По мере того, как становится ясно, что военными средствами ливийский конфликт выиграть не удастся, противостояние постепенно смещается в плоскость психологической войны. В Ливии западные страны сейчас впервые широко используют новейшие кибернетические технологии, в том числе особый вид современного оружия – психологически-информационного.
Как отмечает лондонская газета "Дейли телеграф", после месяца боевых действий в Джамахирии "становится ясно, что происходящие там события являются очень своеобразной войной". "В Ливии мы сейчас в первую очередь используем свои мозги, а не мускулы",– цитирует издание высокопоставленного представителя правительства Великобритании.
Согласно поступающей из военных кругов информации, основные усилия стран Запада в ливийской войне сейчас направлены на кибернетические операции в сочетании с разведывательными действиями. "Спецслужбы сфокусировались на особой пропагандистской кампании, цель которой – уничтожение режима Каддафи; одновременно они пытаются убедить влиятельных ливийцев перейти на сторону оппозиции", – отмечает Би-би-си.
"Идет тотальная дезориентация режима с помощью новейших кибернетических технологий", – констатирует британская радиокомпания. Следствием этих операций уже стало бегство в Лондон министра иностранных дел, бывшего главы службы внешней разведки Ливии Мусы Кусы, который на протяжении десятилетий являлся одним из наиболее доверенных соратников Муамара Каддафи.
Надо сказать, что достоверно сегодня, похоже, никому не известно, что же конкретно представляет собой применяемое сейчас в Ливии оружие. Сообщается лишь, что оно позволяет осуществлять оперативные действия в закрытых правительственных компьютерных сетях, а также телекоммуникационных системах. Предоставляя возможность прямого и неожиданного выхода практически на любую службу Ливии и даже на конкретное лицо, кибернетическое оружие позволяет оказывать сильнейшее психологическое давление как на правительство, так и на воинские подразделения, доходя до их самых низших эшелонов.
Одновременно, как сообщает лондонская газета "Таймс", ведется особая работа с лидерами ливийских племен, которым обещают крупную финансовую помощь в обмен на отказ от поддержки Каддафи.
"Огромное преимущество кибернетической войны состоит в том, что она не видна стороннему взгляду; мы можем атаковать самые неожиданные цели", – отметил военный источник. По его словам, техническое проникновение в Ливию достигло сейчас такой степени, что в любой момент основные системы жизнеобеспечения страны могут быть парализованы одним нажатием кнопки на компьютере. "Остановятся электростанции, прекратит работу водопровод, встанет транспорт", – заметил он.
В последние дни в Лондоне даже появилось определение новой составляющей мощи современного технологически развитого государства – "умная сила". Основанная на наукоемких разработках, она многократно расширяет возможности воздействия на противника, изменяет психологическое состояние его общественных групп и отдельных людей. Итог такой "умной" войны – дезориентация и разложение правительственной верхушки и командного состава вооруженных сил, многократное ослабление их решимости.
С августа 1990 года – начало операции "Буря в пустыне" – Запад непрерывно ведет войны, которые становятся все более технологичными. Наряду с роботами и "умными" бомбами, сейчас вооруженные силы ведущих западных держав создали и используют новое кибернетическое оружие, способное подавлять волю противника и лишать его главного – информации.
Газета "Гардиан", отмечая особую роль психологической войны, полагает, что такую войну ведет не только Запад, но и режим Каддафи, в частности его сыновья Сейф аль-Ислам /предполагаемый наследник/, и Мутассим, советник отца по национальной безопасности. Как полагает издание, расчет делается на то, что Запад, убедившись в бесперспективности выбранной стратегии, пойдет на уступки и согласится рассматривать клан Каддафи как силу, участвующую в политическом процессе и пользующуюся реальным влиянием, в чем ныне Запад отказывает Каддафи, называя его нелегитимным тираном, держащимся исключительно благодаря репрессиям.
