В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Грузия: урегулирование отношений с РФ - главная тема общественно-политических дискуссий

Урегулирование отношений с РФ остается главной темой дискуссий в общественно-политических кругах Грузии. Эта проблема волнует как простых граждан, так и политиков, ученых, экспертов, и, естественно, власти. Многие в Грузии хорошо понимают, что без урегулирования отношений с Россией невозможно объединение страны.

Оппозиционные партии с самого начала 2010 года остро критиковали власти за, по их словам, "неумение наладить отношения с РФ". Наиболее активно эту критику вели экс- спикер парламента, а ныне лидер оппозиционной партии "Демократическое движение – Единая Грузия" Нино Бурджанадзе и бывший премьер-министр, а ныне лидер оппозиционной партии "За справедливую Грузию" Зураб Ногаидели.

В нынешнем году Ногаидели совершил несколько визитов Москву, проведя встречи с рядом высокопоставленных должностных лиц РФ. Он считает, что "без нормализации отношений с РФ трудно будет решить проблемы Грузии и невозможно будет объединить страну", поэтому "необходимо начать диалога с РФ без каких-либо предварительных условий и ультиматумов с обоих сторон". По мнению Ногаидели, "предъявление каких-либо условий для начала диалога с РФ ничего не даст и приведет к прекращению диалога". Он заявляет, что "диалог с РФ и нормализация отношений двух стран позволит спасти Грузию от дальнейшего распада и разрушения и позволит сохранить шансы и перспективы мирного объединения страны". Политик полагает, что "практически невозможно начать диалог с РФ с требования о деоккупации территорий Абхазского и Цхинвальского регионов Грузии". По его словам, "вывод российских войск из Абхазского и Цхинвальского регионов станет возможным не на начальном, а на последующих этапах грузино-российских переговоров".

Такую же резкую позицию занимает Нино Бурджанадзе, которая в 2010 году дважды побывала в Москве /в марте и в мае/ и дважды встретилась с премьер-министром РФ Владимиром Путиным. Она считает, что "как можно больше грузинских политиков должны встречаться с руководителями РФ с целью создания условий для нормализации отношений двух стран". Экс-спикер парламента назвала "бедой Грузии" то, что "Саакашвили не в состоянии поехать в Москву и добиться встреч с первыми лицами РФ". Бурджанадзе заявляет, что "видит ресурсы улучшения грузино-российских отношений после ухода из власти Михаила Саакашвили", а при нынешних властях Грузии, по ее словам, "прорыва в урегулировании отношений двух стран ждать не приходится, для этого у властей нет ни ресурсов, ни возможностей".

Бурджанадзе полагает, что "налаживание отношений с РФ должно быть одним из главных направлений любой политической силы в Грузии, имеющей претензии на приход к власти в стране", так как "урегулирование отношений с РФ является жизненно важным для Грузии".

Немного иную позицию занимает другой известный деятель оппозиции – экс-постпред Грузии при ООН Ираклий Аласания, ныне лидер партии "Наша Грузия – Свободные демократы". Он также высказывается за налаживание грузино-российских отношений, но считает, что диалог с властями России должны вести власти Грузии, а не оппозиция, и заверяет, что сразу же после прихода к власти его партия "начнет переговоры с РФ о нормализации отношений". "В отличие от тех политических сил, которые начинают разговор с Россией, находясь в оппозиции, для нас главное – прийти во власть и говорить с Россией с позиции властей Грузии. Те, кто делает это из оппозиции, только содействуют тому, чтобы этот процесс был использован российским пиаром во вред интересам Грузии", – заявляет Аласания. Он уверен, что "у нынешних властей Грузии нет политической воли и возможности для восстановления диалога с РФ". "Уверен, что после смены власти и нашего прихода к власти мы сможем наладить диалог с РФ и защищать интересы Грузии", – говорит Аласания.

Тем временем, представители властей и часть оппозиции подвергли резкой критике действия Ногаидели и Бурджанадзе и их визиты в Москву. Власти считают, что "Бурджанадзе и Ногаидели пытаются заручиться поддержкой Москвы с целью прихода к власти в Грузии". Они расценили их действия и заявления, как "коллаборационизм и предательство Грузии".
Еще одна группа оппозиционных партий резко критикует действия Ногаидели и его соратников, заявляя, что они предлагают Грузии "подчинение России". "Для нас неприемлемы действия как Саакашвили, ведущего конфронтационную политику с Россией, так и действия Ногаидели, предлагающего Грузии подчинение России", – заявляют представители оппозиционной Республиканской партии.

Сами же власти в течение всего года заявляли, что руководство Грузии желает урегулирования отношений с РФ. В Тбилиси очень остро отреагировали на заявление президента РФ Дмитрия Медведева от 17 февраля. Тогда российский лидер заявил: "С действующим президентом Грузии я лично никаких дел иметь не буду, он для Российской Федерации – персона нон-грата". "Грузинский народ должен сам решить в рамках конституционных государственных процедур, кто может управлять его государством и кто способен привести Грузию к процветанию", – сказал Медведев. Власти Грузии считают, что такие заявления являются попыткой вмешательства во внутренние дела страны. Часть оппозиции согласна с этим, другая же часть считает, что "нынешние власти не в состоянии наладить отношения с Россией и поэтому эта власть должна уйти во имя спасения Грузии".

