Весьма верно подметил президент Эквадора Рафаэль Корреа, сказавший: «Мы живем не в эпоху перемен, а переживаем смену эпох». Действительно, в мире наблюдается закат капиталистической системы, происходят изменения в соотношении общественных и классовых сил, а также государств. Возникли новые народные движения, возглавляемые «низами», в которые входят безработные, так называемый «прекариат» (то есть, пролетариат, не имеющий постоянной работы, нестабильный), представители образованного среднего класса, не имеющие особых перспектив при капитализме, а также коренные народы.
Капиталистическая неолиберальная модель стремительно погружается в мировой экономический кризис, в пропасть человеческих страданий, которую она же сама и создала. В то время как изменение климата, землетрясения, цунами и извержения вулканов и прочие стихийные бедствия угрожают всем, крупные капиталисты и банкиры продолжают богатеть за счет богатств, создаваемых другими людьми. Они используют в своих интересах «государственные антикризисные меры».
Более того, по заявлениям Антонио Марии Косты (Antonio María Costa), главы Управления ООН по наркотикам и преступности, многие миллиарды долларов, вырученные от наркоторговли и легализованные с помощью крупнейших финансовых институтов, спасли их в разгар мирового экономического кризиса и продолжают спасать их и сейчас. И даже при этом во многих странах Европы (Греции, Португалии, Ирландии и т.д.) наблюдается долговой кризис в еще более острой форме, чем предыдущие кризисы в странах Южной Америки.
Точно так же, как социальные движения в Эквадоре, Аргентине, Боливии и других странах добились отказа от уплаты этих незаконных задолженностей, нам следует твердо заявить: Мы, народы, не заплатим ни одного цента за просчеты безответственных и спекулятивных финансовых институтов.
Банкиры и правительства, которые их контролируют, не думают о необходимости удовлетворения человеческих потребностей и вместо этого упраздняют социальные программы и «приватизируют» даже саму человеческую жизнь, превращая все в товар для извлечения прибыли. Параллельно правящие круги предпринимают всевозможные усилия, чтобы с помощью военной силы подавить общественные движения, или же вновь пытаются организовать государственные перевороты «гражданского» или военного толка, развязать военные интервенции и войны, нацеленные на разрушение целых культур с помощью этноцида, геноцида и экоцида.
Закат гегемонии США
США сталкиваются со множеством проблем, которые они же сами и создали. Многополярный мир, возникновение и укрепление новых экономических и геополитических союзов приходят на смену господству одного сверхцентра власти. Возрастает экономическая мощь группы стран с динамично развивающейся экономикой БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Уже давно евро и другие валюты поколебали безраздельное господство американского доллара. Огромная экономика США стала зависимой от капиталовложений и займов Китая, Японии, стран Европейского союза и ряда нефтедобывающих монархий.
Военные и дипломатические провалы США в Ираке, Афганистане, Пакистане, на Ближнем Востоке и в других частях земного шара на фоне всемирного финансового кризиса, вызванного банкротством финансовых учреждений США в 2007-2008 годах, расшатали мировую гегемонию Вашингтона. Белый дом утерял свой традиционный контроль над Латинской Америкой, Ираном и отдельными странами Ближнего Востока. При этом следует отметить, что присущий капитализму потребительский дух несет в себе угрозу для всего человечества. Через сравнительно короткое время будет ощущаться нехватка питьевой воды, продовольствия и нефти для поддержания нынешнего уровня жизни даже в наиболее промышленно развитых государствах.
Неолиберальный капитализм во главе с США, на котором лежит основная ответственность за загрязнение планеты, сталкивается не только с глубоким экономическим кризисом, но и с потерей доверия в мировом масштабе. Как следствие, революционные события на Ближнем Востоке и выступления народных масс в Висконсине и других частях света в защиту жизни и человеческого достоинства, которым предшествовали коренные изменения в жизни Латинской Америки. Народы этого континента, продолжающие борьбу за те же самые цели, доказали, что «другой, альтернативный мир», то есть, другие формы организации общества, не просто возможны, а жизненно необходимы.
