В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Ливан: кризис на подходе

Генеральный секретарь "Хезболлах" шейх Хасан Насрулла продолжает "стратегию подталкивания Ливана к краю пропасти". Еженедельник "Аль-Ватан аль-Араби" спешит подогреть страсти и уже рассказывает читателям о том, как шиитская группировка "захватит власть". Переворот описывается в таких подробностях, что не остается никаких сомнений в достоверности сведений издания. Ливанская армия сохранит нейтралитет и не будет препятствовать действиям сторонников "Хезболлах". Аунисты из Свободного патриотического движения /СПД/ и их союзники обеспечат спокойствие в христианской зоне. Лидер друзов Валид Джумблат гарантирует свободу перемещения вглубь горных районов, спускающих в долину Бекаа.

Алауиты и просирийские суннитские фракции на севере страны попытаются нейтрализовать наиболее радикальных сторонников "Аль- Мустакбаль". Перед угрозой превращения Ливана в "Республику Дахия" /по имени шиитского пригорода Бейрута/ премьер- министру Сааду Харири, чтобы сохранить власть, не останется ничего, кроме как обратиться за помощью к соседней Сирии. А следом, возможно, повторится и сценарий 1976 года, когда сирийские войска вошли в Ливан, дабы защитить христиан от палестинцев и прогрессистов. На этот раз их спасительная роль будет сведена к обеспечению безопасности суннитского правящего класса и саудовских интересов.

Новым кризисом повеяло в Ливане сразу после принятия Советом Безопасности ООН дополнительных санкций против Исламской Республики. Хотя правительство как будто одобрило консолидированное решение о том, чтобы воздержаться при голосовании в Совбезе, тем не менее, уже тогда, два месяца назад, подтвердились прогнозы, что ливанская арена станет региональной площадкой, где противостоящие стороны будут "демонстрировать бицепсы". Повод подвернулся: французские военнослужащие, выполняющие роль формирований быстрого реагирования в составе войск ООН, провели учения в ряде южных населенных пунктов, продемонстрировав, как эффективно они будут действовать в случае экстренных обстоятельств. Сторонникам "Хезболлах" пришлось не по нутру появление в их пределах иностранных солдат. В Тибнине, Тулине и Кабрихе в парашютистов полетели камни. Поползли тут же слухи о том, что Временные силы ООН в Ливане /ВСООНЛ/ изменят тактику поведения и якобы за океаном уже разработан сценарий отправки в Ливан вспомогательных контингентов НАТО в поддержку "голубых касок". Вице-спикер Фарид Маккари тогда расценил атаки на ВСООНЛ как хорошо организованную акцию. "Это четкий сигнал о том, какая последует реакция в случае прогресса в работе Спецтрибунала ООН по Ливану в Гааге", – заявил он. "Следует сожалеть не о том, что был разоружен патруль миротворцев, а о том, что Ливан в конце концов может остаться без интернационального прикрытия", – сказал Маккари. Газета "Ан-Нахар" привела мнение члена руководства движения "Аль-Мустакбаль" Мустафы Аллюша, в котором бывший депутат указал на "прямую причастность к провокациям Ирана и "Хезболлах". По его словам, "ливанское досье тесно связано с региональными проблемами, и единственной силой, которая могла бы привести в движение людей в Южном Ливане, является Иран".

Прошло три недели, и шейх Насрулла "взорвал новую бомбу". Он вдруг вспомнил, что премьер Харири говорил ему еще в мае, перед отбытием в Вашингтон о том, что "недисциплинированные члены" из шиитской группировки окажутся в числе подозреваемых по делу убийства его отца Рафика Харири. Учитывая, что вердикт будет вынесен осенью, а возможно, уже в сентябре, генсек "Хезболлах" начал продуманную кампанию телевыступлений, посвященных нависшей над Ливаном "опасности религиозной смуты". По его сведениям, СТЛ готовит вердикт, который обвинит в общей сложности 50 членов шиитской группировки в причастности к "преступлению века". На этот "израильский заговор", направленный против сил сопротивления, угрожал он, "Хезболлах" ответит повторением событий 7 мая 2008 года в Бейруте "в семидесятикратном масштабе". Два год назад сторонники и союзники шиитской группировки в течение одной ночи установили контроль над Западным Бейрутом после посягательств кабинета Фуада ас-Синьоры на автономную телекоммуникационную сеть "Хезболлах" и смещение лояльного ей начальника службы безопасности в аэропорту.

