В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Изменение британского политического ландшафта после выборов в парламенты Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии

Значительно изменился политический ландшафт Великобритании после состоявшихся 5 мая выборов в парламенты трех регионов Соединенного Королевства – Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии и в 279 местных советах Англии, а также референдума по вопросу об изменении избирательной системы в стране. Главной политической сенсацией стала очень убедительная победа националистов Шотландии на выборах в законодательный орган этого северного региона Великобритании, что предоставляет им возможность выполнить свое обещание и провести референдум по вопросам провозглашения суверенитета и отделения от Великобритании после более чем 300-летнего союза.

По итогам голосования позиции Шотландской национальной партии /ШНП/ значительно окрепли. Шотландские националисты завоевали 69 мест из 129 в парламенте Шотландии и впервые в истории сформируют однопартийной правительство. Лидер националистов Александр Сэлмонд вновь займет пост первого премьера Шотландии. В прошлом составе ШНП была правящей при поддержке союзников из небольших партий. Победу этой партии здесь называют тем более значимой с учетом того, что при создании парламента в 1999 году в Шотландии была введена сложная избирательная система с целью не допустить прихода к власти националистов, свидетельствует Би-би-си.

Сокрушительное поражение в этом регионе потерпели представители Лейбористской партии, традиционно имевшие там большое преимущество, а также Либеральные демократы.

По словам Сэлмонда, "поддержка, оказанная ШНП народом Шотландии беспрецедентна". Он заявил, что референдум о самоопределении народа Шотландии состоится во второй половине срока работы нынешнего парламента, который составляет пять лет. "Мы увеличим полномочия нашего парламента", – заверил премьер.

С победой Сэлмонда поздравил лидер шотландских лейбористов Йэн Крейг. "Сейчас стало совершенно очевидным, что ШНП одержала внушительную победу, – подчеркнул Крейг. – И депутаты от Лейбористской партии будут теперь конструктивно работать с правительством, прежде всего, чтобы создать новые рабочие места".

Одновременно Сэлмонд призвал Вестминстер /британский парламент/ "уважать волеизъявление шотландских избирателей, вручивших ему исторический мандат, и передать северному региону больше полномочий, а также не вмешиваться в его планы по проведению референдума о независимости Шотландии". "Но и в случае наделения нас большими полномочиями, мы будем контролировать лишь 20 проц. доходной статьи Шотландии, – сказал лидер ШНП в интервью британским журналистам. – Независимость предоставит нам возможность распоряжаться всеми – 100 проц. доходов". В то же время, по признанию Сэлмонда, форсировать курс на независимость он не собирается поскольку, согласно последним опросам общественного мнения в регионе, лишь треть шотландцев на текущий момент готова выйти из состава Соединенного Королевства. "Мы проведем референдум тогда, когда люди Шотландии попросят этого", – добавил глава ШНП.

Однако в любом случае, как констатируют аналитики, выполнить эти планы ШНП будет очень непросто. Причем, в ближайшие несколько лет препятствия на этом пути будут лишь возрастать. Это связано, прежде всего, с финансовой составляющей. По выражению независимых экспертов из Центра по изучению общественной политики и регионов при университета Глазго, ШНП пообещала избирателям многое, под что необходимы дополнительные ресурсы, которых просто нет. Более того, вследствие инфляционных процессов бюджет правительства Шотландии к 2015 году с нынешних 29 млрд фунтов /свыше 46 млрд долл./ сократится в реальном исчислении примерно на 3,5 млрд фунтов, что значительно затруднит выполнение обещанного ШНП.
По словам профессора, специалиста по шотландской истории Тома Дивайна, на выборах в Шотландии произошел "своего рода эффект "Алисы в Стране чудес", когда ряд важных вопросов просто не обсуждался".

"Приближается цунами – финансовый цунами, и непонятно каким образом новое правительство сможет противостоять ему, особенно если учесть данные им очень серьезные обещания? – задается вопросом профессор. – Следующие несколько лет в политической жизни Шотландии будут исключительно интересными. Не только потому, что в повестке дня стоит вопрос о независимости, но и из-за реальных проблем, главная из которых – значительное ослабление госсектора экономики".
Однако, какими бы ни были нюансы развития Шотландии, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон уже поспешил заверить общественность, что будет сражаться с этими попытками отделения.

Не меньшим сюрпризом – на общенациональном уровне – стало тяжелейшее поражение на выборах Либеральных демократов /ЛД/, входящих вместе с консерваторами в коалиционное правительство Великобритании. ЛД был нанесен двойной удар. Вначале британцы на выборах в местные органы власти Англии "наказали", по выражению прессы, Либеральных демократов за меры по сокращению госрасходов в рамках стратегии по ликвидации огромного бюджетного дефицита Соединенного Королевства. ЛД потеряли почти 700 мест в местных советах, а также уступили другим партиям, прежде всего лейбористам, контроль над городами Бристоль, Гуль, Ньюпорт и крупным промышленным центром Шеффилд. Последнее поражение для них особенно болезненно, так как от этого города в Палату общин британского парламента прошел лидер Либеральных демократов – вице-премьер Ник Клегг.

Затем британские избиратели решительно отвергли выдвинутое этой партией на референдум предложение о переходе на новую преференциальную /альтернативную/ систему избрания депутатов парламента. "Нет" нововведению сказали 69 проц. участников референдума.

