Главной новостью понедельника, 2 мая 2011 г., стало известие о том, что накануне в пакистанском городке Абботабад в особняке-крепости, расположенном в уютном районе, который долгие годы населяют преимущественно военные Пакистана, «морскими котиками» армии США был ликвидирован лидер «Аль-Каиды» и террорист №1 Усама бен Ладен. Впрочем, предыдущее десятилетие, когда по-настоящему взошла «звезда» Усамы, приучило мировую общественностью с недоверием относится ко всему, что касается этой одиозной личности. Так или иначе, а У.бен Ладен всегда был скорее мифом, чем реальным человеком, так что принять на веру факт его смерти особого труда не составляет. От этого мы и будем отталкиваться.
Ликвидация исламиста №1 не просто на территории Пакистана, а в облюбованном для тихой жизни военными этой страны пригороде Исламабада является красноречивым подтверждением нескольких вещей.
Во-первых, Пакистан обладает действительно хорошими спецслужбами, которые, судя по всему, с лёгкостью прикрывали семью Усамы на протяжении как минимум 5 лет, при этом ловко играя с Западом в кошки-мышки (либо отчаянно выторговывая за бен Ладена цену побольше).
Во-вторых, «Аль-Каида», лидером которой на протяжении многих лет был У.бен Ладен, фактически, есть не что иное, как одно из подразделений этих самых спецслужб. Конечно, мировые лидеры ещё будут какое-то время пытаться соблюдать политес и делать хорошую мину при плохой игре, но в целом об этом можно рассуждать вполне открыто.
В-третьих, операция по уничтожению террориста №1, без сомнения, явилась разменной монетой в какой-то крупной сделке между США и Пакистаном. Предмет этой сделки – тема для отдельного материала. В данной же статье речь пойдёт о другом.
В начале XXI в. Усама бен Ладен стал неотъемлемой частью мировой массовой культуры. Не нужно даже приводить каких-то особенных доводов в пользу этого утверждения, достаточно просто посмотреть на колоссальный резонанс, который вызвала по всему миру новость о его уничтожении. Ещё несколько дней назад казалось, что ничто в ближайшее время не сможет сравниться по шумихе в СМИ с королевской свадьбой в Великобритании (впрочем, исламисты не упустили случая и этот повод использовать для угроз Западу). Но вот У.бен Ладен убит, и никто уже не помнит, что там случилось в Лондоне в прошлую пятницу. Зато многие до сих пор хорошо помнят, что случилось в британской столице 7 июля 2005 г. или в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. Вообще, может сложиться впечатление, что новое десятилетие, как и прошлое, начинается с главного события декады, и связано оно опять с У.бен Ладеном. Только теперь это явно радостная новость для всех здравомыслящих людей.
Впрочем, здравомыслие отличает далеко не все поступки людей, так или иначе имеющих отношение к случившемуся. Например, немалое удивление вызывает решение американского военного командования похоронить У.бен Ладена (или просто заявить об этом) «в соответствии с мусульманскими обычаями». Во что бы там ни верил Усама, очевидно, что к исламу и мусульманам этот фанатик-убийца отношения не имеет. Для искажающей настоящий ислам агрессивной идеологии и действий таких людей, как саудовец, уже давно существует отдельный термин – исламизм. Принимая такие нелепые решения, США сами способствуют тому, чтобы плохо разбирающийся в различиях между исламом и исламизмом обыватель ставил между этими понятиями знак равенства. А это лишь ещё один шаг в эскалации конфликта между Западом и мусульманами.
Впрочем, некоторые представители исламского мира всё равно остались неудовлетворенны этим шагом американского командования, который, при всей своей неуклюжести, был всё же призван продемонстрировать уважение к мировой умме. Так, представитель самого престижного суннитского образовательного учреждения Института исламских исследований Аль-Азхар (Al Azhar Academy of Islamic Research) Махмуд Ашур заявил, что погребение тела бен Ладена в воде является грехом. Вместо этого, по словам Ашура, тело исламиста в соответствии с законами ислама нужно было зарыть в землю, никак не обозначая могилу, чтобы не делать её место массового паломничества. Поражает то, с какой лёгкостью, ничуть, кажется, не задумываясь, представители столь влиятельного в исламском мире учреждения походя причисляют Усаму бен Ладена к мусульманам.
