Исламисты, как политическая организация появились в Трансиордании в 1945 г., когда король Абдалла (прадед нынешнего монарха) позволил египетским «братьям-мусульманам» основать филиал своей организации на территории королевства, т. к. появление исламистской организации придавало дополнительную религиозную легитимацию правящей в стране Хашимитской династии. Это обстоятельство во многом объясняет характер взаимоотношений иорданского правящего режима с «братьями», которые, в отличие от соседних Египта и Сирии, никогда не подвергались жестким репрессиям. Сами же исламисты также не шли на серьезные конфликты с властью. В то же время режим постоянно указывает исламистам на «красную черту», которую он не позволит им пересечь – оппозиция обязана действовать только в правовом поле.
Король Хусейн (1951-1999 гг.) в рамках курса на упрочение своих позиций спешно использовал «братьев-мусульман» в качестве противовеса влиянию светских левых и националистических партий – главных политических оппонентов монархии в 1950-1970-е гг. В то же время король с опасением относился к их антизападной и религиозной идеологии. В целом же Хусейну удавалось удерживать «братьев» в приемлемых для режима рамках.
Ситуация стала изменяться в последней четверти ХХ-го столетия под воздействием факторов, способствовавших усилению политического ислама в регионе: рост экономических трудностей и социальной напряженности, разочарование в модернизации по западному и социалистическому образцу, усиление отставания от передовых стран мира, негативное восприятие иностранного культурного влияния, исламская революция в Иране и ввод советских войск в Афганистан.
В конце 1980 – начале 1990-х гг. король Хусейн отказался от претензий на Западный берег реки Иордан и приступил к проведению в стране частичной политической либерализации, экономическим и социальным реформам. В 1989 г. состоялись первые за 22 года относительно свободные парламентские выборы, на которых «братья-мусульмане» завоевали 22 из 80 депутатских кресел. Причем к этому времени исламисты стали все более активно противодействовать политике короля, направленной на постепенную вестернизацию Иордании. Власть быстро отреагировала на это, изменив из-бирательное законодательство, и по итогам выборов 1993 г. представительство «братьев» в парламенте уменьшилось, а в 1997 г. они бойкотировали выборы.
В новых условиях иорданские исламисты стремились консолидировать свои ряды, создав в 1992 г. Фронт исламского действия (ФИД), в который помимо «братьев-мусульман» (основы) вошло большинство иорданских партий и организаций национально-исламской направленности. Фронт был официально зарегистрирован властями, но при этом стал главной оппозиционной силой страны, чему способствовала слабость партийной системы Иордании.
В качестве противовеса ФИД король Абдалла II, вступивший на престол в 1999 г., одобрил в 2001 г. создание лояльной власти Исламской центристской партии, состоящей из умеренных и лояльных режиму исламистов. Однако этот эксперимент нельзя назвать удачным.
Между тем Фронт исламского действия укреплял свои позиции среди населения страны, в т. ч. в результате широкой благотворительной и религиозной деятельности. Исламисты заметно активизировались после начала осенью 2000 г. новой палестинской «интифады», т. к. около 60 проц населения королевства составляют палестинцы. В 2005 г. ФИД опубликовал свою программу, которая предусматривает приведение всего иорданского законодательства в соответствие с шариатом, требует изменения закона о вы-борах на основе правила «один человек – один голос», что позволило бы исламистам увеличить свое представительство в парламенте. При этом сам парламент должен играть более значительную роль в государстве. В частности, речь идет о повышении ответственности исполнительной ветви власти перед законодательной. Исламисты требуют роспуска верхней палаты парламента – сената, члены которого назначаются королем, т. к. сенат блокирует неприемлемые для режима законы. Экономическая часть про-граммы провозглашает необходимость привлечения крупных инвестиций в народное хозяйство, в т. ч. путем снижения налогов, борьбу с коррупцией, создание новых рабочих мест, ограничение приватизации. В сфере внешней политике ФИД требует проводить антиамериканский и антисионистский курс, поддерживать радикальное исламистское палестинское движение ХАМАС. Исламисты осуждают мирный договор между Иорданией и Израилем (1994 г.). Все это кардинально расходится с традиционной политикой королевства, направленной на поддержание нормальных отношений с Израилем, тесные связи с США и негативное отношение к ХАМАСу. Так, Абдалла II еще в 1999 г. закрыл представительства ХАМАСа и выслал его активистов из страны, чтобы не допустить радикализации и дальнейшей «палестинизации» местных исламистов.
