В оценках ведущими экономистами среднесрочных перспектив мировой экономики в последние недели явно прибавилось пессимизма. Они не исключают повторения Великой депрессии. С наступлением октября в мировой экономике отчетливо обозначился поворот к худшему: значительно замедлились темпы экономического роста ведущих индустриальных стран Запада, в США зафиксирован всплеск безработицы, а валютные рынки вошли в новый период крупных потрясений.
При этом отмечен рост напряженности на мировом зерновом рынке, что грозит привести к возникновению в ряде регионов планеты продовольственного кризиса. Весенне-летний кризис суверенных облигаций зоны евро Евросоюза сменился нарастанием трудностей в экономике Соединенных Штатов. Одновременно усилились глобальные дисбалансы, возникшие в результате процесса деиндустриализации в США и беспрецедентного по своей скорости и мощи развития Китая.
Все говорит о том, что мир вошел в новый период нестабильности. Подлинным шоком для всего делового мира стали опубликованные 8 октября данные о ситуации на рынке труда США. В государственном секторе было ликвидировано 95 тыс. рабочих мест или почти в 20 раз больше, нежели ожидали специалисты. В частном секторе в сентябре были созданы 64 тыс. рабочих мест, что также значительно меньше ожидавшихся показателей.
Таким образом, официальный уровень безработицы в Соединенных Штатах остался на уровне 9,6 проц. При этом, как отмечает лондонский еженедельник "Санди таймс", если учесть те категории населения, которые не входят по разным причинам в официальную статистику, то размер безработицы составляет сейчас в США 17,1 проц. от самодеятельного населения страны.
"Неспособность администрации президента Барака Обамы решить ключевую экономическую проблему – растущую безработицу – говорит о том, что предпринимавшиеся в последние 3 года усилия Белого дома по преодолению нынешнего кризиса не привели к успеху", – заявил британский телеканал "Скай Ньюз".
В результате в деловом мире ожидают, что в ноябре Федеральная резервная система /ФРС/ США возобновит монетарную политику "количественного ослабления" – печатания необеспеченных активами долларов и приобретения на них американских суверенных облигаций и иных ценных бумаг, включая ипотечные закладные.
Тем самым Вашингтон вынужден сейчас прибегать к мерам, которые уже были использованы на начальной стадии нынешнего кризиса – летом-осенью 2008 года – и не дали долгосрочных позитивных результатов.
При этом рынки располагают информацией, что ФРС рассматривает вариант эмиссии 1 трлн долларов на цели стабилизации американской экономики. Столь крупная сумма объясняется, в том числе, опасениями главы ФРС Бена Бернанке относительно возможной дефляции в экономике США – – затяжного и повсеместного падения цен. В результате, ведущие аналитики прогнозируют дальнейшее падение обменного курса доллара в течение 2011 года. Ряд специалистов также не исключает, что излишне энергичная борьба ФРС с дефляцией приведет в ближайшие годы к гиперинфляции в экономике США.
Частично именно этими сценариями был обусловлен вызвавший в деловом мире сенсацию недавний прогноз одного из крупнейших финансистов Уолл-Стрита Джона Полсона о том, что в ближайшее время цена тройской унции золота выйдет на уровень 2,4 тыс. долларов, а затем до 4 тыс. долларов.
На фоне нарастания новых трудностей сейчас становится ясно, что за минувшие три года Западу не удалось в достаточной мере стабилизировать свой банковский сектор, который изначально и стал причиной нынешних глобальных потрясений. Как заявил на минувшей неделе известный американский финансовый аналитик Крис Вален, "банки США вошли в новый период кризиса, когда растущие операционные расходы увеличивают опасностью дефолтов и крахов". По его мнению, на сегодняшний день "мы прошли лишь 25 проц. пути из банковского кризиса". В свою очередь, эксперты МВФ в последнем Докладе по глобальной финансовой стабильности /Global Financial Stability Report/ подсчитали, что в ближайшие 2 года перед странами Евросоюза и США стоит задача найти 4 трлн долларов для поддержания нормальной работы своей финансовой и банковской систем.
Согласно их выводам, банковский сектор Запада "по- прежнему остается ахиллесовой пятой мировой экономики". "Мировая глобальная финансовая система продолжает находиться в фазе значительной неопределенности и является слабейшим звеном в процессе экономического оздоровления", – отмечают специалисты МВФ.
Западные банки в течение последних трех лет решают задачу списания обесценившихся активов на сумму около в 1,7 триллионов долларов. Однако им еще предстоит пережить новый шок – в предстоящие 2 года банки должны найти 4 триллионов долларов для того, чтобы рефинансировать собственную задолженность, подчеркивается в докладе.
В деловых кругах сейчас называют более значительную сумму возможных потерь западных банков: 20 – 40 трлн долларов. При этом некоторые банки скрывают размеры находящихся на их счетах обесценившихся бумаг с тем, чтобы продолжать получать государственную помощь, отмечает в этой связи радиокомпания Би-би-си.
Нынешние нарастающие трудности в экономике США привлеки к усилению атак Вашингтона на экономическую и валютную политику Китая. "Первоначальные успехи мировой экономики по выходу из нынешнего кризиса сейчас подрываются недостаточным прогрессом в расширении внутреннего спроса в странах с крупным положительным сальдо внешней торговли и занижением некоторыми государствами курсов своих национальных валют", – заявил 9 октября министр финансов США Тимоти Гайтнер.
