В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Политика

  << Пред   След >>

Противостояние двух основных политических блоков в Ираке

Седьмого марта в Ираке состоялись парламентские выборы, однако новое правительство до сих пор не сформировано. Победа пока остается за возглавляющим либерально- патриотический блок "Аль-Иракия" Айядом Алауи, выигравшем два голоса у своего оппонента – лидера коалиции "Государство закона" премьер-министра Нури аль-Малики. Блок Алауи, завоевавший 91 депутатский мандат, не может начать формирование нового правительства, поскольку этому всячески препятствует действующий премьер, который, в свою очередь, выступает категорически против международного вмешательства в политический процесс в стране.

Коалиция "Государство закона" получила по итогам состоявшихся выборов 89 мест в парламенте. По закону, для формирования кабинета в одиночку партиям парламентского большинства необходимо иметь не менее 163 мест в парламенте. В основу нового правительства Ирака должны лечь принципы единства и национального примирения. Пытаясь окончательно склонить чашу весов в свою сторону, аль-Малики добился ручного пересчета голосов в Багдаде, который получил 70 мандатов. Настаивая на повторной процедуре, аль-Малики утверждал, что в столичном округе при проведении электронного голосования имели место подтасовки в пользу блока "Аль-Иракия".

Еще до начала избирательного процесса в стране был введен комендантский час, закрыты порты и погранпереходы. Было запрещено передвижение людей и автотранспорта без специальных разрешений, улицы патрулировала полиция. Кроме того, с девяти часов вечера 7 марта до пяти часов утра 8 марта Ирак прекратил все сообщения с другими странами. За порядком в день голосования следили около миллиона военнослужащих, полицейских, сотрудников разведслужб, а также подразделения США, участие которых ограничено наблюдением и сбором информации о ситуации, а также оказанием возможной медицинской помощи. Согласно действующему в стране плану обеспечения безопасности, все провинции на время выборов были изолированы друг от друга.

В течение трех предвыборных недель до 5 марта кандидатам и партиям было разрешено открыто вести агитацию и давать рекламу в СМИ, в первую очередь, на телевидении, проводить митинги. На улицах иракских городов повсеместно расклеивались листовки и плакаты с изображением кандидатов. Изначально выборы были запланированы на январь, но после того, как депутаты затянули принятие нового избирательного закона, стало ясно, что в установленные сроки организовать голосование не удастся, и дата выборов со второй попытки была перенесена на 7 марта.

Большой группе политических деятелей, преимущественно из числа суннитов, было отказано в регистрации в связи с принадлежностью в прошлые годы к ныне запрещенной партии Баас. 511 человек попали под действие закона об искоренении баасизма. Оппозиционные силы и суннитская община встретили такой вердикт в штыки и потребовали "пересмотра дискриминационного решения". Первоначально апелляционная комиссия признала незаконным отстранение от участия в выборах кандидатов в народные избранники, однако это вызвало недовольство крупнейших шиитских фракций. В Багдаде и Басре прошли массовые акции протеста "против возвращения баасистов на политическую арену".

Однако позднее было принято решение повторно рассмотреть дела бывших баасистов и принять "третейское решение": отстранить часть, позволив баллотироваться наиболее лояльным нынешним властям. В результате премьер- министр Нури аль-Малики лично исключил из "черного списка" тех, кто отрекся от партии Баас и стал служить новому Ираку. Из 177 кандидатов, подавших апелляцию, пока к участию были допущены лишь 28.

За два дня до открытия избирательных участков политическая обстановка в Багдаде была накалена до предела. Фаворитом на выборах 7 марта выступал блок "Государство закона". Все политические противники премьера, как свидетельствовала газета "Аш- Шарк аль-Аусат", хотели одного: сместить аль-Малики. Его основной оппонент экс- премьер Айяд Алауи обещал избирателям "выбросить аль-Малики из кресла и осуществить чаяния иракцев на перемены и спокойную жизнь". Он критикует власти "за давление на избирателей, запугивание их угрозой переворота и клеветнические измышления в адрес оппозиции".

В свою очередь, пресс-секретарь премьера Али аль-Мусави утверждал еще до начала избирательного процесса, что "ряд участников гонки, предчувствуя свое поражение, применяют запрещенные приемы и ведут себя недостойно".