Война в Ираке (2003 г.) и последующее укрепление в соседней стране воинствующих исламистов во главе с иорданцем А. М. аз-Заркауи сказались на ситуации в королевстве. В стране были раскрыты группы экстремистов, готовивших крупные теракты, но в ноябре 2005 г. теракт с многочисленными жертвами все же был совершен в Аммане. Но вскоре его организаторы поняли, что совершили ошибку, т. к. в итоге произошло резкое снижение поддержки иорданцами радикальных исламистов. Руководство ФИД также осудило террористов.
Успех египетских «братьев-мусульман» на парламентских выборах в декабре 2005 г., когда они завоевали 88 из 254 мест и победа движения ХАМАС на палестинских выборах в январе 2006 г. способствовали новой активизации деятельности иорданских исламистов. Власти же в очередной раз приняли меры по ужесточению контроля над оппозицией. В 2006 г. парламент принял Закон о борьбе с терроризмом, который предусматривает значительное увеличение полномочий сил безопасности. Также был одобрен законопроект, требующий обязательное получение разрешения от министерства по делам религии на проповедование и обучение чтению Корана в мечетях.
В ноябре 2010 г. ФИД бойкотировал очередные парламентские выборы, назвав их «иллюзией, не отражающей волю иорданского народа».
После выборов напряженность в стране усиливается. В конце января 2011 г. в Иордании начались массовые протестные акции, носившие мирный характер. В них исламисты сразу же стали играть главенствующую роль. Основными требованиями к власти, которые выдвигает Фронт исламского действия, стали: «срочное проведение реформ», «положить конец всевластию племенной верхушки и аристократических семей», отменить избирательный закон, дающий предпочтение жителям сельских районов. В совокупности это означает, что необходимо поменять всю систему управления королевством, вернувшись к основам конституционной монархии в формате 1952 г. с «из-бираемым и подотчетным правительством». Для этого первоначально следует распустить парламент и провести «прозрачные всеобщие выборы», по результатам которых будет сформировано «правительство большинства». Также выдвигаются социальные требования по снижению цен, созданию новых рабочих мест и т. д.
Под давлением оппозиции Абдалла II отправил в отставку кабинет С. ар-Рифаи. Было сформировано новое правительство во главе с М. Бахитом. 3 февраля Абдалла II провел встречу с лидерами ФИД, обещав им провести в жизнь подлинные, а не декларативные преобразования. Со своей стороны, исламисты заявили, что считают законным нахождение у власти в Иордании Хашимитской династии, но будут добиваться создания «подотчетного депутатам правительства и восстановления демократических прав». Фронт отказался направить своих представителей в новое правительство, но «дал шанс» кабинету и обещал подождать результаты его работы, потребовав от М. Бахита проведения обещанных режимом реформ. Генеральный секретарь ФИД Х. Мансур назвал решение властей от 15 февраля об отмене запрета на проведение оппозицией несанкционированных митингов «шагом в правильном направлении», но вновь дал понять, что оппозиция «ждет других важных перемен и, в первую очередь, реформы избирательной системы».
В целом в нынешнем руководстве Фронта исламского действия пока преобладают умеренные элементы, настроенные на продолжение диалога с властью, а не на свержение монархии. ФИД выступает за постепенное введение в жизнь исламских норм. В то же время Фронт – это не монолитная организация. В нем существуют различные фракции, в т. ч. представленные не столь умеренными деятелями.
Первые уступки, на которые в ходе нынешнего противостояния пошло правительство под давлением оппозиции, могут вызвать у руководства Фронта исламского действия «головокружение от успехов», подтолкнуть его к более решительным действиям, усилить в рядах исламистов влияние радикальных сил, что может способствовать дестабилизации обстановки в Иордании.
Источник: "Институт Ближнего востока "