«Сначала „Норд Стрим“, а теперь и его южная сестра внезапно стали реальностью, несмотря на интенсивную политическую и медийную враждебность Запада», – сообщает Роберт Харнейс с острова Рюген.
Отложенное после Ирака из-за оппозиции и конфронтационного подхода режима Буша к попыткам России установить более тесные связи с Европой, 9 апреля российским президентом Дмитрием Медведевым было, наконец, начато строительство амбициозного нового трубопровода «Норд Стрим». Немецкий канцлер Ангела Меркель присутствовала на открытии виртуально, использовав спутниковую связь. Первые трубы у побережья Швеции уже укладываются. Планируемое окончание строительства – 2011 г., газопровод (среди подводных) станет самым длинным и крупным в мире. 51% акций в нём будет принадлежать Газпрому, остальные доли – немецким, французским и нидерландским инвесторам. Это существенное достижение российского премьер-министра Владимира Путина. Помимо прочего, он провёл добрый месяц в переговорах, достигнув неожиданного соглашения по всем спорным вопросам с Норвегией. Это означает, что арктические энергетические ресурсы в регионе теперь будут открыты для эксплуатации гораздо ранее, чем ожидалось.
«Норд Стрим» рассматривается в неразрывной связи с двумя другими тревожащими энергетическими маршрутами. Во-первых, Баку – Тбилиси – Джейхан – нефтяной маршрут, открытый в мае 2005 г. и соединивший в обход российской территории Баку на Каспии с турецким средиземноморским побережьем. Во внешней военной политике США он поднимает геополитический статус Грузии от бесполезного до подобного израильскому. Маршрут был начат и завершён во время огромной слабости России и высказанных сквозь зубы возражений Москвы.
Хотя он обеспечивает лишь чуть более 1% мирового потока нефти, но даёт США, НАТО или ЕС постоянный повод для военного вмешательства на южном Кавказе. «Мы должны защитить наши жизненно важные энергетические маршруты», – стоит крик. Стоит заметить, что, по словам бывшего британского работника, сказанным «Дейли Мейл», он был задуман на волне коррупции, в которую в большинстве случаев были вовлечены Азербайджан и «Бритиш Петролеум». Если бы США были способны придерживаться разумных отношений с Ираном, то в этом маршруте вообще не было бы необходимости. Нефть в Персидский залив могла бы идти через Иран по кратчайшему маршруту по существующим трубопроводам, нуждавшимся только в усовершенствовании.
Затем существует богато разрекламированный маршрут «Набукко» из Центральной Азии в южную Европу, также первоначально открыто навязанный, как и БТС (Баку – Тбилиси – Джейхан) в качестве средства доставки газа в южную Европу в обход России при хвастливой поддержке США. В отличие от БТС, новый южный путь газа действительно полезен, особенно для итальянского рынка. Проблема с «Набукко» состоит в том, что для него мало денег и ещё меньше газа. Единственная страна, которая может его наполнить… – Иран. В апреле 2008 г. российский посол в ЕС Владимир Чижов с усмешкой отметил: «Я знаю несколько моментов из политической географии. Единственный способ наполнить трубопровод «Набукко» – положиться на иранский газ. Но это решать Западу. Я бы не отважился говорить Евросоюзу, как им вести дела с Ираном». Но затем он сделал именно это, предложив «либо бомбить Иран, либо покупать газ».
Реакция Путина на всю эту энергетическую агрессию под самым носом, вместе с бархатными революциями и разногласиями вдоль всех российских границ, состояла в следующем – направить свою собственную энергию вне дряхлых трубопроводов балтийской схемы; а затем запустить ещё один трубопровод – южный, причем оба обходят бурные проамериканские связки из бывших советских республик к западу от России, в том числе – Украину, через которую идёт в ЕС 80% российского газа.
«Южный Поток» встречается с конкуренцией евро-плана «Набукко», но при заявленном в этом месяце соглашении между Россией и Австрией, последний вытесняется соперником. Есть признаки того, что исходя из принципа «если не можешь их победить, присоединись к ним», администрация Обамы может перейти к сотрудничеству вместо соперничества. Источник, близкий к проекту, заявил еженедельнику «Аль-Ахрам», что они спокойны и уверены в том, что российский черноморский трубопровод будет в авангарде.
Первоначально «Норд Стрим» был проигнорирован западными СМИ, а потом и оболган. Швеция, Польша и государства Балтики были особенно горласты, подстрекая ворчание США о сверхзависимости от российской энергии, странно забыв о собственной зависимости от источников на Ближнем Востоке и в Африке. Самая ожесточённая атака шла со стороны министра обороны Польши, а ныне – секретаря по иностранным делам Радослава Сикорски. В апреле 2006 г. он сравнил германо-российское соглашение с пактом Молотова-Риббентропа, по которому в августе 1939 г. Польша была разделена; утверждение состояло в том, что при наличии прямого трубопровода в Германию русские впервые смогут отрезать балтийские государства, Польшу и Украину, не затрагивая Западной Европы.
