В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Кризис интеграционной модели Евросоюза

За нынешним тяжелым кризисом зоны евро Евросоюза помимо экономических проблем стоят более глубокие и серьезные причины. В последнее время ведущие западные аналитики приходят к выводу, что в западной и центральной части Европы складывается геополитический вакуум в результате смены глобальных тенденций и нарастания стратегических противоречий между ведущими странами-членами Евросоюза.

Тот факт, что зона евро ЕС переживает сейчас самый тяжелый в своей 11-летней истории кризис, признан всеми. Существует также понимание того, что кризис является результатом потери экономиками ряда стран зоны своей конкурентоспособности. Речь, в первую очередь, идет о так называемой группе PIIGS – Португалия, Ирландия, Италия, Греция и Испания.

В этих условиях ликвидация зоны евро позволила бы Евросоюзу вернуться в фазу уверенного экономического роста, а средиземноморским странам ЕС восстановить конкурентоспособность своих экономик. С таким утверждением выступил один из ведущих экономистов Великобритании Кристофер Смолвуд. Его точку зрения опубликовал на днях лондонский еженедельник "Санди телеграф".

По мнению Смолвуда, еврозону в ее нынешнем виде следует ликвидировать путем вывода из нее ряда стран, оказавшихся неспособными провести необходимые экономические реформы. В противном случае – при сохранении в ближайшие годы зоны евро – входящие в нее страны ожидают десятилетия "экономической депрессии и дефляции", предупреждает аналитик.

Так, с 1999 года конкурентоспособность экономик Греции, Португалии, Испании и Италии сократилась по сравнению с Германией на 30 проц. Даже вторая по мощи страна зоны евро – Франция – зафиксировала за этот период 15-процентное падение конкурентоспособности по сравнению с немецкой экономикой. Выражением этого процесса является увеличение дефицитов госбюджетов и увеличение госдолга этих стран.

Таким образом, не была реализована главная задача зоны евро – за последнее десятилетие не произошло конвергенции основных экономических показателей ее стран-членов. Более того, отмечает Смолвуд, финансово-экономические различия между государствами с единой европейской валютой только усилились. В результате без ликвидации зоны евро входящие в нее страны будут неспособны вернуться в "нормальный экономический цикл", считает британский экономист.

Нынешние трудности зоны евро также задерживают и затрудняют важнейший процесс восстановления баланса в мировой экономике за счет расширения внутреннего спроса в странах с крупным профицитом внешней торговли – Китае и Германии, считает Смолвуд. По его словам, без воссоздания немецкой марки Германия никогда не вернется к сбалансированной экономике, так как заниженный курс евро будет способствовать высокой конкурентоспособности немецких товаров и услуг как внутри ЕС, так и на мировых рынках.

В результате евро и еврозона в целом будет, в первую очередь, способствовать дальнейшему экономическому усилению Германии в ущерб средиземноморским государствам, а также Франции. Следствием этого положения станет постоянно усиливающееся давление на Германию с тем, чтобы Берлин согласился на финансовые трансферы внутри зоны евро, что фактически будет означать поддержку немецкими налогоплательщиками государственных бюджетов наиболее экономически слабых государств еврозоны. Политически подобная ситуация продлиться долго не сможет.

В этих условиях Смолвуд предвидит, что зону евро покинет ряд стран, а в ней останутся только те государства ЕС во главе с Германией, которые сейчас находятся в сходных экономических фазах и не требуют восстановления своих национальных валют для проведения крупной девальвации в целях укрепления конкурентоспособности национальных экономик.

"Заявление о том, что если евро постигнет крах, то это станет крахом всего Евросоюза, не верно", – замечает Смолвуд. "В действительности ситуация прямо противоположная – для успеха Евросоюза в экономическом и политическом аспектах зона евро должна быть разрушена", – считает он.