"Западные правительства ведут психологическую войну, чтобы ускорить распад режима, – приводит "Гардиан" мнение директора отдела международной безопасности британского Королевского института вооруженных сил Джонатана Эйала. – Западная стратегия строится на надежде, что сползание в тупиковую ситуацию можно предотвратить, что удастся избежать необходимости ввода сухопутных войск и что режим распадется изнутри. Однако у них мало времени. Поэтому они говорят: "Посмотрите, министр иностранных дел бежал в Лондон, многие другие тоже перебегают, посмотрите: режим рушится. Они говорят это, чтобы посеять смятение в Триполи, но также и для того, чтобы заверить средства массовой информации и таких же людей, как мы с вами, в том, что они знают, что делают. Главный посыл Лондонской конференции был таким же, – полагает Джонатан Эйал. – В этом есть небольшой элемент раздувания шумихи. Западным правительствам выгодно раздувать это как только возможно", – считает эксперт Королевского института вооруженных сил.
"Игра ведется с обеих сторон, – пишет "Гардиан". – Наиболее влиятельные сыновья Каддафи, Сейф аль-Ислам и Мутассим, ведут свою собственную "войну нервов", заявляют источники /аналитики в области безопасности и информированные дипломаты/. Как представляется, они рассчитывают, что коалиция, действующая под руководством НАТО, распадется и потеряет имеющую ключевое значение поддержку со стороны арабского мира и со стороны избирателей внутри входящих в нее стран.
Стратегия братьев не направлена на честный поиск решения, она включает в себя неофициальные поглощающие время переговоры, выдвижение инициатив о "почетной" отставке для отца, нереализуемые предложения о том, что они могут сформировать правительство", – приводит "Гардиан" свидетельства информированных источников. "Дипломатический источник, хорошо знакомый с ситуацией в Ливии", высказал скептицизм по поводу не подтвержденных сообщений о том, что Сейф, Мутассим и еще один сын Каддафи, Саади, предложили сделку, по условиям которой они останутся у власти, но их отец уступит реальную власть. "Идея правительства национального единства, включающего в себя сыновей Каддафи и членов повстанческого Национального совета, возможно, была нереализуемой и не устроит западную коалицию, поскольку при этом сценарии клан Каддафи остался бы у власти", – приводит "Гардиан" слова собственного информированного источника.
Между тем, Джонатан Эйал заявляет: "Факт заключается в том, что НАТО не добилась большого успеха в отстранении Каддафи. Они не хотят вводить наземные войска". "Эйал считает, что, вероятно, сыновья Каддафи ведут психологическую войну, делая предложения, которые могут отвлечь Великобританию и США от их цели свергнуть Каддафи... Возможно, они также стремятся расколоть коалицию и добиться того, чтобы из нее вышли арабские страны", – считает аналитик.
Сообщения о закулисных переговорах, появившиеся в начале месяца, позднее получили подтверждение в заявлениях официальных лиц. 3 апреля в Афинах побывал и.о. секретаря по внешним связям и международному сотрудничеству Абдель Ати аль-Обейди, который передал премьер-министру Греции Георгиосу Папандреу послание руководителя Джамахирии о его намерении искать выход из сложившейся ситуации. В частности, по данным британского телеканала "Скай ньюс", план Каддафи предусматривает передачу им власти сыну Сейф аль-Исламу, под руководством которого предполагается осуществить переход к демократической конституционной системе правления в Ливии. Ливийская оппозиция отвергла план выхода из сложившейся ситуации в Джамахирии, с которым эмиссар Муамара Каддафи направился в Грецию, Турцию и на Мальту.
Власти Ливии готовы к проведению выборов или референдума о реформе политической системы страны. Об этом заявил 5 апреля официальный представитель ливийского правительства Муса Ибрагим. Его выступление перед иностранными журналистами в Триполи передал в прямом эфире телеканал "Скай ньюс". Правительство Ливии готово обсуждать с мировыми державами пути политического решения кризиса в этой стране, заявил он. Власти Ливии готовы рассмотреть любые предложения, даже те, с которыми они не согласны, заявил Муса Ибрагим.
Представитель правительства заявил, что только ливийский народ, а не иностранные державы должен будет решить, следует Каддафи оставаться у власти или нет. "Условие, которое мы выдвигаем, очень простое: не решайте за нас нашу судьбу. Будущее Ливии должны решать сами ливийцы на выборах или на референдуме, но решение не должно навязываться извне", – сказал Муса Ибрагим. В то же время, он добавил, что Муамар Каддафи должен оставаться во главе страны как гарант ее единства и безопасности.
