В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Гвинея-Бисау: армия не хочет подчиняться политикам

Органы государственной власти западноафриканского государства Гвинея-Бисау созданы в результате демократических процедур, безупречность которых подтверждена международным сообществом. Проблема лишь в том, что, помимо политиков, в стране есть и военные, которые живут по собственным правилам.

Вооруженные силы Гвинеи-Бисау не собираются подчиняться политикам. Более того, военные убеждены, что политики обязаны их слушаться. Пока серьезных оснований сомневаться в таком праве у армейских чинов не возникало. Последний эпизод с назначением нового начальника генштаба наглядно подтвердил то, в чем многие наблюдатели были уверены и раньше: правительство, быть может, и правит, но командует в стране армии.

Эпизод, наделавший много шума в Западной Африке, на первый взгляд, ни в чем не противоречит законодательству. 29 июня президент республики Малам Бакай Санья привел к присяге нового начальника генштаба генерала Антониу Инджаи, ранее занимавшего поста заместителя начальника. Основанием стал декрет государства. Одновременно президент подписал еще один декрет, который прекратил полномочия в качестве начальника генштаба адмирала Заморы Индуты.

Для полного торжества демократии не хватает малости. Новоиспеченный начальник три месяца назад поднял мятеж и сверг своего шефа, заключив его под стражу. Там он и пребывает по сей день. Таким образом, абсолютно легитимный президент, избранный в прошлом году на выборах, результаты которых с энтузиазмом одобрили наблюдатели от Евросоза и прочих авторитетных международных структур, собственной рукой узаконил итоги путча.

Более того, глава государства выступил на церемонии приведения к присяге, объявив перед высшим политическим руководством республики, что считает назначение главного путчиста Антониу Инджаи начальником генштаба доказательством суверенитета страны. "Мы не принимали наше решение под давлением, потому что мы – суверенная страна", – заявил президент. "Мы исполняем наши функции законно, – подчеркнул Бакай Санья. – Мы находимся здесь в качестве избранного президента республики, в качестве президента парламента, получившего должность в результате выборов в законодательный орган, которые также позволили создать правительство, возглавляемое премьер-министром. Мы законно исполняем наши функции".

Возразить нечего. Парламент сформирован в позапрошлом году по итогам многопартийных выборов, организация которых удостоилась у наблюдателей исключительно похвал. Крупнейшая партия, победившая на выборах создала правительство, а ее лидер стал премьер-министром. Все, как в самых передовых странах.

Но вот у генерала Антониу Инджаи история несколько иная. Первого апреля он возглавил военный мятеж, в ходе которого его сторонники захватили не только Замору Индуту, но и еще десятки офицеров, а также премьер-министра Карлуша Гомеша Жуниора. Политика Инджаи публично пригрозил убить, но потом, под возмущенные крики международного сообщества, передумал и отпустил.

Перепуганный премьер вскоре покинул страну и почти два месяца жил во Франции и Португалии, ссылаясь на необходимость пройти лечение. Столь длительное отсутствие вызвало упорные слухи о скорой отставке. Сам Гомеш Жуниор их несколько раз опровергал, но вариант с отстранением существует. Для этого премьера необходимо отстранить от лидерства в правящей партии ПАИГК, которая обладает в парламенте большинством в две трети. Президент Бакай Санья, самый влиятельный из политиков, также состоит в ПАИГК, но отношения с премьером у него напряженные, а позиции в партии прочные, поэтому вероятность такого сценария отрицать нельзя.

В июне Гомеш Жуниор, наконец излечился и вернулся в Бисау. На родине его поджидал Антониу Инджаи. После встречи и переговоров с путчистом премьер представил президенту кандидатуру генерала на пост начальника генштаба. Декрет главы государства об утверждении кандидатуры не заставил себя долго ждать.

