Присоединение России и США к деятельности Восточно- Азиатского сообщества /ВАС/, ситуация на Корейском полуострове, предстоящие выборы в Мьянме и конфликт вокруг спорных островов в Южно-Китайском море – эти вопросы были среди ключевых на прошедших в Ханое консультациях в рамках министерских совещаний по линии Ассоциации государств Юго- Восточной Азии /АСЕАН/. В период с 19 по 23 июля здесь состоялись 43-я встреча глав МИД Ассоциации, постминистерские конференции с партнерами по диалогу и 17-е заседание Регионального форума АСЕАН по безопасности /АРФ/. В общем заявлении, распространенном по итогам недели АСЕАНовских конференций, говорится, что стороны "провели важные дискуссии, целью которых было обсуждение путей дальнейшего развития Ассоциации, укрепление региональной стабильности и безопасности в контексте создания к 2015 году интегрированного сообщества АСЕАН", как было намечено проходившим в апреле этого года в Ханое 16-м саммитом лидеров государств блока.
Согласно сложившейся традиции, в первые дни министерских встреч обсуждаются внутренние вопросы – региональная интеграция, построение единого сообщества АСЕАН, укрепление безопасности. Вторая часть недели совещаний отведена консультациям с партнерами АСЕАН по диалогу, в число которых входят Россия, Китай, США, Япония, Южная Корея, КНДР, Австралия, Новая Зеландия, Канада и Евросоюз. В рамках этих, как двусторонних, так и многосторонних обсуждений первостепенное внимание уделяется вопросам поддержания мира и обеспечения стабильности во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе /АТР/. В этот раз в обсуждении тем региональной безопасности и стабильности самое пристальное внимание было уделено ситуации на Корейском полуострове после трагической гибели корвета ВМС Республики Корея "Чхонан" в Желтом море 26 марта и политики властей Мьянмы в свете предстоящих вскоре первых в новейшей истории парламентских выборов в этой стране.
Несмотря на достаточно мощное на нынешней встречи лобби в лице Сеула, Вашингтона и Токио, ставившее своей целью убедить АСЕАН в абсолютной вине Северной Кореи в потоплении "Чхонана" и подтолкнуть Ассоциацию к усилению критики в отношении КНДР, эти планы не были реализованы. В итоговом заявлении говорится, что АСЕАН и АРФ выражают глубокое сожаление в связи с потоплением "Чхонана", в результате чего погибли 46 моряков. Министры высказывают "полную поддержку заявлению Совета Безопасности ООН от 9 июля". В этом документе содержится осуждение нападения, приведшего к гибели "Чхонана", но прямая ответственность за этот инцидент не возлагается на КНДР. Касаясь перспектив дальнейшего развития ситуации вокруг Северной Кореи, министры выразили надежду на скорейшее возобновление шестисторонних переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова.
Обсудив тему выборов в Мьянме, министры призвали руководство этой страны приложить все усилия с тем, чтобы обеспечить полностью свободные и справедливые выборы, итогом которых станет передача власти в стране гражданскому правительству. Международное сообщество испытывает опасения, что намеченные на вторую половину этого года первые за два последних десятилетия парламентские выборы в этой стране, управляемой военным режимом, будут недостаточно демократичными и поэтому АСЕАН рассчитывает, что Мьянма выполнит все взятые на себя обязательства, как перед партнерами по АСЕАН, так и перед международным сообществом в строгом соответствии с "дорожной картой" – поэтапным планом построения демократии в бывшей Бирме, принятой при посредничестве ООН в 2003 году.
В контексте международной проблематики в Ханое министры уделили самое пристальное внимание вопросам расширения Восточно-Азиатского сообщества и решили рекомендовать лидерам своих стран официально пригласить к вступлению в ряды ВАС Россию и Соединенные Штаты. Формальное решение о присоединении РФ и США к деятельности ВАС будет принято в октябре на 17-м саммите АСЕАН в Ханое. Участие этих двух стран в делах Восточно-Азиатского сообщества будет всецело отвечать стремлению АСЕАН к повышение ее роли в качестве образующей структуры развивающегося Азиатского региона, отмечалось на встрече.