Проведение всеобщего волеизъявления по этому вопросу было одним из условий ЛД при формировании в 2010 году коалиции с консерваторами. В рамках этой, новой системы голосования гражданам предлагается оценить кандидатов в приоритетном порядке. В случае, если ни один из них не получает поддержки 50 и более процентов избирателей, то голоса, поданные за наименее успешного претендента, передаются другим, а сам он исключается из дальнейшего подсчета. Эта процедура повторяется до выявления победителя.

При действующей ныне в королевстве мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, получившие простое большинство голосов по избирательному округу, где они баллотируются. При этом в бюллетене можно отметить только одну фамилию.
По мнению представителей ЛД и сторонников преференциальной системы из других партий, она позволяет избирать депутатов, пользующихся наибольшей поддержкой электората. Нововведение, как считают Либеральные демократы, увеличит их представительство в Палате общин британского парламента. На парламентских выборах в 2010 году ЛД поддержали в общей сложности 23 проц. избирателей, однако она получила лишь 8,8 проц. мест в Палате общин.

Ряд партий, в том числе ведущая оппозиционная – Лейбористская, оказались расколотыми по вопросу о поддержке референдума. В пользу инициативы Либеральных демократов выступили лидер лейбористов Эд Милибэнд и бывший глава МВД в правительстве этой партии Алан Джонсон. Против изменения избирательной системы высказываются видные лейбористы Дэвид Бланкетт, Джон Прескотт и Маргарет Бекетт.

Недемократичной и неясной назвал альтернативную систему голосования, которая действует лишь в трех странах – Австралии, Папуа-Новой Гвинее и Фиджи, премьер-министр Дэвид Кэмерон. Такое мнение еще больше обострило отношения между двумя партиями коалиции.

Таким образом, битва за новую избирательную систему была и испытанием репутации, уровня доверия к Клеггу. Неудивительно, что такой провал ЛД на нескольких политических фронтах поставил под вопрос в партии будущее ее лидера. "По моему мнению, он должен немедленно подать в отставку", – сказал официальный представитель Либеральных демократов в английском городе Ноттингеме Гэри Лонг.

В ходе проведенного телеканалом "Скай ньюс" экспресс- опроса с такой точкой зрения согласилась половина респондентов.
По признанию Клегга, партии "нанесен сильный удар". Однако, по его словам, в политике бывают "белые и черные полосы". Либеральные демократы "должны подняться, отряхнуться от пыли и двигаться вперед", считает вице- премьер. Он пообещал, что теперь ЛД будут "более принципиально отстаивать в коалиции свои взгляды и позиции, чтобы избиратели видели, какой вклад они вносят в решение острых проблем страны".

Именно к правящей коалиции привлечено сейчас особое внимание в Соединенном Королевстве. Спустя год после создания такой редкой в политической истории Соединенного Королевства системы управления страной /предыдущая была в годы Второй мировой войны/, "потрепанная коалиция", по выражению британских СМИ, с доминирующей Консервативной партией и младшим братом – Либеральными демократами выжила, продолжает работать, однако со все большим скрипом.

"До настоящего времени /до выборов/ отношения между партнерами смазывались коллегиальностью, идеологическим сходством и доверием, – констатирует бывший лидер Либеральных демократов Пэдди Эшдаун. – Сейчас этих черт во взаимоотношениях партий станет гораздо меньше, они будут менее искренними, более деловыми и прохладными".

В нынешней ситуации Либеральные демократы для восстановления своей базы электората вынуждены будут, по мнению газеты "Файнэншл таймс" /ФТ/, "дистанцироваться от политики тори, что они уже планировали" к следующим всеобщим выборам в 2015 году. Работа Клегга "станет более трудной", отмечает ФТ. Но не менее сложной в этом случае станет деятельность и лидера тори Дэвида Кэмерона, констатирует издание.

Неудивительно, что, несмотря на ясный вердикт избирателей в отношении ЛД, партнер этой партии – консерваторы, которым удалось удержать свои позиции в стране, планируют сделать все возможное, чтобы их коалиция дожила до всеобщих выборов 2015 года и выполнила свою финансовую программу. "Я придерживаюсь мнения, что коалиционное правительство, которое делает доброе дело для королевства, должно находиться у власти полный срок", – заявил Дэвид Кэмерон.

Тори заинтересованы в сохранении коалиции, поскольку ее раскол обернется незамедлительным проведением выборов. И они готовы смириться со значительным ослаблением младшего партнера, который потерял до 40 проц. своего электората.

Успешное выступление консерваторов, прежде всего на выборах в Англии, стало еще одним сюрпризом в ходе состоявшегося в королевстве голосования. Тори удалось избежать негативной для стоящих у власти партий тенденции в политической истории страны, когда правящие партии несут чувствительные потери в ходе промежуточных выборов.

Успешным в масштабах страны стало выступление ведущей оппозиционной партии страны – Лейбористской, которая, хоть и сдала позиции в Шотландии, однако укрепила свое влияние в местных советах Англии, завоевав 800 мест.
На выборах в парламент Уэльса, состоящий из 60 депутатов, представителям лейбористов удалось получить ровно половину депутатских мандатов, и теперь они попытаются сформировать правительство большинства.

По данным аналитиков, если бы всеобщие выборы в Великобритании проводились сейчас, то лейбористы завоевали бы большинство мест в парламенте королевства и смогли бы сформировать правительство.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Британия   (153)