Истоки конфликта наблюдатели видят в том, что новый начальник генштаба Антониу Инджаи, как и президент страны, относится к участникам национально-освободительной борьбы против португальских колонизаторов, завершившейся в 1973 году провозглашением независимости. Свергнутый начальник Замора Индута, как и премьер-министр, принадлежат к новому "постколониальному" поколению. Именно это, то есть нежелание офицеров, участвовавших в национально- освободительной борьбе, подчиняться молодому начальству, привело к конфликту и последовавшему мятежу, считают эксперты. Продержаться на посту Заморе Индуте удалось лишь год.

Начав военную карьеру больше четырех десятилетий назад в рядах национально-освободительного движения, после провозглашения независимости Антониу Инджаи вошел в состав вооруженных сил Гвинеи-Бисау. В 70-е годы страна считалась одной из самых многообещающих на Африканском континенте, но постепенно деградировала, а в 90-е погрузилась в продолжающуюся поныне бесконечную череду конфликтов. Самый серьезный произошел в 1998-1999 годах, когда военная хунта во главе с начальником генштаба Ансумане Мане совершила государственный переворот. От полного разгрома политические структуры спасли войска соседнего Сенегала, поспешившие на помощь правительству.

Генерал Антониу Инджаи участвовал в гражданской войне 1998-1999 годов на стороне военной хунты, однако до недавнего времени не занимал заметных постов. Его возвышение началось, когда начальником генштаба стал Тагме на Вайе. Будущий путчист получил высокое назначение, став командующим Северным военным округом со штаб-квартирой в Мансоа. Именно в этом населенном пункте, в 60 километрах от Бисау, расположена военная база, где сидит под арестом свергнутый адмирал Замора Индута.

В 2005-2006 годах генерал Антониу Инджаи принял участие в боевых действиях против сепаратистов, действующих в сенегальской провинции Казаманс. После убийства 1 марта 2009 года Тагме на Вайе, за которым через нескольких часов последовало убийство его противника, президента республики "Нину" Виейры, Инджаи был назначен заместителем начальника генштаба. Но и этого, как видно, генералу показалось мало.

На церемонии вступления в должность нового главы генштаба президент Бакай Санья признал существование "проблем" в связи с попытками армии вмешиваться в политику, но выразил надежду на то, что они остались в прошлом. "Вооруженные силы должны подчиняться гражданской власти, – указал глава государства. – Думаю, что 1 апреля было последним подобным событием в истории страны".

Чтобы больше не доводить до мятежей, президент предложил военным чаще с ним советоваться. "Я присутствую здесь в качестве Верховного главнокомандующего, – напомнил Бакай Санья. – Если у вас возникнет проблема, придите и посоветуйтесь со мной, с президентом. Расскажите, что у вас идет не так, чтобы мы могли обсудить, проанализировать и найти выход. Чтобы страна шла по мирному пути".

Новому начальнику генштаба президент пожелал "силы и энергии" в решении проблем вооруженных сил. А что же сам генерал Антониу Инджаи? В отличие от президента, виновник торжества в ходе церемонии отмолчался. Он не только не выступил с речью, но и вообще не сделал никакого заявления, даже краткого.

Как и следовало ожидать, в отличие от покладистых гвинейских политиков, назначение главы путчистов на высший армейский пост вызвало критику со стороны доноров Гвинеи- Бисау, входящей в число пяти беднейших государств планеты. "Посольство Соединенных Штатов выражает сожаление в связи с тем, что гражданское руководство Гвинеи-Бисау решило повысить в должности Антониу Инджаи, главного ответственного за события 1 апреля", – говорится в заявлении, распространенном в день церемонии посольством США. "Ввиду повышения в должности генерал-майора Инджаи и продолжающегося содержания под арестом адмирала Заморы Индуты, Соединенные Штаты не будут помогать процессу реформирования оборонного сектора", – указывается в документе.

В США и ЕС считают, что Антониу Инджаи имеет отношение к наркомафии, которая в последние годы серьезно упрочила влияние в Гвинее-Бисау. Воспользовавшись нестабильностью и отсутствием контроля, наркобароны превратили страну в перевалочный пункт на пути кокаина из Латинской Америки в Европу.

