В начале мая президент Франции Николя Саркози вступил в пятый и завершающий год правления, не объявив "городу и миру" собственные планы в де-факто уже начинающейся предвыборной кампании. Очередные президентские выборы пройдут в стране следующей весной. Будет ли баллотироваться на второй срок действующий глава государства, избранный на этот пост 6 мая 2007 года?
Новое выдвижение 56-летнего Саркози – "секрет Полишинеля", убежден министр иностранных дел Ален Жюппе. По словам этого авторитетного деятеля правящего большинства, которого многие по-прежнему считают "весьма вероятным запасным кандидатом", он намерен активно поддержать действующего президента.
"Как член правительства я полностью солидарен с проводимой политикой и буду всемерно поддерживать того, кто станет нашим кандидатом, а именно действующего президента Республики", – заявил Жюппе. Глава МИД сообщил, что взаимодействует с президентом в атмосфере "глубокого взаимопонимания": "Вопреки распространенным представлениям, он внимательно выслушивает министров и консультируется с нами, прежде чем принять решение". Самостоятельный и независимый Жюппе, который при возвращении в правящую команду первоначально предпочел МИД более дискретное и укрытое от опеки Елисейского дворца министерство обороны, считает себя "счастливым министром иностранных дел". "Для меня это стало практически сюрпризом", – признался он.
Не сомневается в выдвижении главы государства на новый срок и другой ключевой союзник – генеральный секретарь Союза в поддержку народного движения Жан-Франсуа Копе. На заседании политического бюро он категорически отклонил предложения соратников по правящей партии Алена Ламасура и Эрве Маритона провести в СНДП "праймериз" – первичные партийные выборы по американской модели, чтобы дать старт избирательной кампании. "Я не убежден в целесообразности такой процедуры, – заметил руководитель партийного аппарата. – Никто и так не сомневается в поддержке партией кандидатуры президента республики".
По мнению председателя Национального собрания Бернара Аккуайе, деятели правящего лагеря должны забыть о собственных амбициях, сплотившись вокруг "общего проекта". Каждая изолированная кандидатура только ослабит правящее большинство, предостерег он.
"Какими бы ни были наши повседневные обязанности, есть только один приоритет – продолжение политики, которую мы ведем вместе с самого начала этого пятилетия, – подчеркивает глава нижней палаты парламента. – Наши усилия должны быть обращены на переизбрание Николя Саркози, и это должно взять верх над всеми другими соображениями и личными амбициями, включая планы на будущее".
Последнее замечание спикера явно адресовано премьеру Франсуа Фийону. Как считают в предвыборном штабе, руководитель правительства, опережающий в рейтингах популярности главу государства, не проявляет должной активности в его поддержке. По мнению оппонентов, Фийон стремится укрепить собственную политическую самостоятельность, строя расчеты на 2017 год – эпоху "после Саркози".
Еще больше забот доставляют стратегам предвыборной кампании мятежники правого лагеря – экс-премьер Доминик де Вильпен, покинувший ряды правящей партии из-за конфликта с Саркози, и экс-министр экологии Жан-Луи Борлоо. Каждый из них потенциально может рассчитывать на поддержку примерно 7 проц. избирателей.
Для самого главы государства опросы общественного мнения в последнее время отражали, скорее, негативную тенденцию. Если на протяжении начальных лет президентства ему прочили в случае повторного выдвижения не менее 30 проц. голосов в первом туре, то сейчас рейтинг снизился до 20 проц. Во втором туре дела обстоят еще менее благополучно – каждый из трех вероятных номинантов Соцпартии имеет предпочтение перед главой государства.
Рейтинг потенциального главного соперника – 62-летнего профессора экономики, экс-министра финансов Франции и действующего главы Международного валютного фонда в Вашингтоне, социалиста и успешного менеджера Доминика Стросс-Кана – составляет около 30 проц. голосов. Пока "вашингтонский отшельник", как, впрочем, и сам хозяин Елисейского дворца, еще официально не объявил об участии в предстоящих выборах. Пауза, взятая им для раздумий, теоретически может длиться до 28 июня – предельного срока для официального выдвижения кандидатуры в рамках "праймериз", которые социалисты проведут в период с 9 по 16 октября.
Оставаясь во главе МВФ, Доминик Стросс-Кан не может вторгаться во французскую политику. В этом заключается дилемма патрона МВФ: если он не хочет растерять силы в долгой изнурительной кампании, то должен ждать. Но чем дольше он откладывает решение, тем больше условия его ухода из вашингтонской штаб-квартиры могут обернуться против него. Стросс-Кан покинет капитанский мостик МВФ в тот самый момент, когда его родина, возглавляющая ныне Группу двадцати ведущих стран, делает все, чтобы повысить роль фонда в регулировании мировой экономики.
