После Египта, Бахрейн – самое беспокойное место на Ближнем Востоке в смысле оживления на улицах. Бахрейн имеет значение, потому что это единственная богатая страна-член Совета по сотрудничеству стран Персидского залива, где мы наблюдаем массовые протесты и подавление со стороны правительства. То, что страна также является полем боя для Саудовской Аравии и Ирана, делает ее еще более важной.
Продемократические выступления на улицах не впервые имеют место в Бахрейне. Подобные протесты начались еще в начале 90-х годов, тогда оппозиционные силы требовали, чтобы монархия потеснилась и освободила место для более конституционной и демократической формы правления. То есть, то, что происходит сейчас, – совсем не ново. Важность в том, что последние беспорядки проходят в контексте общих волнений в регионе, которые начались в Тунисе и переместились в Египет, и причем в обоих этих государствах дело кончилось уходом президентов.
Еще большую значимость происходящему придает то, что в Бахрейне мы имеем религиозную динамику беспорядков. Страной управляет суннитская монархия, которая руководит крайне обширным шиитским населением. По оценкам, шииты составляют порядка 70 процентов всего населения страны.
Однако дело не только в межрелигиозной динамике. Существует и более масштабное геополитическое соперничество между Саудовской Аравией и Ираном, которое длится уже несколько десятилетий и недавно, после падения режима Саддама Хусейна в Ираке, обострилось. С тех пор Саудовская Аравия очень обеспокоена попытками Ирана распространить свое влияние в регионе – через Персидский залив по Аравийскому полуострову. А поскольку в Бахрейне высок процент шиитского населения, это повод для беспокойства для Саудовской Аравии, так как она соседствует с Бахрейном и сама обладает 20-процентной долей шиитов в своем населении.
Для Америки Бахрейн также
имеет большое значение, потому что там располагается база 5-го флота ВМС США. 5 флот – один из ключевых инструментов, который служит противовесом Ирану, или всякому шагу со стороны Ирана. Пока неясно, до какой степени Иран замешан в беспорядках в Бахрейне. Есть связи, однако на данный момент пока непонятно, до какой степени Иран их использует. Тем не менее, это один из очагов напряженности между шиитским Ираном и по большей части суннитским арабским миром, и Бахрейн будет очень интересным примером того, как стороны будут бороться на опосредованной территории.
Если в какой-то момент Бахрейн поддастся давлению беспорядков и монархия уступит требованиям протестующих, это вызовет озабоченность в смысле безопасности для таких стран как Саудовская Аравия, в особенности есть учесть, что в этой стране есть 20 процентов шиитского населения, которое в основном вело себя довольно тихо, однако может вдохновиться тем, что произошло в Египте и текущими событиями в Бахрейне.
Камран Бокари (Kamran BOkhari)
Источник: "ИноСМИ "
Оригинал публикации: "Dispatch: Bahrain Protests as a Proxy Battle"