В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Трудная повестка дня для Лагард и МВФ

Вопрос, занимавший все последние недели многих экономистов и финансистов, решен. Совет директоров Международного валютного фонда /МВФ/ избрал 28 июня новым директором-распорядителем фонда француженку Кристин Лагард. Она станет первой женщиной на главном руководящем посту МВФ за все 60 с лишним лет его существования и вторым подряд представителем Франции после ушедшего в мае из-за разразившегося секс-скандала Доминика Стросс-Кана.

Сам процесс выборов напоминал хороший детектив. Стросс- Кан ушел в отставку 19 мая, а спустя два дня руководство МВФ оповестило мир о том, как будет выбирать преемника. Возможных номинантов было несколько. Реальных кандидатов – только двое. О своей готовности занять должность изначально вроде бы заявляли министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс, глава Центробанка Казахстана Григорий Марченко.

Впрочем, их намерения так и остались намерениями. Чуть дальше дело зашло у руководителя центрального банка Израиля Стэнли Фишера. Однако перед 67-летним функционером шлагбаум поставил собственно совет директоров МВФ: по уставу, главную должность в фонде не может занимать человек, перешагнувший рубеж в 65 лет. Отменять этот пункт не стали.

В результате на финишную прямую вышли министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард и Агустин Карстенс, возглавляющий центробанк Мексики и какое-то время назад председательствовавший в главном органе МВФ – Международном валютно-финансовом комитета /МВФК/.

Они очно встретились в Вашингтоне с членами совета директоров, представив им свои программы. Встречи, естественно, проходили в закрытом режиме, но позднее выступления обоих претендентов были опубликованы на сайте фонда. Сначала "на старт" вышел Карстенс. В своем выступлении он выделил три основных направления, по которым считает необходимым проводить преобразования. Прежде всего, он обратил внимание "на недостаточное представительство /в фонде/ стран с развивающимися рынками". По его словам, необходимо "увеличить число закрепленных за ними мест в совете директоров и обеспечить их представительство на всех уровнях фонда".

Карстенс также высказался за "продолжение пересмотра системы квот в пользу развивающихся государств". Он уточнил, что "увеличение их представительства одновременно означает и более высокую ответственность". "Страны с развивающимися рынками должны нести полную ответственность за процветание мировой экономики", – отметил он.

Третьим аспектом, требующим изменений, глава мексиканского центробанка назвал подбор руководящих кадров. При этом он заверил, что в случае своей победы будет "работать ради всех членов МВФ", а своей главной задачей видит поддержание атмосферы партнерства в структуре МВФ.

Лагард выпало выступать второй. Среди основных принципов, которые в ближайшие пять лет должны превалировать в работе фонда, француженка выделила "усиление способности МВФ реагировать на происходящие события". Она заверила членов совета директоров, что в случае своего избрания на пост директора-распорядителя не будет "представлять интересы какого-либо конкретного региона". "Я здесь для того, чтобы работать для всех членов МВФ", – подчеркнула Лагард. Министр сделала реверанс в сторону своего соотечественника Стросс-Кана. Она отметила, что под его руководством МВФ "изменился в лучшую сторону, успешно позиционируя себя в центре мировой экономики и финансовой системы".

Однако, по ее мнению, "необходимо продолжать ответственные и сбалансированные действия в поддержку экономики и финансовой стабильности, а также лучше работать с членами фонда".

Впрочем, все эти "предматчевые расклады", хотя, конечно, и не были фикцией, но все-таки не оставляли особых сомнений в итоговом результате. Карстенс, наверняка, и сам понимал, что, заручившись поддержкой, в основном, лишь Латинской Америки, он вряд ли сможет оказаться победителем. Лагард же, в свою очередь, практически априори получила голоса европейских стран, да к тому же весьма продуктивно пообщалась с высокопоставленными представителями России, Индии, Бразилии, Китая, то есть самых динамично развивающихся на сегодняшний день экономик мира. К тому же на финише избирательной кампании француженка получила поддержку США. Тогда, собственно, и стало все ясно.

Тот факт, что американцы тянули до последнего с оглашением своих позиций, вполне объясним – ставки высоки. Поддержи они мексиканца – и нарушился бы баланс, издавна поддерживаемый негласным соглашением между Соединенными Штатами и Европой, согласно которому МВФ возглавляет западноевропеец, а американцам отводится первая роль во Всемирном Банке /ВБ/ и вторая – в фонде.

Естественно, американцы Роберт Зеллик и Джон Липски, занимающие посты президента ВБ и первого заместителя главы МВФ, назначение Лагард поддержали. Липски назвал нового руководителя "очень талантливой и одаренной" женщиной, добавив, что в фонде "очень рассчитывают на успешную работу /с Лагард/ в МВФ, где мы сталкиваемся с рядом важных вопросов и хотим противостоять вызовам мировой экономике".
Зеллик, в свою очередь, припомнил, как "с большим удовольствием работал с Лагард, когда та была министром", и выразил надежду на "тесное сотрудничество с ней и с МВФ под ее руководством".

В общем, как написала уже на другой день после избрания нового главы фонда газета "Вашингтон пост", Лагард "начала предвыборную гонку с гандикапом, поскольку европейские державы поддержали ее еще до того, как узнали, кто именно будет ей противостоять". Ссылаясь на данные знакомых с ходом процесса представителей МВФ, издание отметило, что "ее политическая смекалка позволила ей оказаться гораздо выше технократа Карстенса".

"Совет директоров выбрал Кристин Лагард на пост директора-распорядителя на 5-летний период, который начинается 5 июля 2011 года. Она сменит на посту Доминика Стросс-Кана и станет первой женщиной, возглавившей фонд" , – говорилось в официальном сообщении МВФ.

