С первого взгляда, ситуация в Сомали остается такой же неопределенной, как и была полгода назад. Две основные радикальные группировки – "Аш-Шабаб" и "Хизб аль-Ислам" – по-прежнему совместно ведут борьбу с поддерживаемым Западом слабым переходным правительством, не забывая при этом конфликтовать и между собой. Власти страны, контролирующие лишь небольшую часть столицы, тем временем, держатся на плаву лишь благодаря миротворческой миссии Афросоюза в Сомали /АМИСОМ/, которая, в свою очередь, резко ограничена мандатом ООН, позволяющим солдатам лишь защищаться, но не атаковать позиции боевиков. Однако, если внимательно присмотреться, то последние тенденции свидетельствуют о том, что обстановка определенно ухудшается, и без вмешательства мирового сообщества страна может погрузиться в полный хаос.
Центром противостояния сторон остается Могадишо. Попытки правительственных войск усилить свое влияние наталкиваются на недостаток ресурсов и средств для ведения боевых действий. Внутренний конфликт становится все более ожесточенным и ведет к растущим потерям, по большей части, среди мирных жителей. И если правительственные войска и миротворцы Афросоюза стараются хоть как-то уменьшать риск, которому подвергается во время боев гражданское население, то для боевиков жизнь простого сомалийца не является поводом даже для малейшего беспокойства.
Другой проблемой, о которой говорится пока не очень много, является присутствие в изобилии иностранных бойцов из Ирака, Афганистана, Пакистана и других "горячих точек", где мировое сообщество ведет активную борьбу с международным терроризмом. По некоторым данным, их численность в Сомали превышает 2 тыс. человек.
Ситуация в Сомали – "просто ужасная", заявил 8 июля глава МИД Кении Мозес Ветангула. Эта страна, по его словам, стала, надежным убежищем для "иностранцев, воюющих на стороне радикалов". "Данные разведки свидетельствуют о том, что их много, хотя в нынешней ситуации сказать об их точной численности не представляется возможным, – подчеркнул Ветангула. – Однако их достаточно, чтобы вызвать обеспокоенность и у нас, и у других стран региона, и у всего мирового сообщества". "Кроме того, боевики, особенно из группировки "Аш-Шабаб", нанимают для ведения своей террористической деятельности этнических сомалийцев из США, а также Великобритании и других европейских стран", – добавил министр.
С похожим заявлением выступил 10 июля президент Сомали Шейх Шариф Ахмед. "Ситуация в стране грозит выйти из-под контроля из-за роста числа иностранных боевиков, – заявил он. – И мы не можем закрывать на это глаза". "Нам нужна срочная международная и региональная помощь", – сказал глава сомалийского государства, признав, что из-за постоянных атак его правительство, контролирующее лишь небольшую часть Могадишо и сильно зависящее от миротворческой миссии Афросоюза, "не способно должным образом выполнять возложенные на него обязанности".
С другой стороны, все больше и больше молодых сомалийцев, потерявших надежду заработать хоть какие-то средства на жизнь в условиях безработицы и отсутствия возможностей для получения образования, вступает в ряды радикальных группировок. Особенно активно этот процесс идет на юге Сомали, находящемся под полным контролем исламистов. В частности, по словам одного из жителей города Кисмайо по имени Али Юсуф, "сотни безработных добровольцев вступают в ряды боевиков, которые платят им деньги". "Каждый наемник сначала направляется в тренировочный лагерь, где он проходит базовую подготовку, а также получает оружие и боеприпасы", – заметил, со своей стороны, на правах анонимности один из бойцов, недавно присоединившейся к "Аш- Шабаб".
Что касается помощи мирового сообщества, то и тут ситуация далека от идеальной. Чтобы не портить отношения с донорами, президент Сомали не особо любит распространяться на эту тему, лишь регулярно призывая к оказанию содействия и выполнению западными странами своих обещаний.
Более свободно в этом плане чувствует себя Кения, считающая, в частности, что Соединенные Штаты оказывают недостаточную помощь Сомали в урегулировании конфликта. "Большая вовлеченность американского правительства может привести к снижению потока вооружений в страну на Африканском Роге, сокращению пиратских атак и повышению региональной стабильности", – уверен Мозес Ветангула.
При этом глава кенийского внешнеполитического ведомства пошел дальше, заявив в одном из выступлений в начале июля, что "участие США в решении проблем не такое активное, как ожидалось". "Мы считаем, что Соединенные Штаты, являющиеся единственной супердержавой, имеют больше возможностей для действий, чем мы, в том числе в плане влияния на деятельность Совета Безопасности ООН, – заметил он. – Да, Совбез принял резолюцию по блокированию Кисмайо, основного порта на юге Сомали, чтобы боевики лишились возможности получать доходы от сбора налогов, однако никто не хочет следить за тем, чтобы запрет действительно работал". В целом же, те 14 млн долларов, которые США с 2007 года выделили для Сомали, и из которых порядка 2 млн долларов пошли на выплату зарплаты солдатам правительственной армии Сомали и закупку для них снаряжения, а еще около 12 млн долларов – на транспорт и другое оборудование, выглядят действительно ничтожно маленькой суммой по сравнению с расходами американцев на Афганистан и другие горячие точки.
"Мы неоднократно призывали их больше помогать переходному правительству Сомали с оборудованием и транспортом, – добавил кенийский министр. – Может быть, они и помогают, но этого явно не достаточно, чтобы изменить ситуацию".
