Американских избирателей "не впечатляет" нынешний состав претендентов на президентское кресло от республиканской партии. Это слово или его варианты чаще всего мелькало среди отзывов в опросе общественного мнения, организаторы которого – исследовательский центр им. Пью и газета "Вашингтон пост" – предложили недавно американцам предельно кратко выразить свое отношение к потенциальным участникам президентских выборов от оппозиционной "партии слона".
Далее предлагались различные эпитеты, в частности, "разочаровывающие", "слабые", "некомпетентные", "жалкие", "неквалифицированные", "идиоты" и "негодные". На четвертом месте в общем ряду стояла единственная положительная оценка – "хорошие". На седьмом – внешне нейтральный, но по сути также нелестный отклик: "Не интересуюсь". В целом, отрицательные отзывы преобладали в соотношении 44 проц. к 12 проц. Даже среди избирателей, симпатизирующих республиканцам, пропорция была схожей: 37 проц. к 12 проц.
Конечно, это не значит, что действующему президенту страны демократу Бараку Обаме гарантировано в ноябре будущего года легкое переизбрание. Достаточно взглянуть на нынешнее состояние американской экономики, чтобы развеялись всякие иллюзии на этот счет. Но новый опрос подтверждает, что по-настоящему сильного лидера, способного сплотить вокруг себя оппозицию и всю страну, среди республиканцев пока не видно.
На сегодняшний день номинальным фаворитом внутрипартийного отборочного этапа у них считается бывший губернатор Массачусетса Митт Ромни. Серьезными претендентами, на взгляд местных политологов и прессы, выглядят также двое бывших губернаторов – Тим Поленти из Миннесоты и Джон Хантсмен из Юты.
Но у каждого из них наряду с политическими достоинствами есть и очевидные политические слабости. Поленти, например, пока сравнительно мало известен в стране. Считается, что ему недостает личного обаяния, он не блещет ораторским талантом. А это порождает сомнения в том, удастся ли ему собрать на свою кампанию достаточно крупные финансовые ресурсы.
Хантсмен лично богат. Его отец возглавляет фамильный холдинг, в состав которого входит частная химическая компания с многомиллиардным оборотом /она, кстати, работает по всему миру, включая и Россию/. Но он, во-первых, еще не подтвердил официально своих президентских амбиций, а во- вторых, до конца апреля был послом США в Китае, т.е. занимал высокий дипломатический пост... в администрации Обамы. Объяснять это в ходе словесных предвыборных баталий ему было бы заведомо нелегко. Вообще, некоторые мои знакомые республиканцы удивляются, почему его авансом записывают в число вероятных лидеров гонки.
К тому же, Хантсмен, как и Ромни, – мормон по вероисповеданию. Понятно, что им обоим рано или поздно придется объясняться на эту тему с таким ключевым сегментом республиканского электората, как консервативные христиане- евангелисты. Этот "правофланговый" отряд зачастую задает тон на внутрипартийных "смотринах" потенциальных кандидатов – тем более, что он особенно силен в Айове, где по традиции открывается предвыборный сезон.
К Ромни, кстати, американские консерваторы могут испытывать некоторое предубеждение не только из-за его религиозной принадлежности. Ему никак не могут простить того, что в бытность в 2003-2007 гг. губернатором штата Массачусетс он провел там реформу системы медицинского обслуживания, во многом схожую с той, которой спустя считанные годы добилась в общенациональном масштабе администрация Обамы. На многих "упертых слоников" в США одно упоминание об "обамаздравоохранении" действует сейчас, как красная тряпка на быка.
Вообще, однопартийцы склонны подозревать Ромни в идеологической шаткости и неустойчивости. Он, дескать, еще в прошлом отборочном цикле показал, что способен менять свои позиции по важным для консерваторов вопросам – от недопустимости абортов до права на ношение оружия. Получается, что и очевидное, казалось бы, преимущество – больший опыт по сравнению с другими претендентами – может из-за более длинного и уязвимого для критики послужного списка обращаться ему во вред.
Другое дело, что и "плюсов" Ромни недооценивать все же не стоит. Главный из них, наверное, – весьма солидный финансовый ресурс. Бизнесмен, считающийся финансовым "спасителем" зимней Олимпиады-2002 в Солт-Лейк Сити, проблем с деньгами не испытывает. В прошлом цикле он только на отборочном этапе собрал и потратил более 100 млн долл. Правда, кое-кто язвит, что тогда ему это все равно не помогло выиграть у Джона Маккейна, да и вообще, мол, партии нужны свежие лица. Но когда Ромни недавно провел однодневный "марафон" по сбору пожертвований и привлек за раз 10 млн долл., это вызвало целый хор завистливо- восхищенных откликов.
