Серьезная напряженность, которая уже на протяжении длительного времени существовала между властями Венесуэлы и Колумбии, обернулась острым кризисом в двусторонних связях. Венесуэльский президент Уго Чавес объявил о разрыве дипломатических отношений с Боготой, обвинив колумбийского лидера Альваро Урибе в осуществлении агрессивной и враждебной политики в отношении своей страны.
"Нам ничего не остается, как полностью разорвать дипломатические отношения с Колумбией", – заявил Чавес, указав, что это решение далось ему очень нелегко. Одновременно он отдал приказ о введении "режима максимальной готовности" на границе с соседней страной, указав, что существует опасность того, что Урибе, "испытывающий ненависть к Венесуэле", предпримет военную акцию в этом районе.
Свое решение Чавес пояснил "тяжестью того, что произошло" на внеочередном заседании постоянного совета Организации американских государств /ОАГ/, созванном 22 июля по просьбе Боготы. На нем колумбийские власти в очередной раз обвинили Венесуэлу в укрывательстве на своей территории членов командования левоэкстремистских повстанческих организаций, действующих в Колумбии.
На заседании колумбийский посол Луис Альфонсо Ойос представил сведения о присутствии повстанцев на территории Венесуэлы. Он продемонстрировал фотографии, видеозаписи и другие документы, доказывающие, по версии Боготы, что в Венесуэле скрывается более тысячи членов колумбийских экстремистских группировок. Ойос призвал ОАГ создать специальную комиссию, состоящую из международных наблюдателей, которая в течение 30 дней проверила бы указанные данные.
В ответ Каракас твердо заверил, что "никого не укрывает", объявив представленные Боготой сведения "откровенной ложью и грубой подделкой". Президент Чавес решительно отверг обвинения Боготы, назвав их "очередной агрессией" против Венесуэлы со стороны Урибе. Он высказал мнение, что нынешний колумбийский президент "представляет угрозу миру", и перед тем, как сложить свои полномочия 7 августа, способен на любой поступок. По словам Чавеса, Урибе, например, "может приказать устроить на венесуэльской территории ложный лагерь повстанцев, чтобы затем осуществить его бомбардировку", что приведет к двустороннему вооруженному конфликту.
"Мы надеемся, что избранный президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос обеспечит возвращение своей страны на путь благоразумия и сделает так, чтобы в ближайшие дни не произошли более серьезные события" в двусторонних отношениях, сказал Чавес.
В свою очередь, Сантос во время визита в Мексику, посчитал наиболее уместным не выступать с комментариями насчет разрыва дипотношений. "Что касается наших отношений с Венесуэлой, то я считаю, что лучшим вкладом с моей стороны" будет воздержаться от высказываний и реакции на эту тему", сказал он в коротком выступлении перед прессой. При этом избранный президент подчеркнул, что до 7 августа главой колумбийского государства остается Альваро Урибе.
Однако избранный вице-президент Колумбии Анхелино Гарсон все же высказался насчет перспектив разрешения двустороннего кризиса. Он заверил, что "новые власти Колумбии используют все возможные инструменты для улучшения отношений со странами региона и, в том числе, с Венесуэлой". "Мы должны подавать нашим народам пример единения, дружбы, сотрудничества и мира", – сказал Гарсон.
В то же время президент Колумбии Урибе до сих пор никак не отреагировал на разрыв дипотношений с Венесуэлой и острую критику со стороны Чавеса, а представители колумбийских властей заявили, что "так и не получили конкретного ответа" на серьезные обвинения, выдвинутые ими в отношении соседнего государства, недвусмысленно дав понять, что не собираются менять свою позицию.
В частности, генеральный прокурор Колумбии Гильермо Мендоса пригрозил, что его страна может внести в Международный уголовный суд /МУС/ вопрос об укрывательстве Венесуэлой экстремистов, совершающих преступления против человечества. "Если мы уже установили эти факты и располагаем информацией о том, что боевики скрываются в Венесуэле, а ее власти ничего не делают, а наоборот поддерживают экстремистов, то мы могли бы обратиться в МУС", – сказал он.
Сразу после объявления решения о разрыве дипотношений Каракас распорядился закрыть свое посольство в Боготе и дал 72 часа для того, чтобы колумбийские дипломаты покинули территорию Венесуэлы.
Комментируя разрыв отношений с Колумбией, глава МИД Венесуэлы Николас Мадуро заявил, что двусторонние связи могут быть восстановлены "лишь при условии полного взаимного уважения между двумя странами и прекращении агрессивной политики по отношению к Венесуэле".
Одновременно он сообщил прессе, что венесуэльские власти призвали Союз южноамериканских наций /УНАСУР/, в состав которого входят 12 государств континента, срочно провести заседание совета министров иностранных дел. На нем Каракас намерен представить доказательства "агрессивной политики со стороны" колумбийского руководства.