В марте очень интересное заявление сделал бывший губернатор края Имерети, депутат парламента Грузии от правящей в стране партии "Единое национальное движение", председатель одного из комитетов парламента Акакий Бобохидзе. В интервью тбилисской газете "Версия" он сообщил, что Михаил Саакашвили готов уйти из власти, если это понадобится для восстановления территориальной целостности Грузии. Бобохидзе сказал: "Главнейшей задачей Саакашвили является восстановление территориальной целостности Грузии, это самая большая историческая миссия, которая возложена на президента. На эту тему никто с президентом не говорил, но я знаю, что он будет готов на любые шаги для восстановления территориальной целостности Грузии в ее международно признанных границах. В таком случае можно не только уйти из власти, но и вообще уехать из страны.... Но первые шаги должны быть со стороны России, а не со стороны Грузии". Бобохидзе считает "неправильной политику, которую сейчас ведут по отношению России некоторые представители грузинской оппозиции". По его словам, "неправильно идти первыми на уступки в ожидании получения выгоды в будущем". "Такие отношения с Россией у нас были как минимум 15 лет, и что мы получили? Пора уже чему-то научиться и делать выводы. Если власть Саакашвили категорически неприемлема для России, то пусть они сделают первые шаги в плане восстановления территориальной целостности Грузии – может быть, после этого Саакашвили сам уйдет из власти", – подчеркнул Бобохидзе.

Примечательно, что никто из официальных лиц не критиковал Бобохидзе и не комментировал его заявление. Поэтому часть экспертов восприняла эти высказывания Бобохидзе /он является влиятельным представителем правящей партии "Единое национальное движение"/ как попытку властей прозондировать общественно-политическое мнение как в самой Грузии, так и в России. Часть грузинских политиков назвала это заявление пиаром властей, другие же отметили, что Саакашвили по собственному желанию никогда не уйдет в отставку.

С мая власти Грузии стали говорить о том, что готовы без всяких условий начать диалог с РФ с целью нормализации отношений на основе принципа территориальной целостности двух стран.

Сенсационным стало прозвучавшее 15 мая в Тбилиси заявление бывшего президента Польши Александера Квасьневского. Он сказал: "Глава МИД Грузии Григол Вашадзе сказал мне сегодня, что Грузия готова без всяких предварительных условий в любом месте и в любое время начать переговоры с Россией". В интервью тбилисской телекомпании "Рустави-2". Квасьневский назвал "эти слова главы МИД очень серьезным сигналом со стороны Грузии". "Об этом я скажу лидерам европейских стран, поскольку это очень важный сигнал для них. Европа может оказать серьезное содействие и помочь процессу начала переговоров между Грузией и РФ", – заключил экс-президент Польши.

Часть политиков в Грузии никак не могла поверить в то, что власти страны готовы без всяких предварительных условий начать диалог с РФ, и их сомнениям положил конец президент Саакашвили. 29 июня на заседании Совбеза страны он заявил: "Мы готовы вести диалог с Россией о нормализации двусторонних экономических, политических, дипломатических и, конечно, гуманитарных отношений на основе принципа территориальной целостности Грузии в рамках ее международно признанных границ, что, естественно, должно предусматривать возвращение всех беженцев из Абхазского и Цхинвальского регионов в родные дома независимо от национальности, восстановление их имущественных и гражданских прав". Саакашвили подчеркнул: "Власти Грузии не заинтересованы в конфронтации с Россией, мы хотим вести с переговоры с руководством РФ с учетом признания Грузии единым, суверенными, независимым государством, которое желает быть равноправным партнером РФ".

Впоследствии Саакашвили несколько раз повторил этот тезис. Так, 9 ноября он заявил, что Грузия "не желает конфронтации с Россией и готова к переговорам с ней без предварительных условий, если РФ будет говорить с Грузией как с суверенным государством". "Мы не желаем конфронтации с Россией, – сказал президент. – Если РФ проявит добрую волю к переговорам с Грузией, то мы без предварительных условий готовы к этим переговорам в любом месте и на любом уровне, если с нами будут говорить как с суверенным государством, у которого есть демократически избранная власть".

Между тем, значительная часть оппозиции и общественности заявляет, что несмотря на эти высказывания Саакашвили, нормализация отношений с РФ невозможна при нынешних властях Грузии. По их словам, с одной стороны, это невозможно из-за того, что нынешние власти исчерпали ресурсы для ведения диалога с РФ, а с другой стороны, из-за того, что сегодняшние руководители РФ не желают вести диалог с Михаилом Саакашвили. Эта часть оппозиции и общественности полагает, что в грузино-российских политических отношениях возник цейтнот, для выхода из которого понадобится немало лет.

Что же касается отношений двух стран в сфере культуры, транспорта, экономики, то они развиваются, несмотря на отсутствие дипломатических отношений и политических контактов на высшем уровне. Примером этого являются реализация в течение всего 2010 года целой программы чартерных авиарейсов между Москвой и Тбилиси, открытие КПП "Верхний Ларс" /Россия/ – "Казбеги" /Грузия/ и возобновление автомобильного движения между двумя странами через эти КПП. Примером этого является также проведение в Грузии минувшим летом Русско-грузинского поэтического фестиваля, в ноябре – Фестиваля российского кино в Грузии, выступления ряда грузинских коллективов в РФ и т.д. Многие граждане Грузии надеются на то, что рано или поздно удастся нормализовать отношения, что создаст условия для мирного воссоединения Грузии. Ряд грузинских политиков считают, что большую роль в этом процессе могут сыграть международные организации и США. Однако другая часть политиков полагает, что наиболее эффективным и правильным путем для нормализации отношений с Россией является прямой диалог, а не посредничество Запада.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Грузия   (104)