Давний территориальный спор между Токио и Пекином из-за принадлежности группы необитаемых островов в Восточно- Китайском море, которые в Японии называют Сенкаку, а в Китае – Дяоюйдао, в последнее время перешел в активную фазу. Внешнеполитические ведомства обеих стран в очередной раз обменялись заявлениями, подтвердившими, что и Япония, и Китай считают острова своей территорией. Однако Пекин, похоже, стремится к расширению границ давнего территориального спора, хотя пока делает это сугубо неофициально.
Острова Сенкаку, которые Пекин оспаривает у Токио, перешли под контроль Японии в 1895 году вместе с Тайванем в качестве контрибуции после победы в войне с императорским Китаем. После Второй мировой войны они находились под американской оккупацией, а затем США передали их Японии. Отказ последней от прав на Тайвань, по мнению Пекина, должен распространяться и на Сенкаку. КНР считает эти острова такой же "неотъемлемой частью" своей территории, как и Тайвань.
Япония контролирует эти острова де-факто и неоднократно подтверждала, что готова защищать их вплоть до применения военной силы. Подобные декларации вызывают все большее раздражение Пекина, в официальных заявлениях и комментариях которого, в свою очередь, звучат весьма угрожающие ноты. Например, в марте этого года представитель МИД КНР Цинь Ган не только в очередной раз сказал, что "острова Дяоюйдао и прилегающие островки являются неотъемлемой частью китайской территории с древнейших времен", но и добавил, что любые действия Японии в этом районе будут "посягательством на китайскую территорию", что они "незаконны и не имеют силы". В конце мая его коллега Ма Чжаосюй, повторив официальную формулировку о том, что "Китай обладает неоспоримыми суверенными правами на эту территорию", предупредил Токио: "Японо-американский договор о безопасности, будучи двусторонним соглашением, не должен угрожать интересам Китая и третьих стран".
Эти слова стали ответом МИД КНР на "разъяснение" японской стороны о том, что в случая возникновения вооруженного конфликта из-за принадлежности островов Сенкаку, США будут обязаны вмешаться и оказать помощь Японии согласно существующему между странами договору безопасности. Администрация Джорджа Буша-младшего несколько раз подтверждала свою готовность к подобным действиям в случае критического развития событий. В середине августа в японских СМИ начала циркулировать информация о том, что его преемник Барак Обама решил исключить спорные острова из сферы действия двустороннего договора и сообщил об этом Токио, где эти слухи закономерно вызвали сильное волнение. Однако уже через несколько дней пресс-секретарь японского МИД Кацуо Кодама официально подтвердил репортерам, что "действие договора безопасности распространяется на острова Сенкаку".
"Мы не получали из США сообщений о том, что они меняют свой курс, – разъяснил высокопоставленный дипломат.– С приходом администрации Обамы не произошло никаких изменений".
Токио и Пекин не в первый раз обмениваются подобными заявлениями на официальном уровне. Однако внимание японских аналитиков и журналистов привлек неожиданный, на первый взгляд, факт, что начиная с 2006 года китайские историки все чаще заявляют об "исторических правах" своей страны уже на весь архипелаг Рюкю, который входит в состав Японии в качестве префектуры Окинава. Отметив, что подобные высказывания имеют сугубо неофициальный характер, ведущая японская газета "Майнити", посвятившая данному вопросу большой обзорный материал, указала, что за последние 4 года в КНР издано не менее 20 книг, развивающих тезис о том, что "Китай до сих пор имеет права суверенитета на Окинаву". С течением времени количество таких утверждений только увеличивается, подчеркнула газета.
Ссылаясь на то, что располагавшееся на архипелаге независимое княжество Рюкю исторически находилось в вассальных отношениях с императорским Китаем, китайские ученые пытаются поставить под сомнение с точки зрения международного права законность вхождения княжества в состав Японской империи, окончательно оформленного договором в 1879 году. Этой теме был посвящен специальный симпозиум, прошедший в Пекине в декабре прошлого года. С основным докладом на нем выступил один из наиболее активных пропагандистов такой точки зрения – профессор Пекинского университета Сюй Юн , признанный специалист по истории международных отношений в регионе. Внимание "Майнити" привлек и тот факт, что Сюй Юн – участник существующего уже несколько лет Японо-китайского комитета историков, созданного по решению правительств обеих стран в качестве попытки урегулирования болезненных проблем двусторонних отношений, оставшихся от "темного прошлого".
Декларации такого рода не совпадают с официальной позицией Пекина, который претендует только на Сенкаку. Однако тезис о китайских суверенных правах на Окинаву неожиданно – или ожидаемо? – перекликается с некоторыми довоенными работами "великого кормчего" Мао Цзэдуна, в которых говорилось о "захвате империалистической Японией многих китайских территорий". Архипелаг Рюкю теперь открыто называют одной из них. Следует отметить, что подобные высказывания делались до войны и некоторыми китайскими националистами, а сохраняющаяся на Тайване конституция довоенного Китая включает в пределы его государственных границ не только нынешнюю Монголию, но и часть российской территории.
"В Китае все громче раздаются голоса, требующие "вернуть Окинаву"",– делает вывод "Майнити". Отвечая на вопросы ее корреспондентов, японские историки осторожно высказали мнение, что такие заявления "не улучшают двусторонние отношения", даже если они не имеют официального характера. Вместе с тем, аналитики отмечают, что призывы академических кругов "вернуть Окинаву" или как минимум подтвердить суверенитет Пекина над ней вряд ли могли прозвучать в Китае без санкции высшего партийного и государственного руководства. Возможно, это является частью пропагандистской кампании, призванной решить менее "масштабный" спор об островах Сенкаку в пользу Пекина, считают эксперты.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.