Правящие круги не могли пропустить прямой выпад в их адрес. Последовал ряд ответных жестких заявлений, обвиняющих шейха Насруллу в стремлении дестабилизировать обстановку в стране. Однако шиитский политик не угомонился и продолжал готовить общественное мнение к неизбежности того, что "Хезболлах" окажется на скамье подсудимых в Гааге после того, как "сфабрикованные подозрения в адрес Сирии были признаны несостоятельными". У Насруллы нашлись защитники из числа радикальных фракций, которые назвали союзные Харири Ливанские силы /ЛС, бывшие христианские полувоенные формирования/ израильской "пятой колонной".

Возросшая политическая напряженность в Ливане подвигла к экстренным посредническим усилиям Саудовскую Аравию и Сирию. Король Абдалла ибн Абдель Азиз и президент Башар Асад предприняли беспрецедентную "противопожарную акцию", прибыв 30 июля в Бейрут на одном самолете после переговоров в Дамаске. Сирийско-саудовский демарш, как показалось, восстановил спокойствие. По итогам саммита с участием президента Мишеля Сулеймана было принято краткое коммюнике с призывом к ливанским политическим силам "полностью отказаться от насилия при решении внутренних проблем". "Необходимо поставить интересы государства выше узких конфессиональных рамок, а для улаживания разногласий использовать исключительно конституционные институты", – отмечалось в документе. Саудовский монарх и сирийский президент встретились со всем ливанским политическим бомондом – членами правительства национального единства, главами парламентских фракций, религиозными и партийными вождями, подчеркнув "первостепенность сохранения гражданского мира и согласия в Ливане". Однако "исторического рукопожатия" между королем Абдаллой и шейхом Насруллой, которое предсказывали ливанские газеты "Ан- Нахар" и "Ас-Сафир", так и не состоялось. Не были приглашены во дворец Баабду основные антисирийские фигуры – председатель партии Катаиб, бывший президент Амин Жмайель и глава ЛС Самир Джааджаа. Как отметила политолог из "Орьян- жур" Скарлет Хаддад, "саммит ослабил политическое напряжение в Ливане, но не решил коренным образом проблемы, поскольку механизм судебного процесса уже запущен, и его невозможно остановить". В свою очередь, министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем однозначно заявил, что проведение трибунала "разрушит Ливан".

Израильским "подарком" к трехстороннему саммиту в Баабде стал репортаж первого канала местного телевидения. В нем было названо впервые главное действующее лицо в подготовке покушения на Рафика Харири – Мустафа Бадреддин, имя которого, согласно утечки информации, будет фигурировать в обвинительном вердикте канадского прокурора Даниэля Бельмара. "Правая рука" погибшего два года назад командира "Хезболлах" Имада Мугнии руководит после него оперативным штабом шиитской вооруженной милиции. Понятно, что лицо такого уровня как Бадреддин едва ли можно определить в ряды "недисциплинированных членов".

Передышка после саммита в Баабде оказалась намного короче, чем предполагалось. Вооруженный инцидент на границе 3 августа внес новые коррективы в ситуацию и серьезно озадачил как Израиль, так и Соединенные Штаты. Сама по себе перестрелка была непродолжительной, но в ходе нее погиб израильский подполковник, командир танкового батальона, что заставило израильских военных аналитиков сделать вывод "о преднамеренной провокации" с ливанской стороны и непосредственной причастности к ней сторонников "Хезболлах", "проникших в ряды ливанской армии". Израиль потребовал от США немедленного прекращения военной помощи Ливану, и спустя неделю Конгресс действительно заблокировал выделение на эти цели 100 млн долл. Однако, ливанцы нисколько не были обескуражены. Президент Сулейман лично направился в пограничный с Израилем район, откуда сделал заявление, поддержанное всеми политическими силами. Глава государства подтвердил, что вооруженным силам принадлежит "первая и основная роль в защите национального суверенитета". Поэтому, по его словам, "армия должна обладать оружием, которое не позволит самолетам противника наносить удары по ливанской территории". Сулейман призвал развернуть национальную кампанию по сбору средств на перевооружение ливанских войск с тем, чтобы они были экипированы "все необходимым". Такое заявление, по словам комментатора "Ан-Нахар" Рузаны Бумунсеф, означало по существу "вступление в силу новой оборонной стратегии".