Смена эпох в Латинской Америке
С момента восстания сапатистов в Мексике в 1994 году, избрания Уго Чавеса президентом Венесуэлы в 1998 и Второго народного саммита Америк, прошедшего в Квебеке в 2001 году, «задворки» империи потрясли глубинные перемены. Строго говоря, своими корнями эти перемены уходят в Кубинскую революцию 1959 года, на которую администрация США обрушила всю мощь своей политики государственного терроризма. Против этой политики мирными средствами боролась пятерка героев-кубинцев, незаконно содержащихся в американских тюрьмах с 1999 года.
В Боливии и Эквадоре, равно как и в Венесуэле, прошли демократические выборы, в том числе и общенародные референдумы, причем в Боливии и Венесуэле, в соответствии с результатами этих референдумов, допускалась возможность снятия с должностей высших государственных руководителей. Президенты этих стран победили на выборах со значительным перевесом в голосах. Они призывают положить конец капиталистической системе и выступают за «новый социализм XXI века». Президент Боливии Эво Моралес напоминает об «общинном социализме, основанном на взаимовыручке и солидарности», прообраз которого существовал у древних индейцев.
Достаточно привести некоторые из многочисленных вновь возникших институтов:
· Сообщество государств Латинской Америки и бассейна Карибского моря (Comunidad de Estados de América Latina y el Caribe, CEALC), которое начнет свою деятельность в июле без участия США и Канады(прощай, Организация американских государств!).
· Южноамериканский банк (Banco del Sur) и Южноамериканский валютный фонд (Fondo Monetario del Sur), которые вводят в обращение новую валюту СУКРЕ (Единая система региональной компенсации, Sistema Único de Compensación Regional, SUCRE) в качестве альтернативы доллару без поддержки Международного валютного фонда.
· Парламентская конфедерация Америк (Confederación Parlamentaria de las Américas)
· Боливарианский союз народов нашей Америки-Торговый договор народов) (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra América – Tratado de Comercio de los Pueblos, ALBA-TCP) представляет собой социально ориентированную, а не направленную на извлечение прибыли, альтернативу провалившейся американской инициативе под названием Всеамериканская зона свободной торговли (Área de Libre Comercio de las Américas, ALCA)
· Банк стран ALBA
· Программа медицинской помощи стран ALBA
· Совет общественных движений стран ALBA и дружественных стран (Consejo de Movimientos Sociales del ALBA y países amigos).
· Южноамериканский совет безопасности (Consejo de Seguridad Suramericano) – военный союз 12 государств, куда не входят США.
· Союз южноамериканских государств (Unión de Naciones del Sur, UNASUR)
· Телекомпания TeleSUR, радиовещательная станция RadioSUR, нефтяные компании PetroSUR и PetroCARIBE
· Южноамериканский общий рынок (Mercado Común del Sur, MERCOSUR)
Цели и достижения этих реформаторских и революционных процессов –несмотря на свои ограничения, вызванные неизбежными ошибками, присущими любому процессу и на мировое капиталистическое окружение- отражают смену эпох:
· Новые формы государства: унитарное, независимое, многонациональное, общинное, берущее на себя совместную ответственность – отдают должное разнообразию человеческой личности и способствуют развитию истинной демократии
· Запрет на размещение иностранных военных баз
· Питьевая вода как одно из прав человека
· Права женщины, включая учет ее работы дома
· Права человека и права природы как две стороны одной и той же народной борьбы за освобождение человека.
· Развитие чистых источников энергии
· Неприятие империализма и колониализма
· Отказ от войн: страны ALBA договорились о создании Международной гуманитарной комиссии по восстановлению мира и единства в Ливии
· Замена задачи экономического роста на задачу сбалансированной жизни вместо жизни за счет других.
