Саммит НАТО пройдет с 19 по 20 ноября в португальской столице Лиссабоне, президент России Дмитрий Медведев уже принял приглашение, он примет участие во встрече на высшем уровне, в саммите Совета НАТО-Россия.
С момента восстановления военных отношений между РФ и Североатлантическим альянсом в начале этого года, стороны провели тесный диалог, а также установили сотрудничество по ряду вопросов. В сентябре т.г. прошла совместная конференция на уровне министров, в которой приняли участие министры иностранных дел стран НАТО и глава российского МИДа. В октябре вновь прошла встреча на высшем уровне: лидеры Франции, Германии и России обсудили вопросы, связанные с безопасностью. Очевидно, что Североатлантический альянс проявляет глубокую заинтересованность и неотложность в углублении и развитии двусторонних отношений. В этом году Генеральный секретарь НАТО Фог Расмуссен, высшие официальные лица США, один за другим, отмечали необходимость совместно с Россией создать европейскую систему ПРО. На встрече министров иностранных дел США и России, Хиллари Клинтон заявила о необходимости совместно с РФ «модернизировать механизм контроля над обычными вооружениями в Европе».
Главным для НАТО в предстоящем саммите является представить новую стратегическую концепцию, которая предусматривает идеи коллективной обороны одновременно с развертыванием ряда действий на территориях за пределами стран-членов альянса, сюда относятся военные дела, предотвращение кризисных ситуаций и распространение ядерного оружия. Акцент делается на глобальные функции НАТО. Очевидно, что Россия является препятствием в преобразованиях Североатлантического альянса, вместе с тем, прослеживаются противоречия по отношению к РФ в политиках стран-членов союза. Альянс нуждается в помощи России в борьбе с терроризмом и афганской войне. Это, наверняка, и есть главная причина стремления НАТО к сотрудничеству с Россией.
Однако Москва относится холодно и с осторожностью к этой «перезагрузке». Несмотря на то, что Россия также нуждается в улучшении отношений с Североатлантическим альянсом, говоря о действиях НАТО в прошлом или, рассматривая стратегический план организации сейчас, РФ сложно относится ко всему оптимистически и «радоваться».
Стратегические противоречия между НАТО и Россией привели к постоянным трениям в двусторонних отношениях. Система ПРО в Европе, расширение НАТО на Восток встретили противостояние со стороны Москвы. Война в Косово и российско-грузинское столкновение становились причинами кризисов в отношениях между РФ и организацией. Сейчас между Россией и Североатлантическим альянсом по-прежнему существуют противоречия стратегического характера, а путь решения их еще не найден. США и НАТО не произвели коренных изменений в политике по вопросам, которые в наибольшей степени беспокоят Россию. В докладе о новой стратегической концепции НАТО, который готовился небольшой группой экспертов под руководством бывшего государственного секретаря США Мадлен Олбрайт, в качестве главной задачи Североатлантического альянса выступает расширение сотрудничества со странами СНГ. Говоря о механизме военного контроля в Европе после встречи министров иностранных дел Совета НАТО-Россия, Хиллари Клинтон в свое время говорила, что США не согласны с предложением обсудить вопросы, связанные с заключением нового договора с Россией. Нынешний американский госсекретарь подчеркнула, что одним из принципов «Пакта об обычных вооруженных силах в Европе» является то, что Грузия и Молдова имеют право решать, размещать им или нет иностранные войска на своей территории. Фог Расмуссен также отчетливо отметил, что НАТО не считает нужным строительство новой системы безопасности в Европе, как того хочет Россия.
Что касается европейской системы ПРО, несмотря на то, что НАТО предоставило российской стороне план сотрудничества, генеральный секретарь альянса отметил, что система противоракетной обороны России и НАТО вряд ли сможет стать единой системой. Российская газета «Коммерсант» 10 ноября опубликовала интервью с представителем РФ в НАТО Дмитрием Рогозиным, в ходе которого он сказал, что Россия имеет свои требования по строительству системы ПРО, они же идут в разрез с идеями США.
Очевидно, что отношение Москвы к сотрудничеству с Североатлантическим альянсом в ближайшее время будет следующим: одновременно с участием в созданной «теплой» атмосфере, Россия будет «холодно» отвечать на все предложения организации. В таком случае предстоящий саммит в Лиссабоне не обязательно будет способствовать продвижению отношений между Россией и НАТО на новый уровень, как об этом заявлял Фог Расмуссен. Позиция министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова еще отчетливее свидетельствовала о том, что отношения между Россией и Североатлантическим альянсом в большей степени будут зависеть от новой стратегической концепции, которую примет организация. Если НАТО решиться взять на себя роль «мирового полицейского», то Россия будет не спокойна.
Источник: "Женьминь Жибао"
* * *
Китай и Россия намерены поднять на новый уровень дружественное сотрудничество между армиями двух стран
Китай намерен прилагать совместные усилия с Россией для подъема на новый уровень отношений дружественного сотрудничества между армиями двух стран. Об этом заявил 9 ноября заместитель председателя КНР, зампредседателя Центрального военного совета Си Цзиньпин во время встречи с главой Минобороны России Анатолием Сердюковым.
Си Цзиньпин высоко оценил китайско-российские межармейские дружественные контакты и сотрудничество. Он выразил надежду на то, что стороны приложат совместные усилия к подъему на новый уровень межармейского дружественного сотрудничества и таким образом обогатят содержание двусторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства.
Как отметил Си Цзиньпин, китайское правительство придает серьезное значение развитию отношений с Россией и надеется, что обе страны будут неизменно подходить к развитию двусторонних отношений со стратегических позиций, исходя из общих интересов, примут действенные меры по претворению в жизнь достигнутых лидерами двух стран договоренностей, активному расширению сотрудничества в разных областях и подъему на новый уровень двусторонних отношений стратегического взаимодействия и партнерства.
Зампредседателя КНР констатировал, что китайско-российские отношения получили всестороннее ускоренное развитие, новые и важные успехи были достигнуты в ходе двустороннего сотрудничества в разных областях. Непрерывно углубляется политическое взаимодоверие между странами, стороны поддерживают друг друга в вопросах, касающихся суверенитета, безопасности, развития и других важных интересов двух стран. Стороны также проводят тесную координацию в международных и региональных делах.
Сердюков, со своей стороны, констатировал, что при содействии лидеров двух стран российско-китайские отношения в последние годы сохраняют тенденцию быстрого развития. Россия готова прилагать совместные усилия с Китаем к претворению в жизнь консенсусов, достигнутых главами двух стран, непрерывному обогащению содержания практического сотрудничества и обменов между армиями и достижению новых успехов в межармейских отношениях.
Источник: "Женьминь Жибао"