"Иначе мы будем иметь то, что происходит в Ираке, что происходит в Сомали, что происходит в Афганистане. Это не вопрос о том, чтобы сохранять приверженность конкретной личности без всякого разумного основания. Он не просто человек, он гарант безопасности, гарант того, что Ливия останется единой", – сказал Муса Ибрагим. "Мы можем иметь любую политическую систему, любые перемены, конституцию, выборы, все, что угодно. Но лидер должен провести нас через это. Мы убеждены в этом", – сказал он.
Однако попытки ливийского правительства найти компромиссный вариант разрешения кризиса, который позволил бы сохранить власть в руках семейства Каддафи, а также прекратить западные бомбардировки Ливии, натолкнулись на непримиримую позицию ливийской оппозиции и стран Запада. Они подтвердили свою позицию, согласно которой условием любого компромисса должен быть отказ Каддафи и его семьи от власти.
В этих условиях мертворожденной оказалась инициатива Африканского союза /АС/, представители которого попытались выступить посредниками в разрешении ливийского кризиса и договориться о компромиссе между режимом Каддафи и повстанцами. Группа посредников Афросоюза во главе с президентом ЮАР Джейкобом Зумой предложила "дорожную карту" выхода из политического тупика. Она предусматривала немедленное прекращение огня, налаживание политического диалога и начало переходного периода в стране для подготовки к проведению выборов в "демократические институты власти". План также предусматривал прекращение авиационных ударов НАТО по силам Каддафи.
Муамар Каддафи принял план действий Афросоюза после состоявшихся 10 апреля в Триполи переговоров с Джейкобом Зумой. На вопрос, обсуждался ли на переговорах с Каддафи вопрос о его уходе от руководства Ливией, комиссар Афросоюза по вопросам мира и безопасности Рамтане Ламамра заявил: "Мы договорились, что вопрос о том, кто будет руководить Ливией, будет решать ливийский народ, а не внешние силы".
После переговоров с Каддафи президент ЮАР отбыл на родину, остальные участники посреднической миссии Афросоюза отправились в Бенгази для переговоров с противниками Каддафи. Однако там их ждала неудача. Делегацию Африканского союза в Бенгази встретила демонстрация сторонников оппозиции, которые скандировали: "Нет переговорам с диктатором!".
Едва начавшись, переговоры между ливийской оппозицией и посредниками из АС по вопросу об урегулировании кризиса в Ливии, провалились. Как сообщил, объясняя это, корреспондент "Скай ньюс", условия, предложенные посредниками, не устроили оппозицию, поскольку согласно "дорожной карте", предложенной Афросоюзом, Каддафи должен остаться во главе страны в течение переходного периода. "Это совершенно неприемлемо для оппозиции, которая заявила, что отставка Каддафи является условием прекращения огня с ее стороны", – подчеркнул корреспондент.
Глава Переходного национального совета /ПНС/ повстанцев, экс-министр юстиции Мустафа Абдель Джалиль заявил, что условия "дорожной карты" не устраивают оппозицию. "Мы говорили об этом с первых дней после появления нашего Совета, – заявил Джалиль. – Этот план устарел на практике и не отражает стремлений и чаяний ливийского народа. Теперь, если Каддафи и его сыновья хотят спастись, они должны немедленно уйти". "Любая другая "дорожная карта", которая не будет гарантировать этого главного законного требования народа, обречена на провал", – отметил Абдель Джалиль. Глава ПНС также поблагодарил НАТО за "усилия по защите мирного населения".
С позицией ливийских повстанцев солидаризировались лидеры Запада. Министры иностранных дел Великобритании и Италии Уильям Хейг и Франко Фраттини, которые 11 апреля провели встречу в Лондоне, заявили, что Муамар Каддафи должен оставить власть. "Прекращение огня /в Ливии/ включает уход Каддафи", – сказал Фраттини.
Аналогичной была реакция ливийской оппозиции и на инициативу, о которой на минувшей неделе объявила Турция. Турецкий премьер-министр Тайип Эрдоган заявил, что его страна работает над подготовкой "дорожной карты" урегулирования ситуации в Ливии. Данный план предусматривает поиск путей мирного выхода из кризиса на принципах территориальной целостности и сохранения суверенитета этой страны.
