В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

З. Бжезинский о Польше и России ("Newsweek Polska", Польша)

– Имидж Польши в мире становится всё лучше. Запад убедился, что это современное государство с сильной экономикой, а также осмысленной политикой относительно Германии и России, – говорит профессор Збигнев Бжезинский

Newsweek: Господин профессор, в последнее время Россия исправляет свой имидж, отказывается от риторики силы, начинает дипломатическое наступление. Вспомним хотя бы недавний визит президента Дмитрия Медведева в Варшаву и Брюссель. Это обманчивые иллюзии или реальные перемены?

Збигнев Бжезинский: До определённой степени это серьёзные перемены, которые проистекают из трудной внутренней ситуации России. Финансово-экономический кризис последних трёх лет убедил московскую элиту, что Россия очень зависима от общей ситуации в мире, что экономике и обществу угрожает стагнация, коррупция и отсутствие модернизации.

Это, конечно, не означает, что Россия делает из этого выводы в вопросах функционирования демократии в этой стране или конституционного порядка. Однако русские начинают понимать, что их будущее в большой степени зависит от качества отношений с Западом.

- Какова сегодня реальная сила России в мире? Неоимперские амбиции могут тревожить, но есть ли реальный шанс возрождения державы масштаба Советского Союза?

– Повторения империи не будет. В то же время в долгосрочной перспективе у России есть шанс быть успешным государством, вследствие своих природных богатств и экономического потенциала. А также потому что у нее большая территория и умный и трудолюбивый народ. Вот только все эти элементы должны быть разумно использованы, что, к сожалению, в истории России не всегда было правилом.

- Но, однако, возможно ли возрождение сильного влияния России, по крайней мере, на постсоветской территории? Хотя бы на Украине, которая в последнее время повернула в сторону Москвы.

– Это очень больное место. Однако, я считаю, что сегодняшняя Россия уже не переварила бы Украину.

- Почему?

– Потому что Украина существует как независимое государство более 20 лет. Подумайте, как изменилась психика поляков между 1919 и 1939 годом. Обладание собственным независимым государством имеет колоссальное влияние на психику, особенно у молодых людей. Этот опыт, правда, невозможно полностью сравнить с польским, потому что в Польше национальное самосознание было значительно более развито.

Однако тот факт, что Украина 20 лет существует как независимое государство, имеет собственную территорию, армию, национальные цвета и даже – что имеет немалое значение – футбольные команды, которые весьма неплохо себя проявляют, создаёт ощущение личной идентификации с национально-государственным суверенитетом. Попытка повлиять на это или превратить Украину в страну-сателлит, а потом в часть империи, кончилась бы для России очень плохо.

- Вопрос только – думает ли подобным образом нынешняя элита власти в Киеве.

– Действительно, сейчас Украина слишком покорна по отношению к России, но формально она всё ещё независима и движется, быстрее, чем Москва, в сторону Запада. Благодаря этому она начинает тянуть Россию в сторону Запада, что выгодно Европе, а в особенности Польше.

- Есть ещё вопрос внутреннего расклада сил во власти в самой России. Как вы оцениваете роль президента Медведева? Есть ли у него шанс стать самостоятельным политиком или он только марионетка в руках проводящего неоимперскую политику премьера Владимира Путина?

– Все мы прекрасно знаем, каким образом Медведев оказался на троне. В то же время всё более очевидным становится тот факт, что президент начинает думать иначе, нежели Путин, во всяком случае, что касается будущего России. Впрочем, в российской элите это не исключительный случай. Но это не означает, что в ближайшем будущем политическая чаша весов склонится в пользу Медведева. Но совершенно ясно, что в России начинает происходить нечто важное. Эта тенденция является поводом для осторожного оптимизма в размышлениях о будущем этой страны.

- Пришло ли время для изменений в восприятии России самих поляков?

– Эти изменения уже происходят. Мы видим их в переговорах Бронислава Коморовского с Дмитрием Медведевым, видим также в – правда, весьма запоздалом – признании ответственности русских и лично Сталина за преступление в Катыни. Это также подтверждает, что в политике свою роль играет фактор времени. В последнее время позиция поляков по отношению к Германии изменилась кардинальным образом. Это не означает, что всё забыто, но исторические травмы всё более отдаляются от современного опыта поляков. И это нормальный исторический процесс.

- Может ли Польша по отношению к России проводить самостоятельную политику или же она должна быть лишь функцией нашего членства в Евросоюзе и НАТО?

