Вместо ядерных переговоров в Северо-Восточной Азии замаячила угроза ядерной войны. КНДР "может в любое необходимое время использовать свои мощные ядерные силы сдерживания в ответ на серию предстоящих в июле-августе совместных военно-морские маневров США и Южной Кореи в Желтом и Японском морях" – такое предостережение Сеулу и Вашингтону северокорейского Государственного комитета обороны/ГКО/ распространило 24 июля агентство ЦТАК. "Это будет наша священная война с американскими империалистами и южнокорейским марионеточным режимом, которые умышленно обостряют напряженность на Корейском полуострове", – подчеркивается в заявлении.
Опасность возникновения конфликта вокруг Корейского полуострова выросла до опасного уровня всего за четыре неполных месяца после того, как 26 марта в Желтом море при невыясненных до сих пор обстоятельств затонул южнокорейский корвет "Чхонан". Вместе с кораблем погибли 46 военных моряков.
Южнокорейская комиссия, к участию в которой привлекли экспертов из Австралии, Канады, США и Швеции, пришла к выводу, что корабль стал жертвой торпедной атаки малой северокорейской субмарины.
Что касается официального Пхеньяна, то он выступил с предложением направить на Юг своих специалистов. В инспекционную группу предлагается включить 20-30 человек. КНДР также потребовала, чтобы во время расследования инспекционная группа могла посещать любые районы, анализировать вещественные доказательства и устные свидетельства, а также получать все необходимые материалы от американских военных. Южная Корея пока отказывается удовлетворить эти требования Севера.
Командование войск ООН в Корее 23 июля предложило КНДР провести переговоры на уровне генералов по вопросу о том, является ли потопление южнокорейского корвета "Чхонан" нарушением соглашения о прекращении огня, подписанного в 1953 году. Предложение было передано в ходе второй рабочей встречи военных представителей сторон в пограничном пункте Пханмунчжом в демилитаризованной зоне.
Сразу после гибели корвета, когда в Сеуле заявили о северокорейском следе, КНДР назвала все случившееся провокацией Сеула и Вашингтона и пригрозила ответными мерами. Совет Безопасности ООН и состоявшийся во Вьетнаме Региональный форум АСЕАН по безопасности осудили или выразили сожаление относительно гибели корвета, но в своих заявлениях не назвали Северную Корею в качестве конкретного виновника трагедии.
Вне зависимости от того, причастен официальный Пхеньян к трагедии "Чхонана" или нет, этот инцидент способствовал как существенному изменению ситуации с обеспечением безопасности в регионе Северо-Восточной Азии, так и к появлению новых элементов в отношениях между США и Южной Кореей в военной сфере.
Одним из последствий стало то, что перспектива возобновления шестисторонних переговоров по ликвидации северокорейских программ разработки ядерного оружия отодвинулась на неопределенный срок. Во время недавнего пребывания в Сеуле госсекретарь США Хиллари Клинтон подчеркнула, что сейчас не время для возобновления шестисторонних переговоров по денуклеаризации КНДР. "Новый раунд переговоров это не то, что нам сейчас необходимо", – подчеркнула глава американской дипломатии.
Как считают в Вашингтоне и Сеуле, официальный Пхеньян, на словах выступая за продолжения ядерного диалога, в реальности всеми способами их затягивает, пытаясь выиграть время для продолжения военных ядерных разработок, которые якобы уже переходят в сферу термоядерного синтеза.
Инцидент с потоплением корвета сыграл не в пользу Северной Кореи, ускорив или спровоцировав процесс введения против нее со стороны Соединенных Штатов дополнительных экономических санкций, которые в любом случае официальный Вашингтон уже готовил и ввел бы под любым предлогом. Судя по информации местных СМИ, еще в мае Соединенные Штаты без излишнего шума приступили к замораживанию счетов КНДР примерно в десяти банках мира. О введении дополнительных санкций после инцидента с потоплением южнокорейского корвета "Чхонан" объявила 21 июля в Сеуле государственный секретарь Хиллари Клинтон.
США начали проверку примерно 200 показавшихся им подозрительными счетов. На них якобы хранятся деньги, полученные Пхеньяном от экспорта вооружений и, возможно, как полагают в Вашингтоне, ядерных технологий, что нарушает резолюции Совбеза ООН номер 1718 и номер 1874. Американцы выделили около 100 счетов и уже начали процесс их замораживания. Они находятся примерно в десяти банках в Юго- Восточной Азии, Южной Европе и на Ближнем Востоке.