Кроме того, согласно турецкому плану, в Ливии должны в срочном порядке начаться полномасштабные демократические перемены с учетом интересов всего ливийского народа.
Представитель Переходного национального совета /ПНС/ оппозиции, отвечающий за внешнюю политику, Али аль-Исауи заявил в интервью телеканалу "Аль-Джазира", что повстанцы готовы рассмотреть любой план по нормализации положения в стране только в том случае, если он будет предусматривать уход Муамара Каддафи. Другой представитель ливийской оппозиции, полковник Ахмад Бари высказался менее уклончиво. Он заявил телеканалу "Аль-Арабия": "Мы изложили нашу позицию и уже заявили, что не может быть речи ни о каких переговорах до тех пор, пока Каддафи и его семья не покинут власть или не уедут из страны. Я думаю, что Эрдоган выражает не интересы турецкого или ливийского народа, а свои собственные", – заявил представитель оппозиции.
Таким образом, ливийский конфликт перешел в стадию "позиционной гражданской войны". Для Запада уже стало ясно, что, по крайней мере, в обозримом будущем, повстанцы с востока Ливии не имеют шансов совершить "марш на Триполи" и свергнуть Каддафи. Однако страны НАТО не намерены вводить наземные войска в Ливию и свергать Каддафи силами западных военных.
В этих условиях единственным шансом на успех для оппозиции и поддерживающих ее западных стран является попытка взять Каддафи "измором". Неясно, насколько долго сможет продержаться ливийский режим, учитывая, что Ливия, как и другие страны Северной Африки, традиционно зависит от импорта продовольствия и многих других товаров первой необходимости. По имеющимся данным, несмотря на международное эмбарго, ливийское правительство продолжает ввозить необходимые товары из расположенных к югу от нее африканских стран.
Как сообщила газета "Файнэншл таймс", режим Каддафи обладает достаточными средствами в виде золота для финансирования своих военных структур в течение длительного времени. По данным газеты, подчиненный правительству Центральный банк Ливии имеет в своих резервах 150 тонн золота стоимостью в 6,5 млрд долларов. "Этой суммы хватит для того, чтобы в течение месяцев, а, возможно, и лет поддерживать наемную армию", – подчеркивает издание. Сейчас экспорт золота, по мнению "Файнэншл таймс", идет через южную границу Ливии, где на него приобретают все необходимое. В результате те международные финансовые санкции, которые были введены против режима Каддафи, не являются столь эффективными, как это ожидалось. В то же время, ощутимый ущерб правительство Каддафи несет из-за практического прекращения экспорта нефти. Находящаяся под контролем Каддафи государственная Национальная нефтяная корпорация Ливии объявила, что добыча нефти в стране упала до 250-300 тыс. баррелей в сутки.
Ливийская оппозиция испытывает те же проблемы с финансированием своих текущих расходов и снабжением населения в контролируемых ею районах. Надежду повстанцам дает обещание Катара наладить поставку на мировой рынок нефти, добываемой на территории, контролируемой оппозицией. На минувшей неделе из находящегося в руках повстанцев порта Тобрук на востоке Ливии вышел танкер "Экватор" с нефтью, отгруженной для мирового рынка ливийской оппозицией. Это первая партия нефти, отправленной из Ливии после того, как поставки из этой страны были прерваны в начале марта из-за вооруженного конфликта между противниками и сторонниками Муамара Каддафи. По оценке экспертов, стоимость нефти, находившейся на борту танкера "Экватор", может достигать 125 млн долларов. Согласно оценками специалистов, объем поставок нефти ливийской оппозицией может составить 1 млн баррелей в неделю, что еженедельно будет приносить оппозиции до 100 млн долларов.
Эти средства могут пойти на закупку при посредничестве Катара продовольствия, медикаментов, топлива и, возможно, оружия. В перспективе оппозиция может использовать доходы от экспорта нефти для оплаты услуг наемников, которые участвовали бы в операциях против войск Каддафи, что увеличило бы боеспособность ее вооруженных формирований, которая остается на низком уровне.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.