«Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – это сила». Помните, откуда эти «написанные элегантным шрифтом три партийных лозунга»? Конечно, из антиутопии Джорджа Оруэлла «1984». Еще не так давно этот роман цитировали все, кому, как говорится, было не лень. Правда, звучало обычно одно высказывание: «Тот, кто управляет прошлым, управляет будущим. Тот, кто управляет настоящим, управляет прошлым». Потому, наверное, только оно и слышалось на просторах СНГ, что шли яростные информсражения за «национальную память». Но сейчас вспоминается другая фраза из той же, неоправданно забытой сегодня, книги: «Двоемыслие означает способность одновременно держаться двух противоположных убеждений».
Этой фразой Оруэлл с присущей писателям-провидцам прозорливостью еще в конце 40-х гг. минувшего века не только определил суть идеологии грядущей эпохи глобализации, но, прежде всего, – философию кровавых игр будущего на «великой шахматной доске». После событий на Балканах, в Центральной Азии, на Ближнем Востоке можно констатировать: исконно западная тактика двойных стандартов приказала долго жить. Ее место прочно заняла геостратегия двоемыслия с непременной войной, которая стала главным инструментом внешней политики. Оруэлл предупреждал: «Цель войны всегда одна – улучшение позиций для развязывания следующей войны».
Дискуссия о перспективах военного вмешательства в Ливии, начавшаяся в марте 2011 г. на фоне гражданской войны, напоминала о том, что происходило в преддверии интервенций в Югославию и Ирак, куда США любыми правдами и неправдами втягивали как можно больше стран, чтобы скрепить, так сказать, боевой «союз» человеческой кровью.
Сами обстоятельства похожи на Югославию-1999. Одиозный руководитель, пользующийся дурной международной репутацией и потому заведомо считающийся виноватым. Внутренний конфликт, в результате которого есть жертвы и множество беженцев в соседние страны.
12 лет тому назад Североатлантический альянс пришел к выводу, что не может больше терпеть «бесчинства» Югославской народной армии в Косово и необходима «гуманитарная» интервенция. Начались нескончаемые бомбардировки, которые продолжалась два с половиной месяца, и закончились отторжением автономного края от Сербии. Это позволило премьер-министру самопровозглашенной республики Косово Хашиму Тачи спустя десятилетие заявить: бомбардировки Югославии вооруженными силами стран НАТО «открыли новую главу в новейшей истории Косово – главу о свободе и утверждении демократических прав». Особую благодарность он выражал США, Евросоюзу и странам-членам альянса за поддержку в «справедливой борьбе за свободу и независимость Косово». «Благодарить», конечно, есть за что. За 78 дней операции более 1000 самолетов и 206 вертолетов НАТО осуществили свыше 35 000 боевых вылетов. Было запущено почти 10 000 крылатых ракет, сброшено больше чем 79 000 тонн взрывчатых веществ, в том числе термо-визуальные и графитные бомбы (с обедненным ураном), запрещенные международными конвенциями.
Интересно отметить, что зимой 1998-1999 гг. администрация Клинтона прекратила бомбовые атаки на Иран из-за Рамадана, который отмечался по исламскому календарю. Однако в течение всей Страстной недели, и особенно в день Святой Пасхи, празднуемой по православному календарю, и английские, и американские военные самолеты продолжали атаковать с воздуха сербов-христиан. На некоторых бомбах, которые сбрасывались английскими летчиками, было краской выведено: «Счастливой Пасхи!». Все члены администрации Клинтона, особенно Олбрайт, Коэн, Кларк, Рубин, Бернс и пр., а также англичане Тони Блэр и Джэми Ши, твердо выступали за продолжение кампании активных бомбовых атак вопреки тому, что, по словам Уэсли Кларка, эта кампания нанесла такой «побочный ущерб», как смерть невинных граждан. Этот «побочный ущерб» составил 4 тыс. убитыми (из них 30% детей) и 10 тыс. ранеными (40% детей). Более 1 млн. человек стали беженцами. Сегодня угроза наплыва североафриканцев, которые бегут от катаклизмов на родине, – очередной кошмар Старого Света, где и без того ксенофобия достигла невероятных масштабов.
