"Это бойня", – в истерике сообщила ливийская женщина, говорившая по телефону из своей квартиры в Триполи, где она сжималась от страха, журналисту CNN Андерсону Куперу.
"Я надеюсь, вы знаете, что люди во всём мире смотрят и молятся, и хотят что-то сделать", – сказал ей Андерсон, как будто он был театральным суфлёром, намекающим на следующую реплику актёра. Была ли у неё копия сценария или нет, но звонившая ответила, как и ожидалось: "Первый шаг – это сделать Ливию бесполётной зоной, если сделать Ливию бесполётной зоной, то сюда не привезут больше наёмников... нужно предпринять действия. Сколько ещё ждать, сколько ещё смотреть, сколько ещё людей погибнут?"
Вполне возможно, даже вероятно, что с Купером разговаривала просто перепуганная, но решительная женщина, рисковавшая жизнью, чтобы описать насилие, поглощающее её страну посреди предсмертной агонии полицейского государства Каддафи.
Равным образом возможно, что её призыв к международным действиям по введению бесполётной зоны был отчаянной мольбой жертвы, а не информационным чревовещанием, когда анонимный персонаж поддерживает первый пункт военной кампании, предложенной теми же самыми неоконсерваторами из kriegsbund (партии войны), которые своими манипуляциями завлекли нас в Ирак.
Конечно, это совпадение, что "крик в ночи" из Ливии был повторён на этом же телеканале несколькими вечерами позднее архитектором иракской войны, бывшим президентом Всемирного банка и обвиняемым в военных преступлениях Полом Вулфовицем, который за несколько дней до волнующей программы Купера призвал ввести "запретную зону для полётов" над Ливией, которую бы силой навязали силы НАТО.
Уже на следующий день после этого интервью импровизированная группа, называющая себя "Внешнеполитической инициативой", объединившаяся из остатков "Проекта для нового американского века", опубликовала "открытое письмо" г-ну Обаме, требуя военного вмешательства в Ливии, начиная с бесполётной зоны. Согласно схеме неоконов по управлению ливийским кризисом, должен быть создан региональный протекторат, контролируемый НАТО от имени "международного сообщества". Это сведёт к нулю любые усилия со стороны ливийцев, египтян, тунисцев и других добиться настоящей независимости.
На основе моего предыдущего опыта в плане информационных кампаний в СМИ от имени гуманитарных завоеваний мой неискоренимый цинизм заставляет меня слышать в "крике в ночи" Купера слабое, но легко узнаваемое эхо слезливого, осязаемо искреннего свидетельства "Наиры" – кувейтской девушки с широко раскрытыми глазами, использовавшей вымышленное имя, чтобы "защитить её семью", которая рассказала, что выпало на долю её страны после иракского вторжения (в 1990 г. – прим. перев.).
Стойко взяв себя в руки, пока она рассказывала об ужасах, которые не должны видеть ничьи глаза, не по годам развитая хладнокровная 15-летняя добровольная санитарка описала на конференции по правам человека в Конгрессе то, как иракские солдаты ворвались в госпиталь аль-Аддан, вырвали новорожденных младенцев из инкубаторов и швырнули их на пол. Вскоре после этого данный рассказ был "подтверждён" другими людьми, выступившими со сходными мучительными рассказами в Совете безопасности ООН.
В течение трёх месяцев подготовки к атаке на Багдад в январе 1991 г. образ кувейтских "младенцев из инкубатора" бесконечно использовался в качестве темы интервью в СМИ, в речах президента, во время дебатов в Конгрессе и в ООН. Опрос общественного мнения после войны показал, что эта история о "младенцах из инкубатора" была единственным самым эффективным орудием, которое использовала администрация Буша во время своей кампании, чтобы добиться поддержки общественностью атаки на Ирак.
Этот ужасный рассказ был особенно эффективным для преодоления скептицизма людей, придерживавшихся прогрессивных взглядов.
"Будучи пацифистом по натуре, мой брат был не в мирном настроении в тот день", вспоминал обозреватель "Christian Science Monitor" Том Рейган, описывая реакцию своего брата на рассказ "Наиры". "Мы должны убрать Саддама Хусейна – прямо сейчас", настаивал брат Рейгана.
"Я полностью понимал его чувства", отмечал Рейган. В конце концов, "кто мог бы смириться с такой жестокостью? Новость об этом массовом убийстве появилась в решающий момент, во время дискуссий о том, начинать ли США операцию против Ирака. Те, кто смотрел непрекращающиеся дебаты на телевидении, видели, что многие из колебавшихся по этому вопросу ранее превратились в воинов благодаря этому шокирующему происшествию. Очень жаль, но эта история – неправда".
