусным игроком. Он тянет время, самое удивительное – он его выигрывает и оно работает на него, поскольку оппозиция уже явно измотана и изнурена. Постоянно призывая к диалогу, он ловко расколол движение, обретя множество сторонников и укрепив собственный имидж миротворца.
Категория времени ловко использовалась и в прошлом, когда режим нарушал все обещания. И не только по отношению к Америке, Франции, но и к единоверцам, стремившимся помочь Сирии выбраться из затяжных политических кризисов и кризисов доверия перед лицом международного сообщества и исламского мира.
Вашингтон слишком надеется на свои безграничные возможности. Но Асад нарушит любые обязательства, сорвет любые американские договоренности, если почувствует, что они на руку оппозиции.
Хассан Нейдар
Источник: "Голос России "
Оригинал публикации: "Dar Al-Hayat "