Резолюция 1718 была одобрена Совбезом ООН 14 октября 2006 года после проведенного в КНДР подземного ядерного испытания. Перечень основных санкций включал эмбарго на поставки вооружений, проверку судов, приходящих в КНДР и покидающих ее, запрет на закупки предметов роскоши для Севера, а также замораживание счетов частных и юридических лиц, список которых был определен комитетом ООН по санкциям. Резолюция 1874 была принята в июне 2009 года после второго ядерного испытания в КНДР и была нацелена на ужесточение ранее принятых мер.
Если в 2005 году Вашингтон публично объявил о замораживании счетов в "Банко Делта Эйша" в Аомэне /Макао/, то на этот раз все делается тихо, без излишней огласки. По данным сеульских источников, когда власти США проинформировали упомянутые банки о наличии у них проблем с некоторыми счетами, то правления банков тихо заморозили эти счета.
"Официальный Вашингтон приступил к замораживанию этих счетов еще до начала июня. Этот шаг предназначен для того, чтобы Северная Корея понесла ответственность за потопление корвета "Чхонан", – цитировали южнокорейские СМИ конфиденциальные источники. Имеющиеся на них средства, утверждает пресса Южной Кореи, были получены от незаконной торговли оружием, использования фальшивых денег, отмывания валюты и торговли наркотиками. "В прошлом Северная Корея размещала средства в африканских банках, открытых на подставных лиц. Эти деньги были получены в результате торговли слоновой костью, продажи поддельной "Виагры" и экспорта вооружений в страны этого континента", – писали сеульские газеты.
Однако новые санкции будут отличаться от тех, которые предпринимались в отношении банка "Делта Эйша" и которые из- за протестов Пхеньяна привели к приостановке на длительный срок шестисторонних переговоров по денуклеаризации КНДР. Теперь все делается без лишнего шума, чтобы лишить Пхеньян возможности нанести ответный удар. Тем временем, помощник госсекретаря США Филип Кроули заявил на пресс-конференции в столице США, что с целью пресечения незаконной деятельности Пхеньяна через пару недель будет обнародован новый пакет санкций.
Складывается впечатление, что введенные Вашингтоном санкции оказывают заметное негативное воздействие, поскольку свои недавние условия к возобновлению шестисторонних переговоров официальный Пхеньян оговаривает отменой этих карательных мер и подписанием с США мирного договора, призванного заменить действующее с конца Корейской войны 1950-53 годов соглашение о перемирии.
Как отмечает со ссылкой на высокопоставленного правительственного чиновника газета "Тона ильбо" /26 июля/, в ответ на инцидент с корветом "Чхонан" США и Южная Корея намерены предпринять против КНДР жесткие действия, способные привести к смене пхеньянского режима. Чуть ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила по итогам сеульской встречи в формате "2+2" с участием министров иностранных дел и обороны двух стран-союзниц, что новые финансовые санкции Вашингтона в отношении Севера нацелены против его руководства и активов. "Жесткие санкции и меры сдерживания, судя по всему, отражают важные изменения в факторах, действующих внутри северокорейского руководства, таких как состояние здоровья лидера Ким Чен Ира и неразбериха вокруг наследования власти его сыном", – пишет "Тона ильбо". Отражая наличие в Сеуле разных подходов к таким жестким мерам, газета отмечает, что "некоторые члены правительства РК настроены против этого, поскольку смена режима может привести к сильным беспорядкам".
"Тона ильбо" цитирует неназванный дипломатический источник, по мнению которого "в правительстве идут жаркие дебаты относительно того, продолжать жесткие санкции против Севера или стоит начать с Пхеньяном переговоры; президент Ли Мён Бак пока не определился с направлением политики в отношении Северной Кореи".
По мнению ряда экспертов, "какое-то время санкции будут продолжаться, однако предстоящий в ноябре в Сеуле саммит лидеров "большой двадцатки" станет важным определяющим фактором" для политики в отношении Севера. "Если правительство РК решится на продолжение санкций еще на полгода после саммита "двадцатки", то это можно интерпретировать как важный стратегический выбор в пользу активного достижения смены режима на Севере", – цитирует газета мнение одного из экспертов.
