Журналисты не так уж много пишут о кровавой перманентной нарковойне в Мексике, жертвами которой за последние несколько лет стали, по официальной статистике, 34 тысячи человек. Внимание СМИ переключилось на Центральную Америку, где крупные наркокартели ведут борьбу за каналы поставок кокаина, героина и прочих галлюциногенов в США. Торговцы наркотиками, сохраняя «перевалочные базы» в Мексике и «производственные мощности» в Колумбии, энергично укрепляют свои позиции в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе и Панаме…
В полицейских сводках стран субрегиона постоянно фигурируют эмиссары мексиканского картеля Los Zetas. Если верить тому, что сообщает о структурах Los Zetas Управление по борьбе с наркотиками США (DEA), они вездесущи, их оперативные, кадровые и финансовые возможности неограничены. В определённой степени они напоминают своей агрессивностью и беспощадностью террористов Аль-Каиды, но на поприще наркобизнеса. Пропаганда США объясняет количественный и качественный рост наркопоставок американским клиентам именно деятельностью якобы всемогущих Los Zetas. За этой ширмой удобно прятать многомиллиардный подконтрольный спецслужбам США галлюциногенный бизнес, включающий не только традиционный кокаин и героин, но и широкий ассортимент синтетических наркотиков.
Еще в 2003-2004 годах гватемальский прокурор Фернандо Мендисабаль, который курировал дела по наркотрафику, предупреждал, что любое “чуждое вторжение” в modus operandi местных наркоорганизаций приведёт к «неконтролируемому росту насилия и сведению счётов» между группировками. Тогда действовавшие в стране пять картелей – Мендоса, Чамале, Лоренсана, Серсеньо и Лусиано – заключили подобие пакта о мирном сосуществовании, поделили зоны влияния и каналы переброски наркотиков в Мексику и США. Бароны избегали применения силы в отношениях друг с другом. Они «не обижали» обитателей подопечных территорий и нередко «выделяли ресурсы» на «социалку» и благотворительность в духе традиций Робин Гуда.
Крушение прежних порядков началось после ареста в Мексике в 2003 году и высылки в США крупнейшего гватемальского наркобарона Отто Эрреры, действовавшего под кличками «Эль Пипа», «Эль Инхеньеро» и «Эль Профе». Под его контролем находились ключевые регионы Гватемалы – Исабаль (атлантическое побережье), департаменты Петен и Кобан. После «изъятия» Эрреры и ряда других главарей гватемальского наркобизнеса начались междоусобицы, захлестнувшие всю Центральную Америку. В узкий круг наркоглаварей ворвались чужаки из мексиканских картелей Los Zetas, El Sinaloa, El Golfo. Одна из последних акций Los Zetas: в Гватемале на границе с Мексикой обнаружили 27 обезглавленных тел. Типичная операция по устрашению конкурентов «в мексиканском стиле». Как не вспомнить о недавней расправе Los Zetas с 70 гватемальскими мигрантами в Мексике. Они отказались сотрудничать с картелем и поплатились жизнью. В других странах Центральной Америки количество «разборок» подобного типа тоже резко возросло.
Латиноамериканские обозреватели считают, что горячие наркоконфликты к югу от Рио-Гранде провоцируются агентурой DEA, ЦРУ и ФБР. На это ориентированы оперативный состав и агентурный аппарат, выделяются огромные средства. Под различными легендами наркокартелям в Гватемале, Гондурасе и других странах с территории США перебрасывается современное оружие. Наркогруппировки вооружены лучше, чем противостоящие им органы правопорядка и армейские подразделения… По решению Буша-младшего и его команды ястребов в 2006 году в мясорубку нарковойны была брошена Мексика, затем – при Обаме – центр спецопераций переместился в страны Центральной Америки. Задача – обескровить наркокартели на «дальних подступах» к Соединённым Штатам.
Пока что эта задача решается успешно. Los Zetas ослабили свой натиск на североамериканском направлении, приняв решение об укреплении «тыла» в Центральной Америке. Против местных мафий развязана война на уничтожение. Они сопротивляются, перенимают методы пришельцев, и конца этой кровавой вакханалии не видно. Разумеется, активизация наркокартелей в регионе не может не беспокоить правительства. Они апеллируют к Вашингтону, добиваясь поддержки в борьбе с опасным и всемогущим врагом, коррумпирующим государственные структуры на всех уровнях.