Заявление о том, что российский флот будет нести ответственность, защищая завершённый трубопровод, вызвало много тревог в семействе СМИ. После многих лет бряцания саблями со стороны НАТО/США о защите жизненно важных энергетических маршрутов, вдруг возникает озабоченность в связи с тем, что Россия может однажды применить то же самое оправдание о защите своих жизненно важных энергетических маршрутов.
Все страны вокруг Балтики в большей или меньшей степени демонстрируют громко высказываемую неприязнь, «защищая» окружающую среду. Предлогом высказываемых озабоченностей является наличие большого количества оружия и снаряжения на дне Балтийского моря, оставшееся после двух мировых войн.
Бывшего немецкого канцлера Герхарда Шрёдера обвиняли в слишком дружелюбном отношении к России. Будучи немецким руководителем, он был в добрых отношениях с тогдашним президентом Путиным и в ноябре 2005 г. (за несколько недель до ухода с поста) договорился о займе в 1 миллиард евро на проект северного трубопровода. Окончательное соглашение между Россией и Германией было подписано всего за 10 дней до выборов. Когда настроенная антироссийски Ангела Меркель заняла пост канцлера, он поспешил стать председателем совета директоров «Норд Стрима».
13 декабря 2006 г. «Вашингтон Пост» выпустила громовую редакционную статью, озаглавленную «Продажа Герхарда Шрёдера», при этом признавая, что политики США уходят из своих комитетов работать в качестве лоббистов в те организации, которые они сами же раньше контролировали. «Могло ли так произойти из-за того, что бывший канцлер осознавал, что он, в сущности, создаёт своё собственное будущее рабочее место?» – лицемерно вопрошали они.
Однако далеко не все яйца были в корзинке у Шрёдера. За две недели до выборов Путин попросил о встрече с Меркель, желая получить уверения в том, что она готова поддержать проект, если выиграет выборы. Без такой уверенности он не был готов двигаться дальше. Меркель подтвердила свою поддержку, и проект был продолжен. Шрёдер просто действовал так, как немецкие политические и экономические правящие круги считали в интересах Германии лучшим. Стоит заметить, что Шрёдер твёрдо верит в русско-немецкое примирение; он никогда не знал своего отца, убитого в боях с Красной Армией в Румынии через шесть месяцев после рождения сына. Он сам усыновил двух русских сирот. А в этом месяце Меркель публично подтвердила свою поддержку строительству трубопровода.
Директор по связям «Норд Стрима» Йен Меллер заявил в «Уикли»: «Проект первоначально рассматривался в 1997 г., когда ещё никто не слышал о Владимире Путине, и с 2000 г. ЕС поддерживал проект, в то время никаких возражений не поступало». Он добавил: «Мы видим себя в качестве некой лакмусовой бумажки российско-западных отношений. Было бы легче построить в 2002 г., это было ещё до ухудшения отношений между Западом и Россией, по-видимому, диктующих реакцию СМИ. Они всегда создавали один и тот же стандартный набор возражений – Путин, Шрёдер, военная угроза, сверхзависимость от российского газа и энергетическая угроза бывшим советским государствам. И теперь внезапно всё снова стало нормально».
Попытки Буша и его нео-консервативных сторонников по обе стороны Атлантики потопить сделку были явно направлены на ныне богатую деньгами, энергичную Россию, уже не столь уязвимую для махинаторов из США в Европе и восточнее.
Это состояние дел «снова нормально» не так уж ни связано с чуть более здравой энергетической политикой США в Европе, поскольку президент Барак Обама пытается частично восполнить ущерб, нанесённый Бушем. Специальный представитель США по вопросам евразийской энергии Ричард Морнингстар занял менее конфронтационную позицию по отношению к России. Он ещё заявляет об озабоченности европейской зависимостью от российской энергии и возражает против иранского газа для Набукко, но в прошлом сентябре заявил «EUobserver.com»: «Мы желаем иметь дело с Россией, и надеемся, что найдутся пути сотрудничества; мы не рассматриваем положение с точки зрения нулевого варианта. Игра с нулевым результатом дорого обходится в современном финансовом мире».
Предсказуемо, что начиная с этого момента, все балтийские государства стали в очередь на подписание согласия с проектом «Норд Стрим».
Роберт Харнейс
Источник: "ИноФорум"
"Ссылка наоригинал"