Впрочем, Стросс-Кан не лишает себя права делать заявления с политическим подтекстом, и они привлекают внимание. Так, выступая в апреле перед студентами в Вашингтоне, патрон МВФ осудил "теневую сторону" глобализации – "растущую дистанцию между богатыми и бедными". Он призвал к "более равномерному распределению доходов". И сделал прогноз: после кризиса "чаша весов будет склоняться в большей степени не в пользу рынка, а в пользу государства".
Стратег и одновременно хороший тактик, Стросс-Кан не жалует идею праймериз. Фаворит опросов общественного мнения, он знает: рейтинг станет падать, как только он объявит о своей кандидатуре. Ведь ему придется столкнуться с серьезной конкуренцией.
Среди основных конкурентов патрона МВФ – Мартин Обри, первый секретарь Социалистической партии. Толерантная и рассудительная, она смогла привести партию к скромной, но, тем не менее, важной победе на кантональных выборах, обеспечить разработку партийной платформы и выступить в роли арбитра. "Если Мартин решит выставить свою кандидатуру, я не пойду на выборы", – признался Стросс-Кан на встрече с группой политических единомышленников.
В этих условиях ветер в парусах чувствует еще один претендент от социалистов – глава региона Бретани и депутат Национального собрания от Корреза Франсуа Олланд. Своими главными противниками в предстоящей избирательной кампании он называет "правых и крайне правых", но прежде ему предстоит заручиться поддержкой собственной Социалистической партии. В отличие от Стросс-Кана и Обри Франсуа Олланд уже выдвинул свою кандидатуру.
Он убежден: "Стране живется плохо, и ей нельзя терять времени". Глава Бретани поставил целью дать французам "стабильность, сплочение, гармонию и спокойствие". Он хотел бы объединить сограждан вокруг "принципов Республики, человеческого благородства, свободы, светскости". Стране в его глазах нужен "президент, который держит курс, сохраняет хладнокровие, избегает капризов и не смешивает жанры".
На своей первой предвыборной встрече с избирателями в Клиши-Ла-Гаренн претендент в течение часа излагал новую "французскую мечту". "Это мечта, рожденная Революцией равенства и свободы, Народным фронтом, Советом Сопротивления, чаяниями 1968 года, переменами, свершившимися в эпоху президентства Франсуа Миттерана, – отметил Олланд. – Нам надо дать молодому поколению Франции условия для лучшей и более достойной жизни, сделать мечту явью".
Подписываясь под программой Соцпартии под редакцией Обри, он добавил собственные предложения: новый подсчет минимальной заработной платы, индексированной на основе показателей экономического роста, форумы по социальной и экологической демократии.
Сюжет, волнующий французов, не меньше экономики: число иностранцев, проживающих в стране с 65-миллионным населением, уже превышает 7 млн человек. Чтобы укрепить свои позиции, кандидату любой партии необходимо представить свою платформу в вопросах иммиграции.
Эта задача отнюдь не пугает лидера крайне правого Национального фронта и одного из фаворитов опросов 42-летнюю Марину Ле Пен. Адвокат по профессии и европарламентарий, она, "не поступаясь принципами", начала перестраивать партию, устои которой заложил ее отец. Имидж нового партийного лидера – защитница прав всех соотечественников, оказавшихся под угрозой в условиях "всевластия" Европейского союза.
Слово "свобода" прозвучало в ее первомайской речи не менее 77 раз. Так, Франции угрожает "потеря законодательной свободы" в связи с обязательствами в ЕС, "потеря территориальной свободы" вследствие Шенгенских соглашений, "потеря валютной свободы" из-за введения евро. Выступая у памятника Жанне д’Арк, она утверждала, что "миллионы французов" призывают Национальный фронт "разбить эти цепи".
Марина Ле Пен обозначила новый угол атаки на иммиграцию. По ее словам, это "резервная армия капитализма", позволяющая "снижать зарплату французов".
Своих сторонников она пригласила на новое первомайское свидание в 2012 году, когда, согласно ее ожиданиям, должна наступить "французская весна". В день празднования 1 мая глава фронта пообещала, что страна "вскоре покинет сумерки". Это был парафраз крылатых слов социалиста Жака Ланга, заявившего после избрания президентом республики Франсуа Миттерана 10 мая 1981 года, что "в этот день французы пересекли границу, которая разделяет ночь и день". Заявляя, что сражается за свободную Францию, Ле Пен призывает в союзники не только Жанну д’Арк, но и других исторических деятелей прошлого.
