Важным в дальнейшей судьбе евро и ЕС стало завершившееся 28 июня пятидневное турне премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао по Венгрии, Великобритании и Германии…
В Венгрию руководитель КНР такого уровня приехал впервые за 24 года. В Будапеште Вэнь заявил, что Китай готов купить венгерские правительственные бонды, предоставить кредит на сумму 1 млрд. евро и довести уровень двусторонней торговли до 20 млрд. долларов к 2015 году. Обстановка в мире сейчас такая, что европейцы дружно выстроились в очередь за китайскими инвестициями, контрактами и всячески стараются увеличить объемы торговли с Пекином…
Так, после визита британского премьера Дэвида Кэмерона в ноябре 2010 года в Пекин экспорт Великобритании в Китай увеличился на 20%. А теперь, после заключения 12 новых сделок на общую сумму 4,3 млрд. долларов, включая соглашение о строительстве экологически чистого углеперерабатывающего завода на сумму 2,46 млрд. долларов, Лондон и Пекин заявили, что к 2015 году товарооборот между ними вырастет в два раза – до 100 млрд. долларов.
В Будапеште премьер Госсовета выступил на торгово–экономическом форуме «Китай — страны Центральной и Восточной Европы». Первое, что нужно сделать, считает Вэнь Цзябао, — увеличить объемы торговли. Сегодня доля торговли между КНР и 15 странами Центральной и Восточной Европы составляет около 4% внешней торговли Китая. Чтобы добиться большего, китайская сторона предложила увеличить взаимную открытость рынков и сократить таможенные барьеры. Второе направление — развитие инвестиционного сотрудничества. Еще один пункт приложения сил — сотрудничество в инфраструктурном строительстве. Китай накопил немалый опыт осуществления подобных проектов, а в странах ЦВЕ в них большая потребность.
Особенно важно, что Вэнь Цзябао предложил странам ЦВЕ увеличить расчеты в национальных валютах. Китай, начавший плавный уход от доллара, активно продвигает сейчас такие расчёты.
И всё же главной целью поездки Вэнь Цзябао являлась Германия, на которую приходится треть всей торговли КНР с Европой: 76,5 млрд. евро экспорта и 53,6 млрд. евро импорта. В перечне важнейших рынков для немецких товаров Китай находится на седьмом месте, а в списке важнейших для ФРГ стран-импортеров Китай вышел на первое место, потеснив Нидерланды и Францию. Наибольшим спросом в Китае пользуется машиностроительная продукция Германии. Из КНР Германия импортирует продукцию электроники, текстиль и одежду.
Как выразилась канцлер ФРГ Ангела Меркель, экономическое сотрудничество – это «важнейшая опора моста, соединяющего две страны». Проблемы расширения «моста» обсуждались 28 июня в ходе первых германо-китайских межправительственных консультаций. К проведению консультаций приурочили подписание 22 документов, в том числе 14 экономических соглашений на общую сумму 10,6 млрд. евро. Самым крупным стал контракт на покупку Китаем 62 аэробусов А320. Немецкий концерн Volkswagen подписал договор со своим китайским партнером – компанией FAW – о строительстве в КНР нового автозавода. Кроме того, крупные сделки заключили концерны Daimler и Siemens. Товарооборот между ФРГ и КНР намечено увеличить к 2015 году с нынешних 142 млрд. евро до 200 млрд. евро.
«Мы открываем новую главу в истории отношений двух стран», – заявила Ангела Меркель Особые надежды канцлер связывает с развитием электромобилестроения. «В этой области Германия и Китай являются идеальными партнерами друг для друга», – уверена госпожа канцлер.
Достигнуто соглашение и об увеличении взаимных инвестиций. В КНР работают 4,5 тыс. немецких компаний. Volkswagen здесь уже 20 лет выпускает автомобили Audi, причем именно Китай является главным рынком для этих автомобилей. Концерн Daimler планирует инвестировать в развитие производственных площадок в КНР 3 млрд. евро.
