Эскалация кровопролития в Ливии не ослабляет волну недовольства в арабском мире. География протестных движений расширяется и охватывает все новые уголки. Пока трудно понять, происходит ли это в силу естественных причин, то есть давно назревших кризисов, или политические процессы подталкиваются извне.
Сенсационной стала в среду пресс-конференция министра иностранных дел Саудовской Аравии принца Сауда аль-Фейсала. В режиме прямой трансляции по национальному спутниковому телеканалу "Аль-Ахбария" опытнейший дипломат отвечал на трудные вопросы, которые было позволено задавать журналистам. Дело в том, что буквально накануне в социальной сети "Фейсбук" появились призывы оппозиционно настроенных групп диссидентов к проведению в ваххабитском королевстве первого "дня гнева", а 20 марта авторы подстрекательских материалов пообещали начать "аравийскую революцию". Насторожило то, что воззвания "инакомыслящих" всплыли после того, как власти королевства, поддержанные мусульманским духовенством, ввели строгий запрет на любые акции протеста.
Жесткие меры последовали за робкими попытками шиитов организовать неделю назад уличные шествия в Восточной провинции, где сосредоточены основные объекты нефтяного гиганта АРАМКО. Сотни жителей неспокойного района потребовали равноправия и освобождения из тюрьмы своего духовного вождя шейха Тауфика аль-Амера. В ответ были произведены новые аресты, но на следующий день задержанные манифестанты были выпущены на свободу, а вместе с ними – и популярный в народе проповедник.
Даже правозащитники из "Международной амнистии" и "Хьюман райтс уотч" не скрыли удивления по поводу столь неожиданного "позитивного шага". Правда, тут же выразили обеспокоенность "подавлением базовых прав человека в королевстве".
Принца Сауда это замечание нисколько не смутило. В Саудовской Аравии, сказал он, иные ценности: жизнь мусульман определяют законы шариата. "Государство знает интересы и нужды своих подданных, а также пути реализации их чаяний", – парировал министр наскоки глобальных демократов из-за океана. Он указал, что двери королевского дворца "всегда открыты для диалога с подданными, которые могут свободно высказывать свое мнение". При этом глава саудовского МИД упомянул о недавней встрече короля Абдаллы ибн Абдель Азиза с делегацией старейшин Восточной провинции, вручивших ему свои требования.
Мимоходом отреагировал Сауд аль-Фейсал и на недружественные реплики в тегеранской печати, посоветовав соседнему Ирану "разобраться с собственными манифестантами". Не стал принц скрывать "исчезновения сердечности" в саудовско-американских отношениях, дав понять, что это произошло "не по инициативе Эр-Рияда". Он опроверг информацию о том, что Саудовская Аравия якобы отказалась удовлетворить просьбу Вашингтона снабдить оружием ливийских повстанцев.
При всей уверенности, чувствовавшейся в ответах племянника саудовского монарха, тем не менее, было понято, что правящая королевская семья не на шутку встревожена происходящими событиями в арабском мире и, в частности, появлением сразу трех очагов нестабильности на ее границах – в Йемене, на Бахрейне и в Султанате Оман.
Судя по всему, наиболее опасным для страны, обладающей четвертью мировых запасов "черного золота", является политическое противостояние в Йемене, где кризис, похоже, близится к развязке. Очередная попытка президента Али Абдаллы Салеха перехватить инициативу у оппозиции завершилась провалом. Предложение главы государства разработать проект новой конституции и представить его на общенародное обсуждение было сходу отвергнуто оппонентами. Лидер "Демократического форума" Мухаммед ас-Сабри назвал изложенный Салехом запоздалый план реформ "свидетельством о смерти" правящего режима. Нарастающее антиправительственное движение в Йемене поддерживают вожди крупнейшей на севере страны конфедерации племен хашед, что придает уверенности демонстрантам. Как указывает аналитик Садек аш-Шувейех, Салеху остается по сути сделать выбор "между свержением и добровольным уходом". Другое дело, что случится в Йемене, где орудуют боевики "Аль-Каиды" и активизировались южные сепаратисты, на следующий день после отставки Салеха, вопрошает он.
