За последние годы термин «евроскептицизм» довольно прочно вошел в международный политический дискурс. Существует ли общепринятое определение этого термина? В рамках каких существующих политико-идеологических течений развивается скептическое отношение к ЕС и отдельным аспектам его политики? Можно ли рассматривать евроскептицизм как реально существующую или зарождающуюся транснациональную идеологию? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть основные сферы употребления данного термина, его понимание в научной среде, а также приверженность антиинтеграционным идеям конкретных европейских политических партий и их общеевропейских объединений.
Анализ публикаций в прессе позволил сделать вывод, что данный термин употребляется в основном в следующих значениях и политико-исторических контекстах:
– скептическое отношение к процессам европейской интеграции в Великобритании. Под евроскептицизмом понимается как неприятие членства страны в Европейском Союзе, так и политика ограниченного участия в европейских интеграционных процессах: ограниченное участие в Шенгенском соглашении и сохранение национальной валюты;
– негативное отношение к идее вступления в ЕС в странах-кандидатах (официальных и неофициальных). Особенно ярко евроскептицизм проявился перед расширением 2004 года в некоторых странах Восточной Европы. Сегодня данная форма евроскептицизма существует в странах, имеющих весьма туманные перспективы на данное политическое и экономическое объединение, например, в Турции, Молдове, на Украине;
– неприятие населением и некоторыми политическими силами многих стран ЕС (Дания, Великобритания, Польша, Франция и Нидерланды) проекта общеевропейской конституции 2004 года, вылившееся в политический кризис, который закончился подписанием Лиссабонского договора в 2009 году;
– резкая критика в адрес экономической политики ЕС, связанная с глобальным экономическим кризисом, начавшимся в 2008 году, и наиболее сильно затронувшим Испанию, Португалию, Грецию и страны Балтии. Необходимость экономической помощи этим странам привела к популярности евроскептицизма в странах-донорах, а неоказание помощи – в самих этих странах.
Формы и причины появления евроскептицизма не исчерпываются данным списком и могут быть самыми различными. Можно ли в таком случае концептуализировать данное понятие? В данной связи ценными представляются исследования Катарины Сёренсен (Catharina Sørensen), Пола Таггарта (Paul Taggart) и Алекса Щербяка (Aleks Szczerbiak). Сёренсен определяет евроскептицизм, как неодобрительное отношение к ЕС в целом или к какой-то отдельной сфере его деятельности (аспекту развития) в частности. Для того чтобы уточнить столь широкое определение, она выделяет четыре номинальных типа евроскептицизма. Первый тип – экономический – свойственен тем, кто не видит экономической выгоды для своей страны от участия в ЕС. Основной проблемой для сторонников евроскептицизма второго типа является проблема государственного суверенитета. В целом отношение к ЕС как к экономическому интеграционному объединению может быть положительным, однако любые попытки придать Союзу наднациональный политический характер отвергаются. Третий тип – демократический – связан с проблемой дефицита демократии в структурах ЕС. Негативное отношение к Евросоюзу вызвано не экономическими причинами и не боязнью потери государственного суверенитета, а тем фактом, что Европейский парламент – единственный напрямую избираемый орган ЕС, который к тому же имеет слишком мало полномочий. В этом случае главная причина негативного отношения к ЕС – его институциональное несовершенство. Сторонники евроскептицизма четвертого – социально-политического – типа являются представителями левых политических сил. Критика ЕС с их стороны вызвана его недостаточной социальной направленностью.
Таггарт и Щербяк предлагают иную классификацию евроскептицизма, которая, впрочем, не противоречит, а дополняет представленную выше. Основным критерием для них является степень «неодобрительного отношения» к ЕС. Представители «жесткого» евроскептицизма выступают в принципе против ЕС и европейской интеграции, а также против членства своей страны в Евросоюзе во имя национальных интересов. Сторонники «мягкого» евроскептицизма являются противниками или критиками лишь отдельных аспектов деятельности ЕС. Некоторые из них также апеллируют к уважению национальных интересов, однако, в рамках общеевропейского интеграционного объединения.