Как отмечает британская радиокомпания Би-би-си, мировая экономика оказалась сейчас свидетелем быстрого нарастания противоречий между США и Китаем, которые имеют вид "валютных войн". Вашингтон считает, что созданные Китаем валютные запасы в размере 2,5 трлн долларов, что представляет собой 30 проц. от их общего объема за пределами США, создают угрозу долгосрочным позициям американской валюты и экономике Соединенных Штатов в целом. "Излишнее накопление рядом государств валютных резервов в огромным объемах является причиной серьезных перекосов в международной монетарной и валютной системах", – отметил Тимоти Гайтнер.
Известный американский финансист Джордж Сорос был еще более откровенен в оценке создавшегося сейчас положения. Китаю следует в самое ближайшее время отказаться от жесткой привязки курса своей национальной валюты к доллару США и ввести плавающий курс юаня, заметил он. "Сейчас в мировой экономике создалась особая ситуация, когда Китай фактически контролирует мировую валютную систему", – сказал Сорос. Достигается это, по его словам, двумя путями: контролем Китая над обменным курсом юаня и банковскими депозитными счетами, а также наличием у Пекина огромных резервов иностранной валюты, в первую очередь, долларов США.
"Подобное положение создает в мировой экономике сильные дисбалансы, которые должны быть ликвидированы", – подчеркнул Сорос. Касаясь природы данных дисбалансов, он отметил, что они являются следствием слишком значительного и устойчивого позитивного торгового баланса Китая и крупных и продолжающих расти бюджетного дефицита и государственной задолженности США. "Данная ситуация долго продолжаться не может", – заявил финансист. "Дисбалансы должны быть ликвидированы за счет расширения внутреннего спроса в Китае и увеличения объемов экспорта из США", – заметил Сорос. По его словам, достичь этого можно лишь путем ревальвации юаня и введения его свободной котировки.
Однако данный процесс ликвидации дисбалансов следует проводить осторожно. "Если мгновенно увеличить курс юаня на 20 проц., то возникнут серьезные проблемы в китайской экономике и социальной жизни, чего следует избегать", – подчеркнул Сорос."Однако экономика и социальные структуры КНР способны вынести 10-центное повышение обменного курса юаня в течение года. Таким образом, в ближайшие два года можно провести необходимое восстановление баланса в мировой экономике и ревальвировать юань на 20 проц.", – заметил Сорос.
Однако Пекин немедленно и негативно отреагировал на попытки усиления давления на него в связи с валютной политикой. Китай не будет прибегать к политике валютной "шоковой терапии", так как это "станет опасным шагом", заявил 8 октября глава Центрального банка КНР Чжоу Сяочуань. Он также отметил, что национальная валюта страны юань "будет постепенно укреплять свои позиции". Чжоу Сяочуань подчеркнул, что Китая "продолжит проводить политику по увеличению внутреннего спроса и расширению социальных программ". Он подчеркнул, что КНР "реализует реформу валютной системы страны, однако делает это осторожно и постепенно". Данная позиция была поддержана и другими китайскими руководителями финансового блока.
Внешнее давление на Китай с целью заставить его ревальвировать юань способно оказаться "контрпродуктивным". Об этом заявил советник руководства Народного банка КНР Ли Даокуи. Пекин"готов к дискуссиям относительно юаня и имеет намерение проводить постепенное повышение его обменного курса", – заметил Ли. "Однако никто в мире, включая американцев, не пойдет на шаги, которые навязываются извне", – сказал он, подчеркнув, что "подобное давление является контрпродуктивным". По словам Ли Даокуи, Китай "очень недоволен" попытками заключить международное валютное соглашение, направленное против юаня. Он напомнил, что принятое в 1985 году Соглашение "Плаза" о скоординированном снижении курса доллара США относительно японской йены, привело к созданию для Токио "значительных экономических проблем".
Неудачной оказалась и попытка убедить Китай поставить свою валюту под международный мониторинг на завершившейся в минувшие выходные годовой конференции МВФ. Как стало известно, руководство МВФ не смогло во время заседания в Вашингтоне 9 октября заручиться необходимой поддержкой для своей инициативы по "системной стабилизации" мирового валютного рынка.
Данная инициатива, которая, в том числе, предлагает ввести жесткий мониторинг обменных курсов валют ведущих экономических держав, была холодно встречена рядом стран с быстро развивающимися рынками. Как заявил глава МВФ Доминик Стросс-Кан, в сегодняшнем мире еще не сложились все необходимые условия для того, чтобы заключить международное соглашение о координации валютных курсов. "Я не думаю, что сейчас существуют настроения выработать новый договор, аналогичный соглашению "Плаза", – заключил глава МВФ.
Одновременно он заметил, что появившееся в последние недели на мировых финансовых рынках утверждение о начале "валютных войн" между развивающимися государствами и индустриальными странами Запада "излишне милитаризовано в своей лексике". "На валютных рынках существует определенное напряжение, однако, говорить о войне не следует", – считает Стросс-Кан.
Поскольку странам Запада не удалось на годовой встрече МВФ поднять вопрос о соотношении курсов, данная проблема переносится на саммит финансовой"двадцатки", который состоится в Сеуле 11 – 12 ноября.
При этом, отмечает Би-би-си, нынешнее экономическое давление Вашингтона на Пекин сейчас начинает приобретать геополитическое измерение: США приступили к мобилизации своих союзников в Юго-Восточной Азии на возможное противостояние в будущем с КНР.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.