Точку зрения Смолвуда на дальнейшее развитие событий в зоне евро разделяет значительное число влиятельных деловых людей. Так согласно опросу глав и руководителей 440 крупнейших международных банков, проведенному недавно британской аналитической службой "Экономист Интеллидженс Юнит", половина респондентов полагает, что шансы на выход в течение ближайших трех лет из зоны евро одной или нескольких стран превышает 50 проц. При этом 36 проц. опрошенных заявили, что шансы на полный развал еврозоны превышают 25 проц.

Между тем, управляемая ликвидация, а тем более неожиданный развал зоны евро представляет собой очень серьезную опасность не только для Евросоюза, но и для мировой экономики в целом. Согласно опубликованному в текущем месяце докладу одного из крупнейших банков Евросоюза – голландского ING, последствия данного шага станут более разрушительными, нежели банкротство осенью 2008 года американского банка "Леман Бразерс".

Аналитики ING изучали вариант, когда под грузом финансовых трудностей Греция будет вынуждена покинуть в 2010 году зону евро. Результатом этого станет падение мирового ВВП в течение 2011 года на 5-9 проц. При этом курсы ряда воссозданных национальных валют бывших стран зоны евро упадут на 50 проц.

Одновременно в экономике ряда государств, в первую очередь, Испании и Португалии, произойдет мощный рост инфляции до двузначных показателей. В других странах бывшей зоны евро, в частности, в Германии, начнется процесс дефляции, который способен перекинуться и на экономику США.

Для Великобритании созданная специалистами ING первая из известных моделей развития событий в мировой экономике после развала зоны евро предусматривает значительное падение ВВП /не ниже 10 проц./, широкое обесценивание акций, снижение цен на недвижимость и необходимость выделения правительством новых пакетов финансовой помощи банкам для недопущения их массового банкротства в результате целой серии корпоративных дефолтов.

В комментарии к прогнозу глава отдела изучения глобальных финансовых рынков ING Марк Клайф отмечает, что при варианте развала зоны евро уже в 2010 году "следующий 2011 год станет периодом глубокой рецессии в странах Евросоюза, что скажется и на мировой экономике в целом. При этом падение ВВП Германии составит 4 проц., а Греции – 9 проц.". Затронуты потрясениями будут и соседние с бывшей зоной евро страны. Так, по подсчетам ING, падение ВВП в странах Восточной Европы достигнет 5 проц.

Клайф также не согласен с выводами о том, что восстановление национальных валют странами зоны евро поможет им решить проблему государственной задолженности. "Если Греция и иные средиземноморские государства будут вынуждены покинуть зону евро, то они и тогда не смогут повысить степень ликвидности своих гособлигаций. Добиться этого, а также сокращения внешнего долга они сумеют только при условии перевода существующей и номинированной в евро задолженности в новую национальную валюту", – заметил Крайф.

Однако подобная беспрецедентная для мирного времени реструктуризация государственного долга европейскими странами способна вызвать непредсказуемые для них экономические и политические последствия, указывают независимые специалисты.

Доклад ING ставит под сомнение и еще один аргумент сторонников ликвидации нынешней зоны евро. Он заключатся в том, что выход государства из данной структуры позволит ему увеличить темпы своего экономического развития ввиду свободного колебания курса национальной валюты. "Более слабая валюта действительно способствует увеличению экспорта, однако она одновременно сокращает внутренний спрос", – отмечается в документе. "В результате совершенно не очевидно, что расширенный экспорт способен компенсировать резкое падение спроса на внутреннем рынке".

Наряду с вариантом моментального распада зоны евро ЕС аналитики ING также смоделировали альтернативный ход событий, когда из нее в плановом порядке будет исключена Греция или членство данной страны будет приостановлено.

В этом случае ВВП Греции упадет, а драхма обесценится на 80 проц. по отношению к евро. Пострадают также и страны- члены еврозоны, когда их совокупный ВВП упадет на 1 проц. Одновременно потери по ценным бумагам минфина Греции, по акциям греческих предприятий, а также убытки банков Евросоюза, имеющих в своих активах долговые обязательства Афин, окажут негативную влияние на всю мировую экономику и финансовую систему, отмечается в докладе.