В апреле казначейство США включило близкого к генералу Антониу Инджаи в военном мятеже, бывшего командующего ВМС западноафриканской страны Бубо На Тчуто в список лиц, занимающихся международным наркотрафиком. Наряду с ним в список попал и действующий командующий ВВС республики Ибраима Папа Камара. Среди конкретных обвинений в их адрес фигурирует подозрение в причастности к исчезновения в июле 2008 года свыше 500 кг кокаина, захваченного на самолете, следовавшего рейсом из Венесуэлы.

С критикой назначения генерала Антониу Инджаи выступило и представительство ООН, отметившее, что решение ставит под сомнение способность политического руководства Гвинеи-Бисау контролировать обстановку в стране.

Церемонию вступления в должность Инджаи послы западных стран проигнорировали. Присутствовал лишь посол соседнего Сенегала и представитель Экономического сообщества стран Западной Африки /ЭКОВАС/. Скандальное событие сорвало заседание начальников штабов ЭКОВАС. Внеочередная встреча назначалась специально для обсуждения положения в Гвинее- Бисау. Предполагалось, что при закрытых дверях будет заслушан доклад о положении в стране, а также доклады ООН и ЕС о планах по реформированию вооруженных сил. Начальники штабов также должны были встретиться в президентом Гвинеи- Бисау Малам Бакай Санья и премьер-министром Карлушем Гомешем Жуниором. За день до церемонии стало известно, что заседание не состоится. Было объявлено, что оно "отложено по организационным причинам", но ни для кого не секрет, что на отмену повлияло назначение Антониу Инджаи.

Но политиков Гвинеи-Бисау это, похоже, не обескураживает. Как прокомментировал министр иностранных дел Аделину Ману Кета, решение президента "конституционно". Министр сказал, что выбор "законен", так как "отвечает всем конституционным формальностям".

"Высокопоставленные военачальники собрались и выбрали между собой человека, который, как они считают, соответствует всем необходимым условиям, – пояснил Ману Кета. – Правительство изучило представленные предложения и довело выбор до сведения президента республики. Таким образом, выполнены все требования конституции и все формальности".

Министр призвал доноров проявить понимание. "Международное сообщество должно уяснить, что каждая страна имеет свои реалии, – сказал Ману Кета. – У нас собственные реалии, и международное сообщество, рано или поздно, должно понять то, с чем мы сталкиваемся. Это выбор, сделанный в соответствии с нашей конституцией".

Более того, министр иностранных дел подчеркнул, что страна по-прежнему надеется на материальную помощь, в том числе для проведения реформы вооруженных сил. "Есть несколько областей, в которых Гвинея-Бисау ожидает получить поддержку от международного сообщества, – сказал Ману Кета. – В данный момент, мы находимся в фазе реформирования сектора обороны и безопасности и надеемся на возможную поддержку в этой области. Мы также имеем в виду подготовку круглого стола доноров для сбора средств".

Апрельский мятеж генерала Антониу Инджаи, кроме прочего, сорвал вторую фазу армейской реформы, то есть фактически ее начало, так как первая фаза ограничивалась планами и заявлениями. Таким образом, провалилась очередная попытка доноров преобразовать вооруженные силы, превратив их из института, живущего собственной жизнью и регулярно вмешивающегося в политику, в структуру, строго придерживающуюся функций, отведенных ей конституцией.

Оплачиваться реформа должна за счет доноров. Других путей выплатить солидные откупные за выход в отставку части офицеров, чье количество превышает рядовой состав и явно избыточно, нет. После последних событий доноры явно не горят энтузиазмом выделять Гвинее-Бисау деньги.

Армию это вряд ли сильно расстроит. В отличие от политиков, проводивших выборы только благодаря зарубежным пожертвованиям, военным всегда удавалось найти собственные источники дохода. Правда, до сих пор они были сугубо криминальным – либо продажа оружия, либо участие в контрабанде наркотиков.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Африка   (76)