· Право на доступ к средствам массовой информации и на создание средств массовой информации, отражающих общую точку зрения
Империя наносит ответный удар, народы оказывают сопротивление
Ответный удар империи представляет собой новую фазу современного империализма: использование военной силы с соответствующей милитаризацией общества, сопровождающееся дестабилизацией других стран –в случае Мексики это правительство, которое верно служит интересам империи, а сама страна при этом является не правовым государством- для оправдания «гуманитарных» военных миссий.
Империя направила свой обновленный IV Флот патрулировать океаны и моря региона и пытается разместить или сохранить свои военные базы в Колумбии, Панаме, Гондурасе, Арубе и Кюрасао. США увеличили бюджетные ассигнования для сил специального назначения, которые уже наделены правом действовать в качестве эскадронов смерти более чем в шестидесяти странах. Империализм ведет также кибервойны и использует средства массовой информации для подчинения своему влиянию других народов. По всей видимости, прав был Боливар, когда в 1829 году заметил: «Похоже, само Провидение поставило перед США задачу сеять нищету в Латинской Америке во имя свободы».
Но народы оказывают сопротивление. Чем больше сплачиваются социальные и рабочие движения по всему миру, тем больший вызов бросается империализму и тем больше надежд у человечества. Для меня это означает думать, прогнозировать и созидать –посредством народных собраний и съездов, диалога и уважения к разным точкам зрения- новый свободный социализм, основанный на плюрализме мнений, принципах демократического участия и проникнутый духом интернационализма. Этот процесс уже идет с разной степенью интенсивности во все увеличивающемся количестве стран, приобретая самые различные формы.
Ярким примером этого является положительный историко-геополитический опыт социальных акций, прошедших в Квебеке в 2001 году. Шествие многих тысяч трудящихся, студентов, индейцев и женщин, протестовавших против заключения соглашений о свободной торговле; Политическая декларация Второго народного саммита Америк (Квебек, 2001 год), в которой содержался призыв ко всем народам Латинской Америки выступить против создания Всеамериканской зоны свободной торговли (ALCA), мужественный голос президента Венесуэлы Уго Чавеса, жестко осудившего этот империалистический и аннексионистский план прямо на III встрече президентов стран Северной, Центральной и Южной Америки. Все эти факты свидетельствовали о начале самой настоящей смены эпох.
Мы знаем, что тогда были заложены субъективные предпосылки для единых действий всех народов Северной, Центральной и Южной Америки, которые в итоге привели к тому, что в аргентинском городе Мар-де-Плата (2005) идея создания ALCA потерпела окончательное поражение.
Через десять лет после встречи на высшем уровне в Квебеке мы вновь говорим о существовании региональных инициатив континентальной важности, таких как ALBA-TCP, UNASUR, SUCRE, о социальных миссиях, проникнутых духом величайшего гуманизма и зарождении Сообщества государств Латинской Америки и бассейна Карибского моря (CEALC). Все эти факты подтверждают положительную направленность, которой ознаменовано первое десятилетие XXI века после тех первых шагов, предпринятых в 2001 году в Квебеке.
История подтверждает нашу правоту, правоту тех, кто участвовал в социальных акциях 2001 года в Квебеке. Сегодня мы вновь едины во мнении относительно насущной необходимости продолжать, на основе демократических принципов, осуществление программы перемен, антикапиталистической, интернациональной и гуманистической по духу, направленной на защиту прав коренного населения.
Именно эти цели ставят перед собой общественные движения на Саммите народов «Квебек, 10 лет спустя», который должен пройти в Монреале (Канада) с 19 по 21 августа этого года. Собравшись там, мы, представители народов Америк, сознавая наш общий долг, объединим усилия для того, чтобы вновь определить курс развития эпохи.
Джеймс Кокрофт(James D. Cockcroft)– доктор философских наук, Стэнфордский университет, профессор Нью-йоркского государственного университета
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Cambio de época "