В китайском подразделении немецкого электротехнического концерна Siemens работают 26 тысяч человек (правда, пока для этого гиганта важнейшими рынками сбыта остаются немецкий и американский). Оборот крупнейшего в мире химического концерна BASF на китайском рынке в 2010 году достиг 5,8 млрд. евро.
На этом фоне, разумеется, отошла на второй план тема прав человека в КНР. Перед началом европейского турне Вэнь Цзябао в Пекине сделали удачный шаг – освободили из заключения художника и диссидента по Ай Вэйвэя и правозащитника Ху Цзя, правда, с ограничением в правах. «Мы не боимся обсуждать такого рода вопросы», – подчеркнул посол КНР в Берлине У Хунбо. Только в том случае, если обсуждение будет проводиться с целью «навязать другой стороне свое мнение, Китай не будет с этим согласен». Переводится так: не говорите нам, что мы должны делать. Пусть то, что вы называете демократией и правами человека, действуют у вас, у нас же всё устроено немного по другому, и вмешиваться в наши внутренние дела мы никому не позволим. Такой язык понимают.
Незадолго до визита Вэнь Цзябао в Германию около 100 немецких компаний опубликовали совместную «Берлинскую декларацию», в которой обратились с требованием к странам-должникам выйти из еврозоны и выступили против несения Германией обязательств по долгам Греции и других стран. По мнению авторов документа, валютный союз превратился в «альянс транспортеров денег», а ФРГ несёт самую тяжелую ношу. Там не менее, хотя зона евро переживает не лучшие времена, интерес юаня к евровалюте не спадает. Обещания Вэнь Цзябао во время европейской поездки о содействии Китая в деле оживления европейской экономики и приобретения облигаций европейских стран в евро было воспринято миром в качестве мощного сигнала о том, что Китай намерен перемещать инвестиции в Европу и поддержать европейцев в сложное для них время.
Однако возникает вопрос: если евро чувствует себя неважно, почему китайцы к нему обращаются?
Ответ дает профессор Экономического института Фуданьского университета Сунь Лицзянь. «На самом деле, в настоящее время не такой большой ассортимент для выбора резервной валюты. Это активы либо в долларах, либо в евро. А в условиях слабости американской валюты на протяжении длительного времени, европейский рынок представляется для нас очень важным. В случае, если долговой кризис в Европе усилится, то под негативным влиянием может оказаться и Китай. В особенности, сейчас, когда КНР уже сократила объемы долларовых активов…. В настоящее время вне зависимости от того, покупать ли облигации в евро, или предоставлять европейским странам кредит, либо подписывать с Европой огромное количество соглашений о сотрудничестве – все это способы косвенной помощи Европе. Кроме того, позиция Китая также будет способствовать повышению уверенности рынка в европейской экономике и валюте».
Китай давно уже стремится лишить доллар его роли валютного монополиста и не заинтересован в дальнейшем ослаблении евро. Активное продвижение Пекином расчетов в национальных валютах не только вытесняет доллар, но и повышает роль юаня, который начинает приближаться к статусу мировой резервной валюты. Здесь и кроется интерес Пекина к Европе. Однако замыслы Пекина простираются дальше… Комментирует американский финансист, в прошлом партнер Джорджа Сороса, Джим Роджерс: «Китай станет спасителем, крупным кредитором Европы. У Пекина будет серьезное право голоса. Это улучшит позиции страны в МВФ и Всемирном банке. Это улучшит позиции в ООН… Америка не может спасти Европу, Россия не может спасти Европу... Китай придет к европейцам и скажет: ОК, давайте будем дружить, и мы вам дадим эти деньги, мы вас выкупим, а вы станете относиться к нам с большим дружелюбием и поддержкой. Вместо того, чтобы слушаться Вашингтона, вы будете интересоваться сначала нашим мнением…».
В любом случае усиление позиций Китая в Европе бесспорно. Одно то, что за последние девять месяцев премьер КНР посетил Берлин, главную столицу Европы, дважды, а президент США за всё время своего пребывания на этом посту до Берлина так и не доехал, говорит о многом…
Владимир НЕСТЕРОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры "