Россия должна быть в самом центре событий мировой политики, потому что любое важное событие будет зависеть от того, кого подержит Москва. По мере того как будет развиваться конфликт между Китаем и США (а этот конфликт неизбежен как минимум по экономическим причинам: Китай будет расти, а США не отдадут китайцам свое первое место просто так), обе стороны будут пытаться обзавестись союзниками. Об этом, как передает корреспондент ER.RU, заявил во вторник, 22 февраля, известный американский эксперт по вопросам глобальных стратегий и международных отношений Эдвард Люттвак в ходе лекции, которая состоялась в МГИМО (у) МИД в рамках дискуссионного клуба «Стратегия 2020»:
«Сегодня Россия – это постиндустриальное общество. Русские любят повторять, что у их страны – свой путь, но на самом деле, Россия – обычная страна, как и все остальные. Национальная политика должна строиться здесь, как и в остальных странах. Сегодня она заключается в повышении рождаемости. От этого зависит будущее страны в наибольшей степени. России нужны демографические достижения. В Испании очень многое сделано и в финансовой системе, и в плане энергоэффективности, и в плане инноваций, но рождаемость находится на низком уровне. Экономический, технологический надел есть, но передать его некому. Испанцы не могут решить демографическую проблему. Женщина должна быть готова к продолжению рода. Здесь играют не только личностные нюансы, но и социально-экономические причины.
Молодая семья должна быть обеспечена жильем, молодая мать должна получать выплаты по декретам в объеме, достаточном для обеспечения жизнедеятельности. Что-то подобное сделали во Франции. Если бы я был президентом России, я бы свои достижения измерял в количестве родившихся жителей страны. Пока что в плане демографии высокие показатели дают регионы Кавказа, где большое количество детей в семье – традиция. К сожалению, в других регионах России ситуация с рождаемостью печальная. Нужна политика поддержки семьи. Я знаю две страны, сконцентрировавшие свою политику на детях: как я уже говорил, это Франция и Израиль. России необходимо учесть их опыт.
Россия – крупнейшая европейская страна, которая не может жить исключительно за счет природных ресурсов, и она должна начать производить товары и услуги высшего уровня, очень хорошо, что руководство России начинает это понимать.
Зависимость от природных ресурсов – это слабость в долгосрочной инициативе, а не экономическое решение. И большинство стран, которые занимаются экспортом ресурсов, знают, что эта односторонняя экспортная специализация подрывает все остальные отрасли. Если у вас есть нефть и промышленность, у вас может быть больше проблем, чем у стран, у которых есть только промышленность, потому что нефтяная отрасль оказывает косвенное воздействие на все остальные отрасли.
Именно поэтому Норвегия целенаправленно вкладывает свои доходы от нефти в резервные фонды и не дает им оседать в карманах частных лиц. И поэтому там нет нефтяных или газовых олигархов. Помимо этого, Норвегия является страной с самым дорогим бензином, потому что внутренние цены не субсидируются. Норвегия – единственная страна в Европе, которая экспортирует нефть, но одновременно имеет самые высокие внутренние цены на топливо. Доходы от нефти и газа должны быть нейтрализованы, они должны работать на стратегические интересы страны, а не «проедаться», в долгосрочной перспективе ничего хорошего это «поедание» не сулит. И в России это тоже знают.
Отмечу, что России суждено было быть ближе к Азии, но сейчас идет беспрецедентная ситуация в истории.
Сейчас происходит дипломатическая революция. О ней пока не говорят публично. Эта революция была вызвана экономическим подъемом Китая и его уходом от линии так называемого мирного подъема. Сами китайцы хотели мирного подъема, то есть они хотели экономического роста, но без негативной реакции. С 2008 года китайцы поняли, что произошел спад американской экономики и разрушили эту стратегию, начав ссориться с Индией (по вопросу Южного Тибета). Это положило начало дипломатической революции. Индия же в свою очередь начала активно сотрудничать с Россией, хотя отношения между двумя странами всегда были теплыми. Далее Китай начал ссориться с Вьетнамом, Сингапуром и Японией. Что будет с ними через 30 лет? История не раз показывали, что даже самые огромные и могущественные империи в конечном итоге распадаются. Есть еще одна причина возможного подрыва китайской экономики: построение мощного военно-морского флота. Я провел в Китае много времени, общался с военными, дипломатами, политиками и спрашивал их, зачем они создали военно-морской флот. Это ведь было губительно для страны. В свое время, создав мощный флот, фашистская Германия, сама себя разрушила. Она разрешила бы все проблемы, продав эти корабли. Сейчас Индия, Япония, Вьетнам создают коалицию против Китая. У них у всех вместе взятых больше и людей, и технологий и денег, чем у Китая. Америка в этой всей ситуации будет играть, скорее всего, вторую роль. Но никаких сокрушительных войн не будет, все войны будут экономические. Мы ведь находимся в постядерной эре.
Реализуется стратегия экономической войны.
Если Китай вложится в строительство флота, то его экономика будет расти медленно, если нет, прирост будет стремительным. Но Китай не собирается замедлять свой ход развития. Более того, китайцы могут взять в союзники Россию. Это будет выгодно обеим странам. С Россией должны подружится и японцы, предварительно отказавшись от претензий на Курильские острова. США также могут и должны дружить с Россией, не напоминая российскому руководству про Грузию.
Более того, считаю, что Москва должна стать центром мировой политики, мировой дипломатии. Для этого есть все предпосылки. Единственное, что смущает меня в Москве – это транспортная ситуация.
Прежняя Большая политика закончилась с «холодной войной», но даже в ее рамках не было места подобному «низложению» врага в такой глупой форме. Это была серьезная игра. СССР пытался в самом деле одержать верх над капиталистическим Западом, а США пытались разрушить советскую империю. Но, к сожалению, после того, как холодная война завершилась, поведение бывших противников осталось прежним, хотя бы в области риторики. Это даже уже не смешно.
Сегодня, как я уже говорил, Большая политика возвращается. Ее главными героями являются не США и Россия, а США и Китай. Соответственно позиция России и ее стратегия должны быть совершенно иными, нежели они были во время «холодной войны».
У России есть выбор – на чьей стороне быть, причем выбор не всегда будет одинаковым: по одному вопросу Москва может объединяться с Вашингтоном, по другому – с Пекином. И в контексте этой начавшейся игры роль России должна стать более ощутимой на международной арене. Странно, откровенно говоря, что этого не произошло до сих пор.
Россия должна быть в самом центре событий мировой политики, потому что любое важное событие будет зависеть от того, кого подержит Москва. По мере того как будет развиваться конфликт между Китаем и США (а этот конфликт неизбежен как минимум по экономическим причинам: Китай будет расти, а США не отдадут китайцам свое первое место просто так), обе стороны будут пытаться обзавестись союзниками.
Некоторые страны они уже между собой поделили. Так, у Китая есть Пакистан, а у США есть Индия, и здесь США обыграли Китай. У Китая есть Северная Корея, а у США – Южная. У США есть Япония, а Китай пытается закрепиться в других странах региона.
Самая большая битва пойдет за Россию. И тогда Москве нужно будет вернуться в подлинную реальность из той иллюзорной реальности, в которой она сейчас находится. России нужно будет отбросить ненужный негатив в отношении Америки. Этот негатив не соответствует интересам самой России.
История не закончилась. Зато пауза последних нескольких лет, характеризовавшаяся затишьем в международной политике, заканчивается. Скоро снова начнутся большие перемены, и Россия должна быть к ним готова».
Источник: "Единая Россия"
* * *
Китай – союзник США по Холодной войне, резко поднимается в том числе за счет свободы торговли с США. США до сих пор оценивали китайцев как таких роботов-исполнителей, которые в нужном количестве производят нужные товары и до поры помалкивают. Роботы восстали. Они не хотят уже только производить товары, но и решать какие-то свои проблемы. Однако вполне естественно это задевает их соседей – получается такая коалиция из друзей США и бывших друзей СССР. Это такая "вторая" политика Буша – в отличие от всем известной неоконсервативнойвторая, "реалистическая", в какой-то мере она продолжается и по сей день. США улучшают отношения вот с этим АнтиКитаем – Индией, Вьетнамом, даже Японией.
Теперь устами Люттвака России предлагается поучаствовать в формировании геоэкономического АнтиКитая, и если мы согласимся, все ресурсы АнтиКитая будут нам открыты, а Япония мгновенно забудет про Курилы. Только вот сами США останутся от этого всего в стороне, слишком они сцеплены с Китаем экономически.
Это – классический американский реализм. В какой-то степени хорошая разводка, в какой-то степени умная стратегия, в какой-то степени полезный для России взгляд на реальность. Обидно, что у нас нет встречного стратегического ответа, столь эффектного и, главное, внятного – геополитически внятного. Геополитика – она ведь не учит истине, она учит внятности. Цымбурский был абсолютно прав, что геополитическая доктрина – это как хорошая поговорка, она захватывает тебя даже помимо ее верифицируемой точности. Все твои действия сразу ложатся в ясную и четкую, операциональную схему, показывающую, что надо делать.
Вот с АнтиКитаем Люттвака американскому дипломату сразу ясно, что делать – с Китаем, Россией, Японией и т.д. А вот что делать российскому дипломату? Всех мирить и со всеми дружить?
Источник: "Борис Межуев"
См. также по этой теме:
"В фокусе эксперт: Эдвард Люттвак "