Кстати, этого политика можно, видимо, считать ставленником финансового сектора США. По свидетельству газеты "Вашингтон пост", именно эта отрасль дает ему в последние годы почти половину всех его сборов.
Но это же издание указывает и на тот факт, что многие крупнейшие финансовые доноры республиканцев в нынешнем сезоне пока, как принято выражаться в Америке, "сидят на заборе", т.е. не торопятся брать на себя конкретные обязательства. "Многие партийные инсайдеры не делают большого секрета из своего недовольства нынешним подбором кандидатов, включая Ромни и Поленти", – констатирует газета.
Поэтому среди республиканцев не угасают надежды на то, что для участия в гонке удастся "рекрутировать" кого-то еще из признанных "тяжеловесов". Сейчас в этом контексте чаще других упоминается техасский губернатор Рик Перри, который прежде отнекивался, но под этим напором, кажется, слегка заколебался. Трое других – бывший губернатор Флориды Джеб Буш, губернатор Нью-Джерси Крис Кристи и сенатор из Южной Каролины Джим ДеМинт – твердо стоят на том, что в нынешнем марафоне "не побегут", хотя Кристи при этом на днях осмотрительно расплатился с казной за использованный для личной поездки служебный вертолет.
Ранее, как известно, от участия в забеге отказались и некоторые готовившиеся к нему солидные политики- республиканцы. Наибольшее сожаление в партии вызвал "самоотвод" губернатора Индианы, бывшего руководителя Административно-бюджетного управления при Белом доме Митча Дэниелса. Именно за его доноров, а также за финансовые и организационные ресурсы клана Бушей, в стане американской оппозиции сейчас идет основная закулисная борьба.
Кроме перечисленных людей в республиканском отборочном цикле участвуют или примериваются к нему такие политики, как члены палаты представителей Конгресса США Рон Пол и Мишель Бакман, экс-спикер той же палаты Ньют Гингрич, бывший сенатор Рик Санторум, бывшие губернаторы Рудольф Джулиани, Гэри Джонсон и Сара Пэйлин, бизнесмен Герман Кейн. Последний – чернокожий бизнесмен и радиокомментатор, переживший несколько лет назад раковое заболевание, – по общему признанию, выиграл недавно первый тур предвыборных дебатов с однопартийцами и тем заставил о себе говорить. Но все же и он, по мнению американских политологов и прессы, пока остается фигурой второго ряда.
Подобное определение может показаться несправедливым по отношению хотя бы к такой "находке" президентских выборов 2008 года в США, как Пэйлин. Она действительно приобрела с тех пор на родине "звездный" статус и демонстративно без всякого труда отвлекла на себя львиную долю внимания прессы в тот день, когда тот же Ромни официально объявлял о начале своей предвыборной кампании.
Однако, вопреки расхожим представлениям иностранных, в том числе российских, СМИ, ни она, ни соперничающий с нею и в известности, и в эксцентричности миллиардер Дональд Трамп по-настоящему серьезным претендентами на высший государственный пост в США не считались и не считаются. Трамп, собственно, уже объявил об отказе от участия в гонке, но Пэйлин еще может в нее вступить.
По убеждению местных политологов, на одной саморекламе, даже талантливой, далеко не уедешь. А те реальные и потенциальные возможности, которые имелись у бывшей аляскинской губернаторши три года назад, она в основном растеряла. Рейтинг ее в "партии слона" неуклонно снижается. Пресса, в том числе и консервативная, давно уже пишет о том, что если бы Пэйлин все же выдвинули кандидатом в президенты, это стало бы лучшим подарком для нынешних хозяев Белого дома.
Куда более странно, что не воспринимается всерьез на сегодняшний день и Гингрич – былой кумир своих однопартийцев, организатор и идеолог "республиканской революции" 1994 года. То ли просто ушло его время, то ли ему вредят личные слабости /он, например, женат третьим браком и очень невоздержан на язык/, но опытнейший американский политик крайне неудачно стартовал в нынешней гонке и, по мнению многих наблюдателей, выбыл из числа потенциальных претендентов на победу.
Во всяком случае, бывший руководитель предвыборного штаба Маккейна Стив Шмидт даже сказал в эфире телекомпании Си-эн-эн, что такие люди, как Пэйлин, Трамп и Гингрич, – это персонажи "театра абсурда", которые только мешают серьезным кандидатам. "Ясно, что никто из них не станет ни президентом США, ни республиканским выдвиженцем", – безапелляционно заявил специалист.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.