"Наира" не была травмированной наивной девушкой, ставшей свидетельницей варварского события, достойного Einsatzgruppen (эскадроны смерти СС – прим. perevodika.ru); на самом деле она была дочерью Сауда Наси аль-Сабаха, посла Кувейта в Соединённых Штатах (и члена королевской семьи эмирата). Её сценарий был написан вашингтонской пиар-компанией Hill & Knowlton, которая под надзором бывшего руководителя аппарата администрации Буша Крэга Фуллера разработала кампанию для обеспечения общественной поддержки предстоящей войны.
Публику нетрудно было убедить, что Саддам был отвратительным подонком. Но внушить идею о крупной войне на Ближнем Востоке было более обескураживающей задачей. В конце 1990 г. Хал Стюарт, офицер военной пропаганды в отставке, так описал проблему администрации: "Если и когда начнётся стрельба, репортёры начнут задаваться вопросом, почему американские солдаты умирают за богатых нефтью шейхов. Американским военным надо поторопиться и разработать план по работе с общественностью, который предоставит ответы, которые публика может принять".
Образ новорожденных кувейтских младенцев, выброшенных из инкубаторов, являлся обновлённой импровизацией классической темы военной пропаганды, проводившейся британской разведкой – и их американскими попутчиками – для того, чтобы спровоцировать вступление США в Первую мировую войну.
Аналогом кувейтских "младенцев из инкубатора" в Первую мировую войну были бельгийские младенцы, которых якобы насаживали на штыки волосатыми руками варвары в островерхих касках. Немецкие солдаты якобы делали это ради забавы, когда они уже больше не могли удовлетворить свою похоть, насилуя бельгийских женщин и затем отрезая им груди. Так совершенно серьёзно рассказывали американской публике люди, работавшие по поручению тайного британского комитета пропаганды, который возглавлял Чарльз Мастерман.
В 1915 г. официальная комиссия под руководством виконта Джеймса Брайса, видного британского историка, "подтвердила" эти ужасные истории, не назвав конкретного свидетеля или жертву. Это не удовлетворило Клэренса Дарроу, который предложил вознаграждение в 1000 долларов любому, кто сможет найти бельгийскую или французскую жертву, изуродованную немецкими солдатами. Это вознаграждение так никогда и не было никому выплачено.
"После войны", рассказывает Томас Флеминг в своей книге "Иллюзия победы", "историкам, стремившимся изучить документы касательно историй Брайса, было сказано, что документы исчезли загадочным образом. Эта очевидная отговорка заставила большинство историков отвергнуть 99% ужасов, рассказанных Брайсом, как фальшивки".
Война освобождает все низменные и омерзительные порывы, которым подвержен павший человек. Поэтому очевидно, что некоторые немецкие солдаты (как и их французские, бельгийские, британские и американские противники) использовали благоприятные возможности для совершения отдельных поступков порочной жестокости. Но целью военной пропаганды, которую навязывала англо-американская элита, как отмечает Флеминг, было создание широко распространённого образа немцев как "чудовищ, способных на ужасающий садизм" – тем самым покрывая слоем святошества призыв к кровожадной коллективной ненависти.
Я называю этот вид агитпропа "порнографией зверств". Она предназначена для того, чтобы обращаться к похотливым интересам и манипулировать опасным аппетитом – в данном случае тем, что Августин называет libido domimandi или страстное желание управлять другими.
Фокус в том, чтобы привести аудиторию в состояние содрогания от ужаса при виде человекообразной порочности, чтобы она задыхалась от грубого желания отомстить и была восторженно самодовольна чистотой своих гуманных мотивов. Люди, поддающиеся этому, легко становятся частью коллективного разума официально одобренной ненависти и готовы совершать преступления ещё более чудовищные, чем те, что типичны для врага, как они считают.
Риторика такого рода изобиловала во время Французской революции, особенно во время войны якобинского режима по уничтожению восставшего Вандее. Она также была заметной во время войны режима Линкольна по завоеванию ставших недавно независимыми южных штатов. Однако трудно найти лучшее выражение этого мышления, чем то, что было представлено в одной редакционной статье "Красного меча" в 1920 г. – издания советского ЧК, тайной полиции:
"Наши моральные качества беспримерны, а наша человечность – абсолютна, потому что она основана на новом идеале. Наша цель – уничтожить все формы угнетения и насилия. Нам всё позволено, так как мы первыми поднимаем меч не для угнетения народов и приведения их к рабству, а чтобы освободить человечество от его оков ... Кровь? Пусть кровь течёт рекой ... потому что только через смерть старого мира мы сможем навсегда освободиться". (Выделено автором)
Ведя свой Большой Крестовый поход ради демократии, Вудро Вильсон недвусмысленно следовал этой традиции, превознося предполагаемые достоинства "Силы без предела или ограничения ... праведной и торжествующей Силы, которая сделает Право законом мира и повергнет любое эгоистическое владычество в пыль". Чтобы закрепить американскую "волю к войне" посредством постоянной порции порнографии зверств, администрация Вильсона создала Управление публичной информации, которое действовало согласованно с британским аналогом, а также с такими получастными британскими ширмами для пропаганды как Военно-морская лига. В эта организацию, как указывает Флеминг, входили "десятки крупных банкиров и руководителей корпораций, от Дж.П. Моргана до Корнелиуса Вандербильта".