Первый саммит ВАС прошел в 2005 году в Малайзии. Его учредителями стали 16 стран – 10 членов АСЕАН, а также Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Главными целями деятельности этого паназиатского форума названо продвижение мира, стабильности и экономического процветания Восточной Азии.
Принимавший участие в работе министерских конференций глава МИД РФ Сергей Лавров назвал оправданным решение АСЕАН подключить Россию к механизму Восточно-Азиатских саммитов. "Мы эту инициативу приветствуем", – указал министр. "Считаем, что уж кто-кто, а Россия в саммитах, которые называются Восточно-Азиатскими, обязана участвовать, потому что нынешний состав там более широкий, чем этот конкретный регион", – отметил он по итогам министерского заседания РФ- АСЕАН.
На состоявшейся встрече российские партнеры в АСЕАН, по словам Лаврова, отметили успешное функционирование созданного ранее Фонда сотрудничества РФ-АСЕАН, а также приветствовали открытие в этом году в МГИМО Центра АСЕАН.
Руководитель МИД РФ также сообщил, что Россия и страны АСЕАН прорабатывают вопрос об углублении взаимодействия государств региона и Шанхайской организации сотрудничества /ШОС/. Шанхайская организация сотрудничества создана в 2001 году и объединяет Казахстан, Киргизию, Китай, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Иран, Индия, Монголия и Пакистан имеют статус наблюдателей. "Мы обсудили конкретные планы на сей счет, будем их прорабатывать и реализовывать. Партнеры России по АСЕАН проявили интерес к тому, чтобы установить "более глубокие связи с ШОС",– сказал Лавров.
На министерской встрече обсуждалась также подготовка к предстоящему в октябре нынешнего года в Ханое второму в истории саммиту на высшем уровне РФ-АСЕАН. "К саммиту готовится ряд документов, которые будут охватывать и общий анализ ситуации в АТР с точки зрения дальнейшего развития партнерства между РФ и АСЕАН, а также вопросы нашего сотрудничества в экономике, включая энергетику, вопросы взаимодействия в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации, углубление культурного сотрудничества. Это общие темы, которые все участники поддерживают и будем стараться, чтобы они максимально воплотились в конкретные документы", – сообщил глава МИД РФ.
Если оценки и позиции, озвученные российской делегацией на состоявшихся в Ханое консультациях, были спокойными и взвешенными, то достаточно жесткий тон выступлений главы американской дипломатии Хиллари Клинтон таковым не назовешь.
"Проблемы Северной Кореи и Бирмы" – стали главными темами, на которых в этот раз строила свою повестку американская сторона во встрече АСЕАН-США. Северная Корея должна воздержаться от провокаций и безответственного поведения, если она хочет добиться нормализации отношений со своими соседями и США, заявили Клинтон. По ее словам, стабильность в регионе, и в первую очередь – на Корейском полуострове во многом зависит от того, удастся ли мировому сообществу убедить "изолированную и воинственную" Северную Корею сменить курс. "Мирное решение проблемы Корейского полуострова будет возможным лишь при условии, что Пхеньян фундаментальным образом изменит свое поведение", – указала госсекретарь. При этом, достаточно "оригинальными", если не сказать большего, выглядели попытки американской делегации на заседании АРФ связать две "главных озабоченности Соединенных Штатов в Юго-Восточной Азии" воедино.
Так, глава Госдепа при обсуждении вопроса дальнейшего развития ситуации в Мьянме накануне и после предстоящих выборов, настойчиво пыталась обратить внимание АСЕАН на "стремление бирманского военного руководства получить ядерное оружие". Но эти утверждения не были приняты во внимание, поскольку представить какую-либо доказательную базу Соединенные Штаты не потрудились, да и высказывания госсекретаря по этому вопросу звучали, мягко говоря, несколько размыто. В своем выступлении Хиллари Клинтон выразила "серьезную озабоченность в связи с "появившимся в последнее время сведениями", что Мьянма сотрудничает в военной сфере с КНДР" и может заниматься развитием с ее помощью своей ядерной программы. "Северная Корея недавно осуществила поставки в Бирму материалов и оборудования военного назначения. Это может свидетельствовать о том, что Пхеньян может содействовать Бирме в разработке ядерного оружия", – сказала Клинтон. "Данные обстоятельства вызывают тревогу и мы будем продолжать искать пути, чтобы убедить руководство Бирмы провести реформы и преобразования на благо собственного народа", – заявила глава американской дипломатии.