В ответ на запрос Каракаса представители МИД Эквадора сообщили, что экстренное заседание по просьбе венесуэльской стороны состоится в будущий четверг в эквадорской столице – Кито. Там будет обсуждаться ситуация, которая создалась в регионе после разрыва дипотношений между Венесуэлой и Колумбией. На встрече, помимо венесуэльско-колумбийского кризиса, планируется рассмотреть "механизмы для укрепления диалога и мира" в Южной Америке. Кроме того, главы МИД примут решение насчет проведения экстренной встречи глав 12 государств региона, входящих в УНАСУР, о возможности созыва которой ранее заявил президент Эквадора Рафаэль Корреа.
Как отмечают наблюдатели, отношения между Чавесом и Урибе всегда были далеко не простыми. Разрыв дипломатических связей Венесуэлы с Колумбией произошел спустя год после того, как венесуэльский лидер объявил о решении "заморозить" отношения с соседней страной в ответ на "безответственные" обвинения со стороны колумбийского правительства. Причиной такой реакции стали заявления Боготы о том, что Каракас якобы снабжает оружием колумбийских повстанцев.
Двусторонние отношения стали еще более напряженными с конца прошлого года – после подписания Колумбией с США договора о предоставлении Пентагону возможности использовать 7 военных баз на своей территории "для борьбы с контрабандой наркотиков и терроризмом". Чавес расценил это соглашение как "явную угрозу боливарианской социалистической революции", которую он осуществляет в своей стране.
Последней каплей стало заседание в ОАГ, созванное на прошлой неделе по просьбе Боготы. Как считают наблюдатели, оно "подлило масла в огонь" и без того напряженных отношений между Венесуэлой и Каракасом.
Примечательно, что еще накануне сессии в Организации американских государств Чавес предупреждал о вероятности разрыва дипотношений с Боготой, если та не откажется от своих неправомерных и беспочвенных обвинений в отношении его страны.
Против срочного проведения заседания в рамках Организации американских государств выступали и некоторые страны региона, в частности, Эквадор. Министр иностранных дел этой страны Рикардо Патиньо обвинил генерального секретаря ОАГ Хосе Мигеля Инсульсу в том, что он не прислушался к советам отложить заседание по вопросу обвинений, выдвинутых Колумбией. По мнению главы МИД южноамериканской республики, перед началом сессии было необходимо провести тщательные консультации со всеми членами организации.
Патиньо указал, что нельзя обсуждать столь безответственно вопрос, который может создать /и в итоге создал/ угрозу миру в регионе. Эквадор неоднократно предупреждал Инсульсу о вероятности "серьезных последствий" в случае обсуждения венесуэльско-колумбийской проблемы без предварительной и тщательной подготовки. Однако генсек ОАГ не внял призывам, и в итоге произошло то, что, вероятнее всего, должно было произойти, отметил Патиньо.
Острый разлад в отношениях между Венесуэлой и Колумбией вызвал большой резонанс, прежде всего, в Латинской Америке. Представители стран континента выразили вполне обоснованную тревогу относительно того, что эскалация напряженности между Каракасом и Боготой представляет угрозу для безопасности и стабильности в регионе. Они практически единогласно призвали лидеров двух южноамериканских государств разрешить разногласия за столом переговоров, предложив свое посредничество.
С подобным заявлением выступил гененеральный секретарь Союза Южноамериканских наций, экс-президент Аргентины Нестор Киршнер. В беседе с президентом Эквадора Рафаэлем Корреа, который является временным председателем УНАСУР, и бразильским лидером Луисом Инасиу Лула да Силвой, он сказал, что приложит "все необходимые усилия по преодолению кризиса".
Киршнер обещал оказывать содействие в "посреднической миссии, которую возьмет на себя президент Корреа.
Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил надежду, что Колумбия и Венесуэла достигнут согласия путем диалога. Он "призвал все вовлеченные стороны к спокойствию, что позволит разрешить ситуацию мирным путем". В свою очередь, администрация США выступила с призывом к Боготе и Каракасу укреплять взаимное доверие и сотрудничать в борьбе с терроризмом. При этом Вашингтон указал, что не видит необходимости в решении президента Чавеса разорвать дипломатические отношения с Колумбией.
Президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва связался по телефону с венесуэльским лидером Чавесом и выразил готовность содействовать скорейшему урегулированию конфликта между Венесуэлой и Колумбией. По словам главы бразильского государства, "выход должен быть найден дипломатическим путем". В свою очередь, советник президента Бразилии по внешнеполитическим вопросам Марку Аурелиу Гарсия выразил надежду, что венесуэльско-колумбийский конфликт "будет быстро улажен" после того, как в Колумбии вступит в должность избранный президент Сантос.
Между тем, некоторые лидеры стран региона выступили с острой критикой в адрес президента Урибе. В частности, президент Боливии Эво Моралес обвинил колумбийское правительство в дестабилизации ситуации в Латинской Америке и провоцировании конфронтации с Венесуэлой и Эквадором.