Так, в своей речи она процитировала главу Комитета общественного спасения времен Великой французской революции Максимилиана Робеспьера и сказала о заслугах создателя Пятой республики Шарля де Голля, которого ее предшественник и ментор Жан-Мари Ле Пен, участник войн в Индокитае и Алжире, никогда не жаловал. "Потребовалась независимая решимость генерала де Голля, чтобы отвергнуть послевоенные попытки навязать диктат американского доллара", – сказала Марина Ле Пен, не забыв осудить современных "евроманьяков".
"Европейский союз, – заявила она, – неустанно сокращает наши свободы, ослабляя страну". Ле Пен призывает "вернуть свободу владельцам малых предприятий, коммерсантам, ремесленникам, раздавленным непосильной бюрократией, все более тяжелыми налогами".
В ближайшие месяцы в рамках предвыборной кампании Марина Ле Пен планирует совершить поездки за пределы Евросоюза, в том числе в Москву. На одной из встреч с журналистами она даже пообещала, что изберет Россию "привилегированным партнером" в случае прихода к власти. "Я считаю, что у Франции есть интерес повернуться к Европе, но к великой Европе и, в частности, развивать партнерство с Россией", – сказала она. По ее словам, в пользу такого партнерства говорят "очевидные причины – цивилизационные, геостратегические, и наша заинтересованность в энергетической независимости".
Сегодня исследовательские службы отдают Ле Пен, которая заявляет, что "не принадлежит ни к правым, ни к левым", вдвое больше голосов рабочих, чем Саркози или Стросс-Кану. "Франция, Марина, Свобода", – скандировали пять тысяч участников первомайского митинга у памятника Жанне д’Арк . В целом, согласно опросам общественного мнения, она может претендовать на выход во второй тур президентских выборов.
Елисейский дворец склонен верить, что Стросс-Кан, Марина Ле Пен и другие кандидаты растеряют часть своего электората на пути к предстоящему через 12 месяцев голосованию. К тому же, угроза со стороны не только левых, но и крайне правых, позволяет президентскому окружению более энергично настаивать на сплоченности правящего лагеря.
Укрепить рейтинг президента-кандидата Елисейский дворец намерен с помощью стратегии "репрезиденциализации". Для выступлений главы государства предусмотрена новая, "очищенная", мизансцена, призванная подчеркнуть торжественность и строгость власти: глава государства должен общаться с аудиторией стоя, один на один, в державном удалении от свиты помощников и партийных функционеров.
Вот уже несколько месяцев во время поездок в провинцию Саркози следует этой линии: не встречается с региональным активом правящей партии, предпочитая дистанцироваться от ее повседневных дел. Да и партийный штаб президент не собирает больше на совещания в Елисейском дворце.
Кампания "репрезиденциализации" основательно затронула весь внутренний распорядок администрации. Прежде по ряду вопросов, как, например, безопасность или иммиграция, каждые две недели проводились совещания в Елисейском дворце с участием самого президента. Теперь эти совещания проходят в министерстве внутренних дел под председательством министра Клода Геана, получившего от главы государства широкие полномочия.
"Мы вернулись к более классическому функционированию власти, позволяющему президенту сосредоточиться на узловых проблемах", – поясняют в окружении французского лидера. В президентской повестке дня приоритет отдается экономической и социальной политике.
В начале мая Национальное собрание, где правящая партия имеет большинство мандатов, проголосовало в поддержку "программы стабильности". Она предполагает рост экономики на 2 проц. в 2011 и на 2,25 проц. в 2012 году.
Последние статистические данные свидетельствуют об определенной стабильности уровня жизни. Две семьи из каждых трех во Франции – пятой экономики мира – имеют одновременно и финансовые активы, и недвижимость. Число французов, живущих за чертой бедности, не прогрессирует, оставаясь на уровне 13 проц. /в 2004 – 12,6 проц./.
Отчисляя на заботу о детях 3,7 проц. ВВП /значительно больше, чем даже Германия/, Франция сохраняет титул чемпиона семейной политики в Европе. Сеть детских учреждений и другая помощь семьям позволяет работать 76,6 проц. женщин. При этом в стране один из самых высоких уровней рождаемости – в среднем 2 ребенка на семью.
Партийное большинство рассчитывает провести в парламенте до завершения его полномочий новые реформы, рассчитанные на благоприятный политический эффект. Это, во- первых, эгалитаристская отмена "налогового щита" /предельной границы изъятий/ для наиболее высоких доходов. Другой готовящийся акт – включение в конституцию положения о среднесрочном равновесии государственных финансов.
Не исключены и другие важные реформы под занавес первого срока Саркози. К тому же, председательство Франции в Группе восьми и Группе двадцати обеспечивают главе государства постоянное присутствие в международных новостях. Совсем не лишнее обстоятельство для президента- кандидата.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.