Не находят пока взаимопонимания королевский режим и оппозиция на Бахрейне. Конфронтация на архипелаге в Персидском заливе носит конфессиональный характер. Шиитские демонстранты на улицах требуют создания парламентской монархии и прекращения незаконной "политической натурализации" суннитских иммигрантов для создания демографического противовеса. "Мы все, и шииты, и сунниты, братья в исламе, и требуем одного – достойной жизни, справедливости и демократии", – заявил лидер Исламского общества национального согласия /"Аль-Вифак"/ Али Сальман. В качестве предварительного условия к диалогу с властями он упорно добивается отставки премьер-министра, шейха Халифы бен Сальмана – дяди короля, который занимает свой пост с 1972 года. В такой ситуации ряд обозревателей советуют Манаме обратиться за содействием в поиске политического урегулирования к Тегерану.
Из всех арабских правителей пока наиболее успешно преодолевают революционную бурю король Марокко Мухаммед VI и президент Сирии Башар Асад. Два представителя нового поколения, уже зарекомендовавшие себя как реформаторы, быстро адаптировались и предпринимают один за другим упреждающие шаги. Марокканский король огласил в среду программу конституционных преобразований, а сирийский лидер после очередной амнистии /по случаю революции 8 марта 1963 года/ планирует проведение съезда правящей партии, который, очевидно, станет новой вехой на пути либерализации.
Корр. ИТАР-ТАСС Дмитрий Зеленин
Бахрейн, протесты шиитов
Несколько тысяч бахрейнцев, преимущественно из шиитской общины, прошли в среду маршем протеста по улицам столицы Манамы, требуя остановить практику предоставления гражданства иностранцам-суннитам. В ходе импровизированного митинга у департамента иммиграции демонстранты скандировали антиправительственные лозунги, обвиняя власти в попытке изменить за счет натурализовавшихся мусульман-суннитов межконфессионный баланс.
"Все те, кому предоставили гражданство и приняли на службу в полиции и армии, будут беспрекословно выполнять приказы властей, даже если они будут направлены против коренных бахрейнцев" – заявил представитель протестующего шиитского большинства Халед Али. Он также добавил, что требования оппозиции касаются только тех иностранцев, которых нанимают на армейскую службу. Участники марша утверждают, что семьи натурализовавшихся суннитов имеют преимущество при получении жилья, образования и медицинского обслуживания.
"Мы требуем, чтобы эта категория иностранцев покинула Бахрейн. Коренным бахрейнцам приходится ждать по 15 лет решения своей жилищной проблемы, в то время как репатрианты- сунниты обеспечиваются жильем сразу по прибытию в страну", – продолжил свое эмоциональное выступление Халед Али.
По оценкам оппозиции, примерно половина из 20-тысячного аппарата национальных сил безопасности представлена суннитами из Пакистана, Иордании и Йемена. На прошлой неделе министр внутренних дел Бахрейна заявил о планах создания в подконтрольном ему ведомстве 20 тыс новых рабочих мест, на которые, по его словам, могут претендовать и шииты. При этом правительство утверждает, что у него нет и не было планов искусственно изменять межконфессиональный баланс в королевстве, а процесс натурализации достаточно прозрачен и осуществляется в рамках иммиграционной политики Бахрейна.
На прошлой неделе в городе Хамад произошли первые в истории Бахрейна столкновения между суннитами и шиитами, когда около сотни вооруженных дубинками и металлическими прутьями молодых представителей двух мусульманских конфессий принялись выяснять отношения. Только оперативное вмешательство полицейских подразделений помогло прекратить конфликт, причины которого так и не были установлены.
Во вторник радикальное крыло шиитской оппозиции заявило о создании коалиции, ставящей целью свержение монархии. В нее вошли три группы – Исламская партия "Аль-Вафа", Движение за свободу и демократию /"Аль-Хак"/ и Движение за свободу Бахрейна, штаб-квартира которого находится в Лондоне.
Создание "Коалиции в поддержку республики" говорит о радикализации оппозиционного движения в королевстве. Это может помешать процессу переговоров между оппозицией и наследным принцем Сальманом бен Хамадом Аль Халифой, вести которые ему поручил король для достижения национального согласия.
Большинство населения Бахрейна составляют шииты, но на протяжении более 200 лет правит в стране суннитская династия. Шииты обвиняют власти в дискриминации, а к выступлениям протеста их подтолкнули успешные революции в Тунисе и Египте.
Корр.ИТАР-ТАСС Александр Юрин, Вячеслав Анчиков
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.