По его словам, нынешнее руководство Колумбии во главе с президентом Урибе проводит политику по указке США, препятствуя "процессу революционных преобразований в Венесуэле, Эквадоре, Никарагуа и Боливии". Глава государства отметил, что заключение военного договора, предоставившего в распоряжение США семь военных баз на территории Колумбии, лишь способствует конфронтации и попыткам разжигания войны с соседними государствами.
Вскоре после разрыва дипотношений с Боготой президент Чавес заявил о том, что обвинения колумбийского правительства в адрес Каракаса о наличии в Венесуэле лагерей левых экстремистов являются частью "стратегии с целью оправдать возможное вторжение" на венесуэльскую территорию.
"Эта выдумка Колумбии насчет того, что на венесуэльской территории якобы находятся тысячи террористов и существуют их лагеря, является прекрасным оправданием для попытки вторжения в Венесуэлу", – отметил Чавес. Он напомнил, что в качестве повода для начала войны в Ираке США использовали "сказку" о якобы имеющемся у ближневосточной страны оружии массового уничтожения.
Чавес заверил, что если произойдет вторжение в Венесуэлу, "разгорится столетняя война, однако наша страна никогда не станет чьей-то колонией". Он выразил уверенность в том, что к кризису в отношениях Венесуэлы с Колумбией "приложили руку" США. По его словам, графические схемы, которые Богота использовала для выдвижения обвинений в отношении Каракаса в ОАГ, наверняка, "были подготовлены в Соединенных Штатах".
Позже Чавес заявил, что "возможность вооруженной агрессии против венесуэльской территории со стороны Колумбии сейчас вероятна, как никогда за последние 100 лет". По его словам, "все говорит о том, что правительство США является главным виновником и зачинщиком" острого кризиса между двумя странами.
Одновременно президент Венесуэлы указал, что возможная атака со стороны Колумбии может начаться на территории приграничного венесуэльского штата Сулия, так как его возглавляет "оппозиционный губернатор, который может предоставить поддержку" агрессору.
Чавес вновь заявил о вероятности того, что возможное нападение со стороны Колумбии поддержат США. Он предупредил, что в случае такого развития событий Каракас немедленно прекратит поставки нефти в Соединенные Штаты. "Если произойдет какая-либо агрессия против Венесуэлы при поддержке империализма янки, мы не отправим им ни капли нефти, даже если нам придется жевать камни", – отметил президент.
Впрочем, США сразу же заверили, что у них нет намерений нападать на Венесуэлу. "У нас нет намерений предпринимать военные действия против Венесуэлы", – заверил официальный представитель госдепартамента Филип Кроули. В то же время он назвал "серьзными" обвинения, выдвинутые Боготой против Каракаса, указав, что они заслуживают всестороннего международного расследования".
Между тем, из Венесуэлы поступили сообщения, что власти страны усилили охрану границы с Колумбией, направив в ее район дополнительно около тысячи военнослужащих. По словам венесуэльского генерала Франклина Маркеса, начальника 1-го регионального командования Национальной боливарианской гвардии /НБГ/, эта мера принята на основании приказа Чавеса о "введении максимальной готовности" на венесуэльско- колумбийской границе.
"Для усиления охраны рубежей направлено дополнительно от 980 до тысячи гвардейцев", – сообщил генерал. При этом он заверил, что никаких особых операций в районе границы не осуществляется, однако военнослужащие находятся "в состоянии повышенной готовности".
Маркес отметил, что усиление охраны границы осуществлено на территориях приграничных штатов Тачира и Апуре. Для этого привлечены исключительно подразделения НБГ /военизированной полиции/, входящей в состав Боливарианских вооруженных сил. Одновременно генерал отметил, что в районе границы отмечается "полное спокойствие". Передвижение грузовых и частных автомобилей между двумя странами не прекращено, хотя "граждане, прибывающие в Венесуэлу из Колумбии, проходит дополнительный контроль".
Комментируя резкое обострение в отношениях между Венесуэлой и Колумбией, наблюдатели высказывают мнение, что кризис не станет затяжным и вряд ли приведет к вооруженному конфликту. Они считают, что новое колумбийское правительство предпримет шаги к восстановлению отношений с соседней страной.
О готовности к диалогу уже заявил президент Чавес, который выразил надежду, что новое правительство Колумбии продемонстрирует "явные намерения" вернуться за стол переговоров. По его словам, Каракас готов к возобновлению диалога с будущим колумбийским правительством при условии открытости и наличия у него "твердой политической воли" к нормализации отношений. При этом венесуэльский лидер указал, что уходящий колумбийский президент Урибе "оставляет после себя выжженную землю и сломанные мосты" в двусторонних связях.
Многие политики связывают большие надежды на то, что "сбить накал страстей" в отношениях между Венесуэлой и Колумбией помогут предстоящее вскоре в Кито экстренное заседание глав МИД стран-членов УНАСУР, а также усилия глав государств региона в качестве посредников в разрешении конфликта. Однако большинство наблюдателей сходится во мнении, что сближения в позициях двух стран стоит ожидать не раньше, чем к власти придет новое колумбийское правительство.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.