При этом "будет похоронена сама идея европейского монетарного союза, который лежит в основе единой европейской валюты", подчеркивается в докладе. В результате мировой финансовой системе может угрожать крах расчетных механизмов.

Комментируя сложившуюся сейчас на рынках ситуацию и ожидание возможных новых трудностей зоны евро, специалисты ING отмечают, что обменный курс единой европейской валюты способен упасть до соотношения: один долл США – 0,85 евро. Сейчас за один евро дают 1,35 долл.
При этом выход Испании и Португалии из зоны евро и возвращение этих стран к национальным валютам приведет к девальвации песеты и эскудо на 50 проц. по отношению к немецкой марке.

Нынешние экономические проблемы Евросоюза представляют собой проявление и следствие более значительной проблемы, с которой сейчас сталкивается ЕС – многостороннего кризиса интеграционной модели и неспособности союза дать ответ на процесс глобализации мира. Как заметил в беседе с корр.ИТАР- ТАСС высокопоставленный представитель Еврокомиссии, "создается впечатление, что ЕС оказался на неверной стороне исторической дороги".

Свой анализ создавшегося экономического и геополитического тупика Евросоюза дал в последнем номере французского еженедельника "Марьян" один из крупнейших европейских политологов, бывший министр иностранных дел Франции Юбер Ведрин.

По его мнению, Евросоюз "не понял", что в международных отношениях наступила новая эпоха, характеризующаяся многополярной конкуренцией. Ошибка европейского политического истеблишмента состоит в том, что он неправильно определил характер нового времени, понимая его как "постнациональное и постидентификационное". Данная ошибка тем более удивительна, что Европа не всегда была едина, и в ней до сих пор существуют различные народы, отмечает Ведрин.

"У европейцев просто потеряна сейчас способность воспринимать адекватным образом окружающую действительность", – пишет Ведрин. "В этом вакууме, – отмечает он, – стратегической мысли на первое место вышли морализаторские принципы, идеи прав человека и особого европеизма. Сейчас они показали свои пределы и ограниченные возможности".

В целом Евросоюз мыслит сейчас себе мир как "постстратегический". "Отвергая понятия державы, он делает вид, что держав и их мощи не существует, – указывает аналитик. – Однако мир не ограничивается лишь одной Европой. Даже если мировое сообщество и хотело бы жить по международному коду и международному праву, то его нынешнее состояние – многополярность – не предполагает существования стабильной и мирной архитектуры. Наоборот, функционирование нынешних международных отношений напоминает больше законы джунглей, нежели моральный порядок. И это несмотря на тот факт, что сейчас страны и народы взаимозависимы и стремятся к сотрудничеству".

Во многом причина нынешних проблем Евросоюза заключается в том, что в течение всего послевоенного времени европейская политическая элита не пыталась выйти из тени США и заявить о себе как о серьезной международной силе, отмечает Ведрин. Однако сейчас ситуация меняется и первой "проснулась" при канцлере Шредере Германия. Именно тогда, впервые, Берлин заявил не только о существовании собственных национальных интересов, но и о готовности их защищать.

"Европе еще предстоит осознать, что наши интересы и идеалы неразделимы", – пишет бывший министр иностранных дел Франции. Именно поэтому, по его словам, "глупо выглядит сейчас европейский неофедерализм, который высмеивает привязанность народов Евросоюза к своей истории и своему государству".

По мнению Ведрина, в условиях быстрого усиления в мировой экономике развивающихся стран Евросоюзу необходимо переходить к собственной защите, вырабатывая новую форму интеграции, которая в качестве возможной и временной меры предусматривает введение Брюсселем протекционистских мер.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. ЕС   (529)