"Совет директоров согласился с тем, что оба кандидата достаточно квалифицированы, – отмечалось в сообщении. – На основе имеющихся данных, после рассмотрения всей соответствующей информации по кандидатам совет директоров выбрал госпожу Лагард путем достижения консенсуса". Также говорилось о том, что "совет директоров рассчитывает, что Лагард будет эффективно руководить Международным валютным фондом в качестве нового директора-распорядителя".

На новом посту Лагард придется решать большое количество весьма трудных задач. На другой день после голосования на сайте МВФ появилась статья, которая так и называется: "Нового директора ждет напряженная повестка дня". И в первую очередь, речь идет о проблемах Греции, которые, если ничего не делать, могут стать головной болью для всего мира.

Как отмечают эксперты фонда, "программа работы у Лагард в вашингтонской штаб-квартире получится трудная". Это, в первую очередь, связано с тем, что "мировая экономика пропускает удары из-за нестабильности в Европе и восстаний в странах Ближнего Востока". Кроме того, имеются в наличии "признаки перегрева экономики в некоторых быстро развивающихся странах". Свою лепту вносят и "растущие цены на потребительские товары, которые представляют серьезную угрозу, особенно государствам с низким уровнем доходов".

Одним из основных вызовов назван "продолжающийся долговой кризис в Европе". "Стремительнее всего проблемы нарастают в Греции, где правительство пытается обезопасить внутриполитическую ситуацию путем усиления мер по оказанию помощи национальной безопасности", – сказано в материале. При этом подчеркивается, что"55-летняя Лагард, которая является министром экономики и финансов Франции, очень хорошо знакома с проблемами, встающими перед странами зоны евро".

Еще одним вызовом, с которым предстоит иметь дело Лагард, эксперты фонда называют стремление развивающихся государств получить большее влияние в процессах принятия решений.

Что касается Греции, то, по мнению "Вашингтон пост", для Лагард эта ситуация станет "проверкой ее обещания быть нейтральным арбитром после месяцев защиты интересов Франции". "Греция вновь противостоит угрозе дефолта после провала плана по финансовому спасению, – пишет газета. – Некоторые подвергали критике роль Лагард в данном процессе как слишком слабую для Афин и слишком многообещающую для банков, которые в лучшие времена продлили легкие кредиты, а теперь хотят быть защищенными от потерь".

Так или иначе, отмечает издание, "при наличии трех европейских стран, находящихся под программами помощи и получающих миллиарды долларов в виде займов от МВФ, Лагард высказалась за то, чтобы не проявлять фаворитизм в ходе переговоров". Задача, безусловно, трудная, поскольку "Франция, как и Греция, и другие проблемные европейские страны, входит в зону евро, и ее банки и другие ключевые структуры напрямую заинтересованы в разрешении кризиса".

Как заявил бывший руководитель европейского подразделения МВФ Алессандро Лейполд, тесно работавший по долгу службы с Лагард, "важно, что она быстро обозначила свою независимость от европейских держав, которые помогли ей стать самой влиятельной женщиной в мире". "Она добьется цели, когда избавится от связей с Европой. Ей необходимо перерезать этот шнур", – считает Лейполд.

Эту позицию разделяет профессор экономики Корнелльского университета Эсвар Прасад, сотрудничающий с МВФ. По его мнению, Лагард "придется отстаивать свою независимость от позиций европейцев и смотреть на вещи более широко". "Сможет ли она выбросить тот багаж, который принесла с собой – открытый и важный вопрос", – резюмировал эксперт.

К этому можно добавить еще один комментарий газеты "Вашингтон таймс": "Многие развивающиеся экономики продвигали кандидатуру Карстенса, поскольку хотят получить больше возможностей высказывать свое мнение относительно событий в мировых финансах. Но сторонники Лагард свою позицию аргументировали тем, что именно европейцы несут ответственность – отчасти из-за исторического прецедента, согласно которому фонд возглавляет представитель Европы, а частично – потому, что в краткосрочной перспективе МВФ предстоит решать вопросы, связанные с кризисом на европейском континенте".

Про "широкий взгляд на вещи" говорит и старший научный сотрудник вашингтонского исследовательского Совета по международным отношениям Стивен Данэуэй. Отметив, что выбор в пользу Лагард "не стал настоящим сюрпризом", он все же уточнил: "Как предполагается, успешная деятельность Лагард во главе французского минфина говорит о ее способности управлять МВФ. Но возникают вопросы, поскольку перед фондом стоит гораздо больше проблем, чем перед министрами финансов".

Эксперт выделил три задачи, которые, на его взгляд, Лагард "необходимо быстро решить". Стоит ли упоминать, что на первом месте названа необходимость обозначить независимость от Европы и "показать способность говорить европейским лидерам трудную правду об экономической ситуации в кризисных странах, а также готовность к призыву о переменах в политике".

Второй задачей Данэуэй называет необходимость "придания большей легитимности фонду путем передачи развивающимся государствам дополнительных полномочий и увеличения их представительства в совете директоров в соответствии с их растущей ролью в мировой экономике". По его словам, теперь эти страны "вправе ожидать решения данного вопроса", который без особого успеха не обсуждался в течение десятилетия. Для того, чтобы заручиться поддержкой ключевых членов МВФ, новому директору-распорядителю, как считает эксперт, следует поскорее разработать соответствующий план. В противном случае она может столкнуться с "растущим недовольством среди важных развивающихся стран, входящих в фонд". Наконец, по мнению представителя Совета по международным отношениям, Лагард еще только предстоит "показать умение эффективно управлять МВФ", ибо у нее "ограниченный опыт в экономике, особенно в сравнении с предшественниками".


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Глобальная экономика   (469)