– Ваш вопрос, собственно, заключает в себе ответ. Какая у нас возможность ведения самостоятельной политики? Экономический бойкот? Мы не будем поставлять товары в Россию? Или существует польское ядерное оружие, которое угрожает России? О чём, вообще, речь?

- Однако недавно мы имели у власти политиков, которые пытались – по крайней мере, на словах – жёстко вести себя с Россией.

– А также мы имеем политиков, которые хотят воевать одновременно с немцами и с русскими. Это рецепт ослабления отношений с Соединёнными Штатами.

- В какой степени явное изменение восприятия Польши и улучшение имиджа нашей страны являются следствием потепления между Москвой и Вашингтоном?

– Только до определённой степени. Значительно более существенной причиной этого изменения является убеждение, что демократия в Польше стабильная, истинная и всё более укоренившаяся. Что Польша – современное государство, в котором происходит далеко идущая модернизация. У неё экономика, которая, в отличие от всех других европейских государств, крепко стоит на ногах. Хотя, конечно, надо быть очень осторожным, размышляя о её будущем. Следует добавить внешнюю политику по отношению к немцам и русским, которая близка позиции большинства западных европейцев. Всё это влияет на улучающийся имидж Польши.

- Как нынешняя американская администрация видит роль Центрально-Восточной Европы в своей внешней политике? Многие считают, что знаменитая перезагрузка в отношениях между Москвой и Вашингтоном происходит за счёт нашего региона. Можно сказать, что мы слегка ревнуем, что нам не уделяется столько внимания, как во времена администрации Джорджа Буша.

– Детская ревность не может являться отправной точкой для ведения мудрой внешней политики. Требование, чтобы Америка постоянно представляла доказательства своей симпатии и любви, а также заинтересованности Центрально-Восточной Европой – это ребячество. Не подлежит никакому сомнению, что Польша – партнёр Соединённых Штатов. Партнёр, правда, неравноценный, потому что диспропорция между этими государствами, кажется, всем видна и понятна.

Но не будем забывать, что Америка ввела в НАТО не только Польшу, Чехию, Словакию и Венгрию, но также и прибалтийские страны. Это Америка поддерживает военные связи с Польшей, а Польша, в свою очередь, сотрудничает с США в Афганистане, а ранее – в Ираке. Так зачем же постоянно домогаться доказательств глубокой заинтересованности Центральной Европой? Факты говорят сами за себя.

- Может постоянное ожидание заинтересованности со стороны Вашингтона просто показывает польские комплексы и чувство собственной незначительности?

– Это уже вопрос психологии, а не дипломатии.

- В Польше, однако, достаточно распространено убеждение, что улучшение отношений России с США ослабляет нашу безопасность.

– То есть Польша чувствует себя в безопасности, когда Америка не в ладах с Россией, и в опасности, когда отношения улучшаются?

- Может, у нас это осталось со времён Рейгана.

– Но Рональд Рейган давно уже не является президентом, Европа не разделена, а Польша не является страной-сателлитом. В самом деле, трудно требовать, чтобы американская политика основывалась на такого рода комплексах.

- У Америки, наверняка, куда больше проблем, чем у нас. Означают ли последние перемены глобального масштаба, прежде всего рост значения больших развивающихся стран, таких, как Китай, Индия, Бразилия, Россия, конец доминирующей позиции Соединённых Штатов? Повсюду слышны тревожные утверждения, что время Америки подходит к концу.

– Перемены, действительно, происходят и имеют большое значение. Китай превращается в государство, доминирующее в целом регионе и претендующее на место глобальной державы. И весьма правдоподобно, что он ею станет. Это, однако, не значит, что Америку ждёт упадок. Америка играет и будет играть большую роль, и если посмотреть на статистику, то у Соединённых Штатов всё еще есть огромный потенциал.

- Несмотря на внутренние проблемы с гигантским государственным долгом и бюджетным дефицитом?

– Такие же проблемы существуют во многих странах. Китаю ещё надо преодолеть огромное социальное отставание. А Соединённые Штаты должны предпринять большие усилия для оздоровления своего строя и экономически-финансовой системы, о чём всё громче начинает говорить и начинает понимать такую необходимость американское общество. Это и есть тот потенциал, который Америка должна использовать.


Источник: "Голос России"
Оригинал публикации: "Nadszedł czas Polski"


 Тематики 
  1. Польша   (75)