Не будучи совершенно в этом виноватым, Андерсон Купер является праправнуком Корнелиуса Вандербильта. Но значительно больший интерес представляет тот факт, что будучи студентом Йельского университета Купер провёл два лета в качестве стажёра в Лэнгли по программе ЦРУ для подготовки будущих оперативных сотрудников разведки.
Когда был задан вопрос о биографии Купера, связанной с ЦРУ, представитель CNN заявила, что он решил не продолжать работу в Управлении после окончания Йельского университета. Тоже самое, однако, можно сказать о самых ценных агентах ЦРУ в СМИ.
Как документально показал Карл Бернстейн десятилетия назад, ЦРУ "проводило официальную программу в 1950-е по обучению своих агентов журнализму. Сотрудников разведки "обучали, как выражаться как репортёры", объяснил высокий чиновник ЦРУ, затем их размещали на должности в основные новостные издания при помощи руководства этих изданий. "Это были рядовые сотрудники, которым сказали 'Вы будете журналистами'", – рассказал чиновник ЦРУ. Однако относительно немногие из 400 контактов [со СМИ], описанных в документах Управления, следовали этой схеме; большинство участвовавших в этом уже являлись настоящими журналистами, когда они начали выполнять задания Управления".
Посредством программы, известной как операция "Пересмешник", ЦРУ создало большой гарем оплачиваемых медийных куртизанок. Это осуществлялось Управлением по координации политики, которое было создано Аленом Даллесом и Фрэнком Виснером – последний являлся сотрудником, который затем организовывал перевороты (и сопутствующую кампанию пропаганды) против правительств Ирана и Гватемалы. (Сын Виснера с таким же именем, между прочим, являлся заместителем председателя AIG – любимого ЦРУ конгломерата паушального страхования – до 2009 года; совсем недавно администрация Обамы обратилась к нему, чтобы использовать его как тайного связного с Хосни Мубараком и Омаром Сулейманом).
Побеги операции "Пересмешник" проросли во всех значительных новостных организациях страны, от "Washington Post" и "Newsweek" до конгломерата Time-Life, от "New York Times" до телекомпании CBS. В результате, согласно бывшему аналитику ЦРУ Рэю Макговерну, пресса "была захвачена правительством и корпорациями, военно-промышленным комплексом, разведывательным аппаратом". Она является по сути придатком Режима. Это становится очевидно каждый раз, когда Режим решает, что пришло время провести ещё одну кампанию гуманитарного кровопролития за границей.
"Ничему не научившись на ужасах, которые они приветствовали за последние 15 лет, словно легко приходящие в волнение девочки-подростки, эти богемные любители бомбёжек, эти попивающие кофе-латте младшие помощники, эти iPad-империалисты вернулись", вздыхает с усталым отвращением Брендан О'Нил в лондонской "Телеграф". "На этот раз они требуют вторжения в Ливию".
По ту сторону Атлантики, где находится О'Нил, самураи английской прессы распускают "слухи о систематических изнасилованиях мужчин" в Ливии. Другие утверждают, что потенциальная война в Ливии никак не будет напоминать "безрассудство вторжения в Ирак" – точно так же, как это обещали самопровозглашённые мудрецы, говорившие, что идущие войны в Ираке и Афганистане, каждая из которых длится столько же, сколько война во Вьетнаме, не станут "новым Вьетнамом".
По какой-то причине это воскрешает в памяти образ лося Бульвинкля (анимационный сериал на основе комиксов на американском ТВ в 1960-е – прим. perevodika.ru), который всё время пытался вытащить кролика из шляпы, беспечно отвергая жалобы белки Роки, что фокус "никогда не сработает", восклицая – "На этот раз точно сработает!" На этот раз мы должны поверить – или, по крайней мере, притвориться, что верим – что рассказы о зверствах правдивы, что военные действия, благословлённые "международным сообществом", являются моральным долгом, что страсть к войне и ненависть благородны, и что неминуемое кровопролитие станет очистительным потоком.
Как и в случае с любым другим видом порнографии, как можно предположить, военная порнография является в высшей степени предсказуемой. Однако, в отличие от глупого фокуса Бульвинкля, военная порнография – это фокус, который, как кажется, всегда срабатывает.
Уильям Норман Григг
ведёт блог Pro Libertate и радиопрограмму Pro Libertate
Источник: "Переводика "
Оригинал текста: "CIA And Media Ventriloquism "