Сходство Ливии-2011 с Ираком-2003 заключается в обилии углеводородных ресурсов и влиянии, которое они оказывают на мировую сырьевую конъюнктуру. Правда, до февраля этого года у Каддафи с иностранными партнерами не было проблем наподобие тех, что накопились у Саддама Хусейна к моменту вторжения. Когда во время выступления в одном из комитетов Палаты представителей Конгресса госсекретарь США Хиллари Клинтон подчеркнула, что в Ливии есть риск «продолжительной гражданской войны» и «США рассматривают все возможные варианты (решения ливийской проблемы)», председатель комитета по международным отношениям Рос-Летинен саркастически заметила, что администрации американских президентов в прошлом «заигрывали» с режимом Каддафи, несмотря на вопиющие нарушения прав человека в этой стране.
«Излишне говорить, что тоньше всех владеют двоемыслием те, кто изобрел двоемыслие и понимает его как грандиозную систему умственного надувательства», – замечал Оруэлл.
Восемь лет тому назад американская администрация решила, что затягивать с решением проблемы Саддама Хусейна больше нельзя. 20 марта вторжением сил объединенной коалиции в Ирак началась операция «Иракская свобода». Согласно информации министерства обороны США, только с мая 2005 г. по июнь 2006 г. в Ираке ежедневно погибало в среднем 117 гражданских людей. В докладе генерального прокурора США о военных преступлениях американской армии в Ираке зафиксировано, что во время «Войны в заливе» американская армия уничтожила от 150 до 300 тыс. человек. (Подумаешь, пару десятков тысяч туда-сюда – какая разница!) При этом американское командование даже не пыталось отделить мирных обывателей от солдат. «Иракская свобода» продолжалась семь с половиной лет и официально закончилась осенью 2010-го, но считать вопрос закрытым явно преждевременно.
Юридическая база у двух этих вмешательств шаткая. В югославском случае НАТО апеллировало к резолюциям Совбеза ООН, которые требовали от Белграда соблюдения гуманитарных норм в процессе косовского урегулирования. Но прямой санкции на применение силы дано не было. Однако если в 1999 г., по крайней мере, шли споры о легитимности применения силы, то в Ираке четыре года спустя спорить было нечего – вторжение осуществлялось вопреки мнению большинства стран мира и без одобрения Совета Безопасности ООН. Ранее, чтобы воспрепятствовать использованию иракской авиации против курдов, США, Великобритания и Франция объявили о создании неполетной зоны, граница которой была установлена по 36‑й параллели. Вторая запретная зона была введена над югом Ирака для защиты шиитов в августе 1992 г. (южнее 32‑й параллели).
В качестве правового обоснования своего решения союзники ссылались на резолюцию Совета Безопасности ООН 688 (1991 г.), хотя фактически текст резолюции не санкционировал создание подобных зон. Попытки Вашингтона осенью 2002 и зимой 2003 года получить такое одобрение закончились ничем. Соединенные Штаты приступили к самостоятельным действиям в обход не только ООН, но и расколовшегося по иракскому вопросу НАТО. Выведенная Оруэллом закономерность «Если соблюдаешь мелкие правила, можно нарушать большие» нашла еще одно подтверждение в ситуации, сложившейся вокруг Ливии, и не только вокруг нее.
Голосование за резолюцию Совета Безопасности ООН о создании над Ливией бесполетной зоны четко обозначило новую линию глобального противостояния. Проект резолюции по зоне «no fli zone» был инициирован Великобританией, Францией, США и назначенным в ближневосточные партнеры по этой инициативе Ливаном. Бразилия, Россия, Индия, Китай (БРИК) и Германия воздержались при голосовании. Евросоюз резолюцию поддержал.
Спикер Европарламента Ежи Бузек назвал решение СБ ООН исключительно своевременным шагом и заявил: «Я рад и удовлетворен тем, что международное сообщество, наконец, предприняло конкретные шаги, чтобы остановить Каддафи, убивающего собственный народ».
