Лоббирование на Кей-стрит, интервью Newsweek... Грузия делает все, что в ее силах, чтобы получить американское оружие на случай войны с Россией. Но действительно ли это хорошая идея?
С тех пор, как к власти в Грузии пришел Михаил Саакашвили, эта небольшая бывшая советская республика стала одним из самых преданных союзников Соединенных Штатов. Отношение численности воинских контингентов, направленных в Ирак и Афганистан, к численности населения страны является самым высоким среди всех государств коалиции, и это несмотря на то, что две ее бывшие территории, Абхазия и Южная Осетия, заняты враждебными российскими войсками.
При этом Грузия не особо скрывает, что свой вклад в военные операции США она считает частью равноценного обмена. "Находясь здесь, мы как военные помогаем американским военным, — говорил один грузинский капрал в интервью New York Times в 2007 году. — Потом Америка как страна поможет нашей стране". В Афганистане она вызвалась направить свои войска в опасную провинцию Гильменд, где к настоящему времени погибло семеро ее военнослужащих.
Грузия хочет, чтобы за это Америка защитила ее от грозного врага — России — и помогла восстановить контроль над Абхазией и Южной Осетией, занятыми российскими войсками. Однако на сегодняшний день помощь фактически ограничивается громкими словами. В 2005 году Джордж Буш посетил Тбилиси и назвал Грузию "маяком демократии". В апреле этого года один генерал морской пехоты США расхваливал грузинские войска в Афганистане, отметив, в частности, что "грузины любят воевать".
Но говорить можно все что угодно, а действий, подтверждающих эти слова, пока еще не предпринималось. Показательно, что, когда в 2008 году разгорелась война за Южную Осетию, США, создав перед этим у Саакашвили такое впечатление, что Вашингтон прикроет его в случае конфликта с Россией, не вмешивались, если не считать одного трогательного эпизода: военно-транспортные самолеты США доставили грузинские войска из Ирака домой. Но к моменту их прибытия война уже была проиграна.
Главной военно-политической целью Грузии в годы правления Саакашвили было и остается вступление в НАТО, и США поддерживали это стремление, хотя безуспешно — в результате войны с Россией вопрос о членстве в НАТО был фактически снят с повестки дня. Ведь если бы Грузия состояла в альянсе на момент начала конфликта, США и остальные страны НАТО были бы вынуждены объявить России войну. Теперь у Грузии новая цель — американское оружие. В прошлом году она всерьез начала добиваться у США поставок "оборонительных вооружений", в частности, зенитно-ракетных и противотанковых систем.
"Беззащитность Грузии не выгодна никому, — заявил Саакашвили в интервью Newsweek. — Грузия не может напасть на Россию, а беззащитность Грузии является большим соблазном для России свергнуть наше правительство военным путем... Мы надеемся, что в рамках осуществляемого сотрудничества в сфере безопасности США помогут нам с созданием оборонительного потенциала".
В последнее время он повышает градус риторики, заявляя, что только США могут продать Грузии оружие, необходимое ей для самообороны: "Больше всего Грузии нужно то, чего она не может получить больше нигде: зенитное и противотанковое вооружение, и это совершенно очевидно... Именно в этом должен заключаться следующий этап сотрудничества".
США никогда не были особо крупным поставщиком вооружений в Грузию, которая после обретения независимости унаследовала советское оружие, а позже покупала его у других бывших советских республик и стран Варшавского договора. Пентагон создал ряд совместных учебных программ с грузинской армией, но их основная задача — подготовка грузин к службе в Ираке и Афганистане.
Однако теперь вопрос об американском оружии определяет состояние американо-грузинских отношений. Грузия и ее союзники в Вашингтоне утверждают, что, если США не дают Грузии оружие, то это значит, что они прогибаются перед Россией ради пресловутой "перезагрузки". Возглавляет кампанию за поставки оружия сенатор Джон Маккейн. В марте он заявил на слушаниях в Конгрессе: "Мне трудно это понять: русские продолжают оккупировать территорию, принадлежащую Грузии, и продолжают угрожать Грузии, однако мы не даем им оружие для самообороны. Это непостижимо".
Сообщалось, что последний посол Грузии в Вашингтоне был освобожден от должности потому, что не смог договориться с американцами о поставках оружия. Только в прошлом году Грузия заплатила около 1,5 миллионов долларов четырем ведущим вашингтонским лоббистским фирмам — гораздо больше, чем другие страны ее калибра. Эти усилия по лоббированию включали в себя агрессивную кампанию в прессе, в ходе которой утверждалось, что государственный департамент "фактически ввел эмбарго", негласно блокируя попытки Грузии приобрести вооружение, хотя доказательств такого эмбарго нет.
Ключевой вопрос состоит в том, как Грузия намерена приобрести это оружие: купить его или получить в качестве помощи. Когда этот вопрос задают грузинским официальным лицам, они уклоняются от ответа, говоря, что дискуссии еще не зашли так далеко. Но одно дело разрешить Грузии купить оружие, и совсем другое — профинансировать эти закупки за счет американского налогоплательщика. Однако цифры говорят о том, что Грузия никогда не сможет позволить себе приобрести американское вооружение за свой счет.
Грузия бедна, а американское оружие дорого. По оценкам, оборонный бюджет Тбилиси на 2011 год составляет около 370 млн. долларов, а на закупки может быть выделено до 123 миллионов, то есть треть этой суммы. Для сравнения, Объединенные Арабские Эмираты, только что потратили 7 млрд. долларов на приобретение американских зенитно-ракетных систем. Одна ракета "Пэтриот" стоит 6 млн. долларов, а это означает, что стоимость 20 ракет — без пусковых установок, радаров и прочих необходимых компонентов — эквивалентна всему годовому бюджету Грузии.
Если Грузия действительно хочет тратить свои деньги на оружие, то ей целесообразнее обратиться к более дешевым источникам. Россия пригрозила санкциями многим из бывших поставщиков оружия в Грузию, особенно странам Восточной Европы и Израилю, которые в результате свернули сотрудничество с Тбилиси. Но на сцену могут выйти другие производители оружия — например, Китай, Индия, Бразилия или Турция.
Однако, даже если Грузия будет вооружена до зубов, непонятно, насколько это ей поможет. Российские вооруженные силы настолько сильнее грузинских, что польза увеличения арсенала сомнительна. Хуже того: хотя Грузия неоднократно подчеркивала, что стремится к приобретению исключительно "оборонительного" оружия, любое оборонительное оружие облегчает агрессию, поскольку повышает обороноспособность. Грузия трезвонит об угрозе российского нападения, но, на самом деле, в 2008 году именно Грузия сделала первые выстрелы, приведшие к войне с Россией, рассчитывая, видимо, на то, что Россия будет сидеть сложа руки.
В работе, опубликованной в начале этого года, два специалиста по региону, Кори Уэлт (Cory Welt) и Сэмюэл Чэрап (Samuel Charap) утверждают, что поставки оружия Грузии укрепят ментальность непрекращающегося конфликта и заблокируют тот путь, на который она должна выйти для решения проблемы утраченных Абхазии и Южной Осетии. По словам Уэлт и Чэрапа, это медленный, кропотливый процесс "трансформации конфликта, ведущий к снижению напряженности, налаживанию отношений между людьми, созданию доверия, выстраиванию торговых связей и нормализации контактов между властями".
Но деликатность не принадлежит к числу сильных сторон Саакашвили. Даже если американское оружие не изменит равновесие сил, оно станет ощутимым знаком поддержки со стороны Запада, чего явно добивается Саакашвили. За последние несколько лет Грузия сделала для Соединенных Штатов, пожалуй, больше, чем любой другой союзник, меньше всех получив взамен. Разумеется, это не аргумент в пользу того, чтобы бесплатно отдать ей ракетные системы. Но этот факт делает всю ситуацию еще более трагичной.
Джошуа Кучера (Joshua Kucera)
Источник: "Голос России"
Оригинал публикации: "Georgia's Dangerous Quest for American Weapons "