Примечательно, что 11-й бригадой, которая участвовала на днях в перестрелке с израильтянами, в начале 1970-х годов командовал сам Сулейман. Он посетил казармы военнослужащих в Кфар Дуниме и побывал на передовых позициях. Х.Насрулла в своей реакции на отважные действия ливанских военнослужащих подчеркнул, что "Хезболлах", верная доктрине "армия, народ, сопротивление", перед лицом израильской агрессии передает в распоряжение армейского командования "весь свой потенциал".

Решимость президента Сулеймана была оценена в Тегеране. Министр иностранных дел Исламской Республики Манучехр Моттаки заявил о готовности "удовлетворить любую просьбу ливанской стороны о поставках оружия". В свою очередь, американский посланник Фредерик Хофф, прибывший в Бейрут для зондирования ситуации, предупредил командующего Жана Кахваджи о последствиях согласия на принятие иранской военной помощи. Посол Ирана, напротив, предложил ливанскому правительству заключить с Тегераном военное соглашение по типу того, которое было подписано с американцами.

Итогом пограничной дуэли стало заявление заместителя министра обороны Дани Аялона, который дал понять, что израильское командование "изменит отношение к ливанским военным, если они будут продолжать проявления враждебности". Он отметил при этом опасные масштабы "хезболизации" ливанских вооруженных сил. "Разница между ливанской армией и шиитской милицией стала совсем незначительной", – подчеркнул Аялон.

События в Ливане, несмотря на жаркое лето и "мертвый" политический сезон, приобретают все более стремительный характер. В интервью еженедельнику "Аль-Усбу аль-Араби" генеральный секретарь СПД Ибрагим Канаан попытался оправдать защитные демарши "Хеболлах", всколыхнувшие всю страну. "Мы не можем требовать от них сидеть сложа руки и дожидаться уготованного сценария. В положении "Хезболлах" нельзя оставаться в роли пассивного наблюдателя и следует принимать упреждающие шаги", – отметил он. В последнем своем выступлении перед рамаданом шейх Насрулла попытался перенести ответственность за убийство Рафика Харири на Израиль. Долго готовившееся "разоблачение", которое сопровождалось показом фото- и видеоматериалов, однако, не вызвало, вопреки ожиданиям, "политического землетрясения" в Ливане.

Прямых доказательств Х.Насрулла не представил, но указал, что израильские беспилотники отслеживали на протяжении длительного времени все перемещения кортежа видного ливанского политика, а в день убийства в небе над Ливаном летал самолет дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС. Только израильские спецслужбы, согласно его утверждению, были в состоянии осуществить "такой план убийства", в частности, вывести из строя уникальную компьютерную систему, предупреждающую о нахождении на пути следования взрывчатки, которой обладала охрана Харири. Кроме того, как сказал шейх Насрулла, на бейрутской набережной, где погиб экс-премьер, был замечен раскрытый позднее израильский агент Гассан аль-Джедд, которому удалось в 2009 году бежать из страны.

С.Харири проигнорировал доводы вождя "Хезболлах", а возглавляемое им движение "Аль-Мустакбаль" подтвердило "доверие к СТЛ как единственной общепризнанной судебной инстанции", ведущей расследование обстоятельств гибели его отца. М Аллюш констатировал, что "анализ Насруллы вряд ли пригодится международным следователям, поскольку в нем нет конкретных улик". В то же время предводитель СПД генерал Мишель Аун заявил, что представленные Насруллой факты "дают достаточно оснований для начала повторного расследования убийства Рафика Харири".

Газета "Аль-Лива" связала пропагандистскую кампанию лидера "Хезболлах" против Спецтрибунала ООН в Гааге "с иранской региональной игрой". По ее мнению, Тегеран "показывает Западу, что Ливан находится сфере его влияния, и в ответ на усиление давления иранцы способны пошатнуть там в любой момент стабильность". Видный ливанский аналитик Керим Пакрадуни полагает, что правительство не сможет пройти мимо нового прочтения сценария убийства на Айн эль- Мрайсе, предложенного "Хезболлах". В противном случае шиитские министры покинут его ряды, как это случилось в 2006 году. Из канцелярии президента поступили сигналы о том, что высказанные умозаключения шейха Насруллы "заслуживают внимания и серьезного к ним отношения".


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Ближний Восток   (499)