«За всем крикливым пустословием … скрывается очень простое желание людей с деньгами и привилегиями удержать им принадлежащее», – писал Оруэлл в своем программном манифесте «Литература и тоталитаризм» (1942 г.). И, говоря о тоталитаризме, отмечал: «Надо быть готовым к тому, что это явление сделается всемирным». Он был прав. Сегодня миром правит огромная евроатлантическая империя, состоящая из двух плотно вмонтированных друг в друга частей – НАТО и Евросоюза, которые по указке США определяют, кого им казнить, а кого миловать. Угаданное великим писателем появление нового тоталитаризма в виде закрученной евроатлантической «анаконды» имеет свою логику неумолимой исторической раскрутки: вооруженное продвижение «демократии», войны, якобы, исключительно за права человека – это и есть первостепенный интерес США, потому что именно таким бесчеловечным методом Соединенные Штаты сохраняют за собой право пребывать в роли глобального лидера, возможность диктовать миру свою фарисейскую волю. Ради этой «высокой» цели США и их союзники готовы принести в жертву десятки и сотни тысяч жизней «неамериканцев» и при этом проливают крокодиловы слезы по поводу «любого насилия».
Президент США Обама, говоря о военном вмешательстве в Ливии, одновременно подчеркивал, что «США вместе с международным сообществом надеются прекратить насилие». К слову, сколько в Афганистане за 10 лет уничтожено талибов – достоверно неизвестно. Есть непроверенные данные, согласно которым движение «Талибан» потеряло свыше 35 тыс. боевиков. Относительно потерь среди мирного населения нет даже приблизительных сведений. Оценки независимых организаций сильно рознятся. Основную критику со стороны правозащитных организаций – только вдумайтесь! – вызывают излишне активные авиационные удары ISAF при недостаточно тщательном выборе целей. В Ливии с выбором целей тоже особо не церемонятся. «Побочный ущерб», как всегда, во внимание не принимается.
Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин высказывал предположение о том, что альянс готовится к развитию ситуации по самому драматическому сценарию. Вполне возможно: от ракетно-бомбовых ударов до иностранной интервенции всего один шаг.
Но на планете уже долгие годы разыгрывается кровавая драма намного масштабней.
Фактически при попустительстве мирового сообщества только во второй половине ХХ века США наносили превентивные военные удары, как минимум, дважды – в 1983 г. против Гренады, в 1986 г. – против Ливии. В 1998-м американцы нанесли ракетный удар по фармацевтическому заводу в Судане. А вот далеко не полный список военных интервенций США в ХХ в. В него не вошли операции, в которых американские войска не принимали непосредственного участия, и секретные операции ЦРУ. Набралось, однако, изрядно: Доминиканская республика, Корея, Куба, Гондурас, Вьетнам, Никарагуа, Панама, Китай, Мексика, Гаити, Гватемала, Ливия... Практически из этой же серии Ирак и, безусловно, Афганистан. Легитимизированные, таким образом, войны основательно расшатали устои ялтинской системы, являвшейся основой мировой политики в послевоенный период. С вооруженным нападением англосаксов на Ливию на этой системе можно ставить крест, независимо от того, какое развитие получат дальнейшие события. Как и на западной демократии, если, вообще, можно было вести речь о таковой в условиях тоталитарного мироустройства. О правах человека – тоже, правда, избирательно.
Сегодня созданы все предпосылки для того, чтобы следующий акт человеческой трагедии развивался по сценарию, описанному Оруэллом в «Скотном дворе», где даже двоемыслие покажется излишней роскошью, все животные будут равны, однако свиньи – гораздо равнее других. «Помните, что ваша обязанность (свиней) – враждовать с людьми и со всеми их начинаниями. Каждый, кто ходит на двух ногах – враг». Как видим, несмотря на то, что 1984 год давно канул в Лету и мрачные предсказания писателя-англичанина относительно СССР не сбылись, мир в целом оказался значительно хуже того, каким рисовал его Оруэлл. Каким он станет в ближайшие десятилетия, в решающей степени зависит от того, как удастся распорядиться последствиями уже вполне вероятного краха ялтинской системы. Оруэлловская формула о взаимосвязи времен, оказывается, всегда актуальна. Будущим, в частности, управляет тот, кто управлял, прошлым. Мироустроитель нашего последнего столетия хорошо известен. И не приведи Господи, чтобы обрело плоть и кровь самое страшное предсказание Оруэлла: «Если вам нужен образ будущего, вообразите сапог, топчущий лицо человека – вечно».
Валерий Панов
Источник: Специально для "Столетия"