В штаб-квартире Африканского командования США /АФРИКОМ/ в Штутгарте также недавно признали, что одной из отчетливых тенденций в отношении ситуации в Сомали является "приток боевиков, участвовавших в афгано-пакистанском конфликте". "Однако пока трудно сказать что-либо определенное по поводу присутствия на Африканском Роге иракцев", – отметили там.
По мнению Ветангулы, Сомали исчезла с радаров международного сообщества, что говорит о необходимости вновь поднять эту тему на высшем уровне.
Из других тревожных моментов можно отметить переговоры между "Аш-Шабаб" и "Хизб аль-Ислам" с целью объединения усилий для ведения борьбы с переходным правительством. По словам представителей группировок, лидер "Аш-Шабаб" Абди Мохамуд Годане, известный также как Абу-Зубейр, 9 июля встречался с Шейхом Хасаном Дахиром Авейсом, главой "Хизб аль-Ислам". Утверждается, что руководители двух исламистских движений радикального толка обсуждали соглашение об объединении сил для начала широкомасштабного наступления с целью "изгнания африканских оккупантов в лице миротворцев и отступнического правительства".
Окончательной договоренности, по всей видимости, на этот счет пока не достигнуто, однако даже сам факт подобных переговоров вызвал определенные опасения у экспертов. А что еще больше встревожило наблюдателей, так это то, что посредническую роль в диалоге играли иностранные бойцы из "Аль-Каиды".
В продолжение темы о роли мирового сообщества нельзя не упомянуть и уход спецпредставителя генсека ООН по Сомали Ахмаду ульд Абдаллы, проработавшего на этой должности почти три года. Ему на смену пришел танзаниец Августин Махига, с 2003 года работавший в ООН в качестве постоянного представителя своей страны. Он обладает большим опытом работы в таких сферах, как управление конфликтами, посредничество, гуманитарная и восстановительная деятельность, однако, по мнению наблюдателей, для ознакомления с сомалийской проблематикой ему потребуется определенное время, и ситуация может выйти из-под контроля.
Не лучше обстоят дела и внутри правительства, которому для нормального функционирования, помимо атак извне, мешают постоянные внутренние перестановки. Последним поводом для этого стала необходимость включения в его состав представителей движения "Ахла Сунна Вальджамаа", с которым власти достигли соглашения об объединении сил.
Из положительных моментов можно отметить лишь решение лидеров Межправительственной организации по развитию /ИГАД/ на недавнем саммите в Аддис-Абебе направить дополнительно 2 тыс. миротворцев к уже находящимся в Сомали 6,3 тыс. солдат из Уганды и Бурунди. "ИГАД понял, что существующая ситуация не может больше продолжаться, так как несет террористическую угрозу для всего региона, в том числе Эфиопии", – заявил в связи с этим президент Сомали Шейх Шариф Ахмед. Вместе с тем, руководители регионального блока сошлись во мнении, что для поддержания стабильности в государстве на Африканском Роге необходима, как минимум, 20-тысячная миссия.
Ну, а последним тревожным событием стали организованные "Аш-Шабаб" взрывы в Кампале в ночь с 11 на 12 июля. Они унесли жизни 74 человек.
Теракты, осуществленные террористами-смертниками одновременно в эфиопском ресторане и баре регбийного клуба на последних минутах финального матча Чемпионата мира по футболу между сборными Испании и Голландии, вызвали серьезную обеспокоенность у мирового сообщества с точки зрения региональной стабильности. Радикальные исламисты уже неоднократно заявляли о намерении атаковать Уганду и Бурунди в отместку за размещение на Африканском Роге солдат в рамках миротворческой миссии Африканского союза, а другие страны региона – за поддержку переходного правительства. Однако впервые слова были воплощены в действия. "Мы благодарим наших бойцов за осуществление этих атак, – отметил в интервью журналистам в Могадишо 12 июля официальный представитель движения Али Мохамуд Рейдж. – И мы направляем послание Уганде и Бурунди – взрывы продолжатся, если вы не выведите свои войска из Сомали".
Теракты вызвали резкое осуждение со стороны мирового сообщества. Президент России Дмитрий Медведев выразил соболезнования президенту Уганды Йовери Мусевени. "Российская Федерация решительно осуждает терроризм во всех его формах и выступает за консолидированные усилия международного сообщества в борьбе с этими бесчеловечными преступлениями", – говорится в телеграмме соболезнований. Президент США Барак Обама осудил "эти прискорбные и трусливые атаки". Он пообещал Уганде помощь в расследовании инцидента.
Вместе с тем, заместитель главы угандийского МИД Окелло Орьем дал понять, что, несмотря на взрывы, миротворческий контингент не будет выведен из Сомали. "Люди, ответственные за трагедию, – это самые настоящие трусы, угандийцы же не трусы, и мы не собираемся убегать из Могадишо только из-за этих атак", – подчеркнул он.
Правда, среди населения Уганды отношение к этой проблеме изменилось. "Мы направили туда своих солдат, чтобы их убивали, а теперь жертвами становимся и мы сами", – с горечью заметил один из местных жителей.
Таким образом, ситуация в Сомали на данный момент не предвещает ничего хорошего и, как показал последний инцидент, несет реальную угрозу для всего региона.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.