Такая помощь «с пониманием» предоставляется Соединёнными Штатами. Как следствие, многократно возросло влияние спецслужб Империи на внутреннюю и внешнюю политику центральноамериканских стран. Если, к примеру, заглянуть в списки «дипломатических представителей» США в Гватемале, то легко выяснить, что «чистых» дипломатов раз-два и обчёлся. Под крышей посольства функционирует своего рода «спеццентр» по негласному управлению Гватемалой, операторы которого «значатся» сотрудниками политического, консульского, политико-экономического, культурного и других отделов. Немало деликатной работы у оперативников DEA, которые «организуют-дезорганизуют» борьбу с наркотиками в Гватемале. Персонал Военной группы активно вербует гватемальских офицеров. «Добровольцы» Корпуса мира (кузницы кадров для ЦРУ) и функционеры USAID – Агентства США по международному развитию – подыскивают перспективную молодежь для проамериканских Неправительственных организаций. Свои специфические задачи решают парни из Геологической службы США. Координацию «спеццентра» по управлению Гватемалой осуществляют посол Мак-Фарланд, опытный разведчик, и Тодд Робинсон, его правая рука, с не менее внушительным послужным списком в ЦРУ – Колумбия, Сальвадор, Боливия, Доминиканская республика, Албания.
Когда стало ясно, что Los Zetas контролируют до 70 % территории Гватемалы, президент А. Колом объявил чрезвычайное положение в департаменте Альта-Верапас на севере страны, и в декабре 2010 года туда были направлены войсковые подразделения и силы полиции. Операция против мексиканского картеля осуществлялась при непосредственном участии сотрудников силовых структур США, которым президент Гватемалы предоставил практически полную свободу действий. Реакция со стороны Los Zetas последовала через неделю: под угрозой расправы они заставили владельцев и дикторов трёх радиостанций в Кобане передать следующее сообщение: «Это послание для президента: мы члены Группы Los Zetas хотим только одного, чтобы страна знала, что Альваро Колом получил (от нас) 11 миллионов 500 тысяч долларов накануне завершения президентских выборов (2007 года) и заплатит за то, что не сдержал своих обещаний. Пострадают виновные и невиновные, и платой станет война, которая начнётся в стране, в торговых центрах, школах, полицейских участках»…
Существуют разные мнения о реальном авторстве этого обращения. Кто-то указывает на «непримиримую оппозицию», кто-то на резидентуру ЦРУ, осуществившую эффектное «активное мероприятие», после которого Колому приходится доказывать конкретными делами, что он – жертва клеветы и никогда не получал деньги от наркокартелей. В Центральной Америке стало на одного «управляемого президента» больше. Колом предпочитает дружить с Соединёнными Штатами и как-то заметно потерял интерес к укреплению отношений с Кубой, Венесуэлой, другими «популистскими» странами.
Обвинения в связи с наркобизнесом, высказанные в адрес любого латиноамериканского политика, чреваты серьёзными последствиями для его карьеры. Тем более они опасны, если обвинения исходят из США. На этот крючок «подвешены» многие политики в Латинской Америке, компромат собирается на родственников, ближайшее окружение, членов правительства и т.д. При необходимости компромат фабрикуется. Если в Вашингтоне захотят «закопать» неугодного Империи иностранного политика, спецслужбы годами будут вести упорную кротовью работу, но закопают.
Исключений не так уж много, но они внушают оптимизм: Империя не всесильна. Яркий пример – Даниэль Ортега в Никарагуа. Он давно проводит независимую политику, ориентируясь на Венесуэлу и страны – члены ALBA, Боливарианской альтернативы для народов Латинской Америки. Посол США в Манагуа Роберт Каллахан очень старался добиться смещения Ортеги с президентского поста. По традиции Ортегу обвиняли в «недостаточных усилиях» в борьбе с наркобизнесом. Но запугать президента не удалось. Госдепартаменту пришлось заявить о замене Каллахана в Манагуа, чтобы избежать его высылки из страны. На предстоящих президентских выборах в ноябре 2011 года перспективы Ортеги на победу практически не подвергаются сомнению.
Сейчас проблемой наркотрафика в США через страны Центральной Америки и Мексику занялась Международная комиссия по нарконтролю, созданная при ООН. Подсчитано, что через регион поступает в США до 90 % кокаина из Колумбии и Перу. Комиссии предстоит выяснить, каким образом декларации Вашингтона о запуске различных программ по усилению борьбы с наркобизнесом и наркокартелями стыкуются с небывалым ростом поставок «звёздной пыли» на американский рынок. Только через Гватемалу по самым скромным подсчётам в США поступает не менее 20 тонн кокаина в год.
В июне 2011 года в Сальвадоре пройдёт региональная Конференция по борьбе с наркотрафиком и организованной преступностью в Центральной Америке. Ключевая тема, конечно, финансовая. Какие средства намерены дополнительно выделить США на эти цели? Заинтересован ли реально Вашингтон в принятии Плана региональной безопасности, ориентированного на нейтрализацию наркокартелей?
Даже недавний визит президента Обамы в Сальвадор не развеял сомнений. Обещаний много, но конкретики всё меньше. Так что прогнозы в отношении дальнейшего ужесточения нарковойны в Центральной Америке не лишены оснований. Вполне возможно, что приказ – патронов не жалеть! – уже отдан.
Нил НИКАНДРОВ
Источник: "Фонд стратегической культуры "