Между тем, РК и США договорились о разработке положений и критериев нового "Стратегического альянса 2015". Такое решение было достигнуто на состоявшейся недавно в Сеуле беспрецедентной встрече в формате "2+2", участниками которой стали с американской стороны государственный секретарь Хиллари Клинтон и шеф Пентагона Роберт Гейтс, а с южнокорейской – глава внешнеполитического ведомства РК Ю Мён Хван и министр обороны Ким Тхэ Ён.
Как отмечается в принятом по итогам этой встречи совместном заявлении, новый стратегический план предусматривает отсрочку на три года и семь месяцев до декабря 2015 года передачи от Вашингтона Сеулу права оперативного управления своими вооруженными силами /ОПКОН/ в случае возникновения новой войны на Корейском полуострове. Ранее передача ОПКОН планировалась на май 2012 года.
Как заявляли в этой связи официальные лица в правительстве Южной Кореи, новый план представляет собой программу для дальнейшего укрепления оборонного альянса с США, включающую целый ряд военных вопросов. Среди них передислокация из Сеула на строящуюся военную базу в Пхёнтхэке командования и пункта управления 28,5-тысячным американским военным контингентом, новый вариант распределения расходов на содержание американских войск в Южной Корее, укрепление средств военного сдерживания против КНДР. Новая стратегия повлечет за собой усовершенствование действующего сейчас оперативного плана союзников на случай нападения со стороны Пхеньяна, который предусматривал в действующем варианте переброску на юг Корейского полуострова американских подкреплений численностью до 690 тыс. военнослужащих и пяти ударных авианосных групп ВМС США, пишет /22 июля/ газета "Чосон ильбо". Но и после 2015 года вооруженные силы Южной Кореи будут пользоваться поддержкой американского союзника, причем, корейцы будут осуществлять наземные операции, а США окажут поддержку в воздухе и на море.
В целом, в Сеуле, если судить по публикациям в СМИ, прекрасно понимают, что военный альянс с США представляет собой структуру для сдерживания военных амбиций Севера. Если ослабеет альянс, то уменьшится и потенциал южан в возможном военном противостоянии с КНДР.
За десять лет правления либеральных президентов Ким Дэ Чжуна и Но Му Хёна отношения с главным союзником заметно ухудшились, однако за последнее время, как отмечает газета "Чунан ильбо", эту коррозию удалось устранить, чему способствовали беспрецедентные визиты на Юг Клинтон и Гейтса, посетивших также ДМЗ. Для укрепления связей это посещение границы с КНДР стало для Пхеньяна куда более серьезным сигналом или предупреждением, чем вся антисеверокорейская пропаганда Юга с помощью установленных на границе мощных громкоговорителей или засылки пропагандистских листовок.
Правда, как пишет "Чунан ильбо", все эти посещения ДМЗ, мемориального военного кладбища, возложения там венков, запуск крупных маневров вызывает беспокойство и дискомфорт, поскольку сильно напоминает акции времен разгара "холодной войны" между США и Советским Союзом.
Если шестисторонние переговоры являли собой единственную платформу для обсуждения проблем обеспечения мира и стабильности в регионе Северо-Восточной Азии, то прошедшая встреча в формате "2+2" плотно захлопнула дверь для дальнейшего диалога с КНДР и заперла ее на запор.
По мнению дипломатов в Вашингтоне, на которых ссылается газета "Хангёре синмун", на ужесточение позиции США повлияли несколько основных факторов. Среди них и соответствующие требования со стороны правительства нынешнего президента Ли Мён Бака, и решения администрации Барака Обамы, и потерпевшая фиаско слишком мягкая, как считают некоторые эксперты, политика в отношении КНДР во время второго срока правления экс-президента Буша и нынешняя ситуация в КНДР.
Что касается нового стратегического плана, то, согласно информации министерства обороны РК, Вашингтон и Сеул подготовят новую дорожную карту, определяющую расширяющиеся границы альянса и учитывающую меняющуюся ситуацию в сфере безопасности. Окончательное ее оформление должно произойти на предстоящей в октябре в Вашингтоне встрече министров обороны двух союзных стран, отметил замминистра МО РК Чан Гван Иль, курирующий в этом ведомстве вопросы выработки военной политики.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.