Теоретически сторонниками евроскептицизма могут быть представители самых различных политико-идеологических течений: левым подойдет социально-политический тип, либералам – демократический, а консерваторам – основанный на суверенитете или экономический. Партии любой политической направленности могут выступать как против европейской интеграции по тем или иным причинам, так и за нее. Таким образом, говорить о евроскептицизме, как об оформившейся политической идеологии не представляется возможным – разные политические силы могу вкладывать различный смысл в это понятие и быть «евроскептиками», оставаясь принципиальными идеологическими противниками.
Данный тезис, однако, не находит подтверждения в практических политологических исследованиях. Пол Стэтхэм (Paul Statham) в 2008 году исследовал межпартийную полемику в семи европейских странах (Великобритании, Франции, Германии, Нидерландах, Италии, Испании и Швейцарии) для того, чтобы проверить гипотезы о связи евроскептицизма с идеологической ориентацией крупных политических партий и его современном развитии. По результатам анализа партийных дебатов он пришел к выводу, что на транснациональном уровне происходит смещение от проевропейских позиций в сторону евроскептицизма. Единственным исключением является Великобритания, где традиционно популярные антиинтеграционные идеи постепенно сдают позиции. На уровне отдельных партий наблюдается достаточно четкое идеологическое разделение: левоцентристские и либеральные партии придерживаются гораздо более проевропейских позиций по сравнению с правоцентристскими партиями. Наиболее последовательными сторонниками евроскептицизма являются четыре правые и правоцентристские партии: Швейцарская народная партия, британская Консервативная партия, итальянская партия (на момент проведения исследования коалиционное объединение) Народ свободы и баварский Христианско-социальный союз. Эти партии (кроме Швейцарской народной партии) не являются противниками членства своих стран в ЕС, но их приверженность идеям «мягкого» евроскептицизма позволяет считать последний важным аспектом современной консервативной идеологии в целом ряде европейских стран.
Крупные правоцентристские партии чаще всего не декларируют свою приверженность принципам евроскептицизма в своих документах. Правые и ультраправые политические силы, напротив, открыто выступают против членства своих стран в ЕС или дальнейшего развития европейской интеграции. На современной политической арене крупных партий антиинтеграционной направленности не так много, но и мелким партиям, часто не имеющим представительства в национальных парламентах, удается заявить о себе не только через СМИ, но и при помощи общеевропейской площадки – Европейского парламента. Ярким примером может служить Партия независимости Соединённого Королевства (UKIP), которая получила по итогам выборов 2009 года 13 мест в этом институте ЕС – больше, чем либеральные демократы и столько же, сколько лейбористы. В Европейском парламенте сегодня существует два наднациональных объединения евроскептиков. Наиболее радикальное из них – «Европа за свободу и демократию» – включает помимо указанной выше UKIP еще восемь консервативных антиинтеграционных партий из Италии, Франции, Греции, Дании, Литвы, Нидерландов, Словакии и Финляндии. Несмотря на то, что они в отличие от UKIP не выступают за выход своих стран из ЕС, именно евроскептицизм (как аспект национал-консерватизма) является идеологией этой фракции.
Правые и правоцентристские партии представлены в Европарламенте фракцией Европейских консерваторов и реформистов и Европейской народной партией. Одним из ключевых различий между этими фракциями является их отношение к ЕС: Европейская народная партия стоит в целом на проевропейских позициях, а Европейские консерваторы и реформисты выступают против федерализации ЕС и фактически являются сторонниками «мягкого» евроскептицизма. В данное объединение входят, в том числе и такие крупные партии, как британская Консервативная партия, польская партия Право и справедливость и чешская Гражданская демократическая партия. Таким образом, и для целого ряда крупных европейских консервативных партий евроскептицизм является важным аспектом идеологической ориентации.
Можно утверждать, что в теоретическом плане евроскептицизм нельзя считать ни оформившейся политической идеологией, ни аспектом какого-либо существующего идеологического течения. Евроскептицизм может существовать в самых различных формах и находить своих сторонников среди самых различных политических сил. На практике же евроскептицизм существует и развивается сегодня в рамках консервативной и ультраконсервативной идеологии, что особенно ярко проявляется на общеевропейском уровне. Именно евроскептицизм является идеологической основой сотрудничества целого ряда правых партий в рамках ЕС. В этой связи его можно определить как важный транснациональный аспект современного европейского консерватизма.
Источник: "Восток-Запад "