Смерть лидера «Аль-Каиды» снова со всей остротой высветила глубинную проблему, которая является одной из важнейших причин существующего сегодня непонимания и отчуждения между мусульманами и теми, кто не разделяет их религиозных убеждений. В особенности это касается ситуации, сложившейся в последние годы в странах Европы со значительными мусульманскими общинами. Суть её сводится к одному из принципов менталитета современного мусульманина, согласно которому любой человек, декларирующий веру в Аллаха (как бы при этом он ни искажал саму религию своими деструктивными действиями) лучше кафира (неверующего). Таким образом, мусульмане скорее признают, что «в семье не без урода», чем откажутся вообще, осудив, изгнать этого урода из семьи (мировой уммы), полностью отказав ему в праве родства. Следствием такого мышления становятся не только многочисленные жертвы среди кафиров, на которых многим обычным мусульманам предсказуемо наплевать, но и погибшие среди самих последователей истинного вероучения пророка Мухаммеда, которых сегодня проживает немало в тех же европейских столицах. Получается парадоксальная ситуация: чистотой ислама сегодня куда больше обеспокоен Запад (хотя и из сугубо прагматичных соображений), чем сам мусульманский мир.
Смерть У.бен Ладена также стала отличной лакмусовой бумажкой, которая позволяет легко определять тех, кто сегодня полностью разделяет агрессивную идеологию «Аль-Каиды» и её бывшего лидера. Особенных сюрпризов в списке имён мы не увидим, однако характерным прецедентом является то, что многие из осудивших ликвидацию исламиста №1 движений и организаций сегодня активно используют для достижения своих целей демократические инструменты. Так, египетское отделение «Братьев-мусульман» в субботу, 1 мая, озвучило планы по созданию собственной политической партии, чтобы на грядущих в сентябре выборах побороться как минимум за половину мест в парламенте. Лидером новой Партии свободы и справедливости (Freedom and Justice Party) станет Мохаммед аль-Мурси (Mohammed al-Mursi) – член политбюро братства. На пресс-конференции в Каире было озвучено, что партия будет независимой от «Братьев-мусульман», однако будет координировать с организацией свои действия. Что же касается уничтожения лидера «Аль-Каиды», то «Братья-мусульмане» выпустили по этому поводу заявление, в котором осудили ликвидацию У.бен Ладена, назвав её вероломным убийством. Организация заявила, что лидер исламистов заслуживал справедливого судебного разбирательства («fair trial»).
Именно такие реакции являются лучшими иллюстрациями образа мышления, о котором речь шла выше. С равным успехом ещё не созданная Партия свободы и справедливости могла бы выйти на парламентские и президентские выборы в Египте с фантасмагорическим лозунгом «Усаму в президенты!», если бы У. бен Ладен был жив к тому времени. Основатели партии рассчитывают на то, что активную поддержку ей окажут женщины. Притом их нисколько не смущает то, что, осудив убийство лидера «Аль-Каиды», они, фактически, продемонстрировали, что воспринимают женщин лишь как политический «живой щит», ведь именно в качестве живого щита использовали женщин исламисты в Пакистане, отбиваясь от американского спецназа.
Ещё дальше в деле защиты «своего соратника» Усамы пошло палестинское движение ХАМАС, один из лидеров которого и по совместительству глава администрации ХАМАСа в секторе Газа Исмаил Хания заявил прессе следующее: «Мы расцениваем это событие как продолжение американской политики угнетения мусульман и арабов и пролития их крови. Мы осуждаем вероломное убийство святого арабского война. Мы просим Бога даровать ему милость вместе с истинно верующими и мучениками». Что ж, ХАМАС лишь в очередной раз подтвердил, что на Западе это движение не зря считают террористическим, а лидеру ФАТХа Махмуду Аббасу, который в очередной раз решил поиграть с экстремистами в формирование политической коалиции, стоит ещё раз задуматься о том, куда приведёт Палестинскую национальную администрацию правительство, оправдывающее убийство простых мусульман и полагающее, что второй и последней функцией женщин в исламе после детородной является функция живого щита.
Всё вышеперечисленное позволяет сегодня говорить о том, что многие псевдо мусульмане, вроде членов «Аль-Каиды» и ХАМАСа, отвергнув ценности и принципы настоящего ислама, в начале XXI в. вместо Мухаммеда избрали себе нового пророка – Усаму бен Ладена. Они уже сейчас называют его святым, несложно представить, сколь нездоровый культ может сложиться вокруг его личности в самом ближайшем будущем.
Хуже всего то, что между исламом и бен Ладеном сегодня, по сути, выбирают и миллионы окончательно запутавшихся мусульман. Ситуацию усугубляет и то, что многие из них слишком невежественны в вопросах, касающихся настоящего ислама, подобно тем пакистанцам, что до сих пор практикуют убийства своих родных для поддержания чести семьи. И от сделанного ими выбора во многом будет зависеть то, каким будет мир в текущем столетии. Причём, у Усамы даже ещё есть возможность повлиять на настроения мировой уммы посредством обращения, которое он записал незадолго до своей смерти, и которое, возможно, будет опубликовано в самое ближайшее время.
Ф.О. Плещунов
Источник: "Институт Ближнего Востока"