В итоговых документах АСЕАНовских встреч и заседания АРФ предположения США о коварных замыслах мьянманских военных зафиксированы не были, но это не помешало Соединенным Штатам "сказать свое слово" в других вопросах региональной повестки, которую обсуждали министры. Так, несколько неожиданно прозвучало, что Вашингтон имеет "национальные интересы" в разрешении конфликта вокруг спорных архипелага Спратли и Парасельских островов в Южно- Китайском море. "В контексте более активного вовлечения в региональные дела, США имеют национальные интересы в урегулировании конфликта вокруг спорных островов, в первую очередь, между Вьетнамом и Китаем", – заявила глава американской дипломатии.
Соединенные Штаты считают, что продолжающийся многолетний спор о принадлежности Спратли и Парасельских островов негативно сказывается на развитии морской торговли, препятствует доступу кораблей в международные воды и затрудняет исполнение международного морского права. США, продолжила Клинтон, "не признают суверенитета ни одной из стран" над этим спорными территориями. "США готовы вести консультации со всеми заинтересованными в этом вопросе сторонами, включая Вьетнам и Китай, а также Тайвань, Малайзию, Бруней и Филиппины, с тем, чтобы помочь урегулированию конфликта, положив конец спорам путем переговоров", – подчеркнула госсекретарь. Уместным будет отметить, что приглашения Соединенным Штатам выступить в качестве посредника от государств, вовлеченных в этот конфликт, не поступало, да и вряд ли поступит. За долгие годы существования механизма саммитов АСЕАН, посвященных вопросам безопасности, стало вполне очевидно, что страны Ассоциации и их региональные партнеры, предпочитают "сор из избы не выносить", а возникающие противоречия решать собственными силами.
Именно таким образом обстоит и дело с вопросом спорных островов.
Главными фигурантами спора о принадлежности Спратли и Парасельских островов, на шельфе которых, согласно экспертным оценкам, могут быть сосредоточены значительные запасы нефти и минерального сырья, выступают нынешний председатель АСЕАН – Вьетнам и один из главнейших региональных партнеров Ассоциации по диалогу – Китай. О частичных или полных претензиях на эти территории заявляют также три других члена Ассоциации – Бруней, Малайзия, Филиппины, а еще, хотя и не участник АСЕАН и мало, кем признанный в качестве суверенного государства, но все равно заметный игрок региональной политической и экономической арены – Тайвань.
Несколько лет назад на одном из очередных саммитов АСЕАН, абсолютно все вышеперечисленные участники спора вокруг островов договорились, что вопрос относительно будущего этих территорий должен решаться в соответствии с международным правом и приняли "Кодекс поведения в Южно- Китайском море". В этом документе заявлено о готовности отказаться от конфронтации и дипломатическими средствами решать проблему Спратли и Парасельских островов. "Кодекс" предполагает недопущение осложнения обстановки вокруг островов, а также отражает необходимость поддержания стабильности и выработки механизма последовательного урегулирования взаимных притязаний на эти территории, чтобы Спратли и Парасельские острова, а также окружающие их воды, стали "районом мира и сотрудничества".
Если не принимать во внимание периодически звучащие /только звучащие!/ заявления о намерении то одного, то другого претендента на спорные острова начать их самостоятельное освоение, в соответствии со своим суверенным правом на эти территории, то в целом можно сказать, что положения Кодекса действуют на практике и все его подписавшие выполняют взятые на себя обязательства. В итоговых документах нынешних встреч это отмечено черным по- белому и говорится также, что всем заинтересованным сторонам следует аналогичным образом продолжать поиски решения проблемы Спратли и Парасельских островов и в дальнейшем. Вполне логично возникает вопрос: нужно ли в этой ситуации посредническая помощь или участие Соединенных Штатов, ведь никаких принципиально новых решений, они участникам спора предложить не смогут.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.