Сам премьер предпринял в последние часы до начала голосования несколько заметных шагов, обозначив свою готовность к альянсу с курдскими партиями и своими партнерами по выборам 2005 года из Высшего исламского иракского совета /ВИИС/ – шиитской религиозной группировки, тесно связанной с Тегераном. Премьер также подчеркнул свое стремление "к тесным и дружеским отношениям с соседями". Он приветствовал заявление президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, назвавшего Ирак своим союзником.

Алауи, между тем, заявил, что в Ираке люди не чувствуют себя в безопасности. В связи с этим, он пожелал, чтобы выборы открыли перед иракцами дорогу к лучшему будущему.

Мониторинг за выборами в Ираке осуществляли 300 иракских и более 500 международных наблюдателей, в том числе 70 делегатов от Лиги арабских государств /ЛАГ/, а также 250 тыс. представителей местных организаций и объединений. Досрочное голосование на парламентских выборах для граждан Ирака, проживающих или работающих за рубежом, началось 5 марта. По данным иракского избиркома, 16 стран дали согласие на проведение у себя волеизъявления. В течение трех дней тысяча избирательных участков были открыты в 45 городах в Австралии, Австрии, Великобритании, Германии, Дании, Египте, Иордании, Иране, Канаде, Ливане, Нидерландах, Объединенных Арабских Эмиратах, Сирии, США, Турции и Швеции.

Досрочно проголосовали военнослужащие, сотрудники силовых структур, заключенные, а также те, кто проходит лечение в медицинских стационарах – всего около 800 тыс. человек. С этой целью были открыты 1,7 тыс. избирательных участков в 450 округах. Всего в выборах в парламент Ирака приняли участие порядка более 15 млн человек, которым предстояло избрать 325 депутатов. Самая высокая явка избирателей на прошедших досрочных парламентских выборах была отмечена в провинции Багдад, где проголосовали более 100 тыс. человек. Меньше всего голосов – 16 тыс. – было подано в провинции Мутанна. 5 марта прошел второй этап досрочных выборов для проживающих за рубежом граждан Ирака, который продлился вплоть до 7 марта и проходил в 16 странах. Первыми голосовали иракцы в Австралии, где явка составила несколько сотен человек. За голоса 18,9 млн жителей во время выборов боролись более 6,1 тыс. кандидатов. За 325 мест в парламенте – 6218 кандидатов, представляющих 86 политических партий и объединений, в том числе 1801 женщина. После свержения режима Саддама Хусейна выборы прошли во второй раз. Первые состоялись в 2005 году, число принявших в них участие иракцев было больше – 76 проц., по сравнению с 62,4 проц. от 18,9 млн зарегистрированных избирателей на минувших выборах.

Помощь в проведении выборов оказали многие страны. Так, Китай поставил в Ирак свыше 100 тыс. урн для голосования и специальные фиолетовые чернила, которыми помечают указательные пальцы уже проголосовавших во избежание повторного участия в выборах. В Объединенных Арабских Эмиратах напечатали более 26 млн бюллетеней, а Ливан напечатал списки избирателей и заключительные бюллетени для публикации итогов выборов.

Выборы прошли в 18 провинциях страны, поделенных на 10 тыс. избирательных округов. За рубежом проголосовало 275 тыс. иракцев. Наибольшая явка – почти 37 тыс. – была зафиксирована в Сирии. В Багдаде к урнам для голосования пришли 53 проц. зарегистрированных избирателей. Таким образом, выборы были признаны состоявшимися. Избирательный процесс был "прозрачным", по оценкам миссии ООН по оказанию содействия Ираку.

Эти выборы, по мнению избирателей, обращают на себя внимание лучшей организацией по сравнению с аналогичным голосованием пятилетней давности. В течение дня практически не поступали сообщения о фальсификациях в ходе голосования, хотя официальные оценки избиркома, наблюдателей и оппозиции еще впереди. Вместе с тем, в ряде провинций избиратели испытали некоторые трудности, в частности, с поиском своих имен в списках.

Западные и арабские обозреватели признают, что аль- Малики остается на сегодня самой сильной политической фигурой Ирака. Он сумел стать общенациональным лидером, у которого имеются сторонники во всех общинах и провинциях. Заслугой премьера признается подавление беспредела, который творили в городах партийные милиции, и снижение уровня религиозной конфронтации между суннитами и шиитами. Продуманным предвыборным ходом аль-Малики стало решение разрешить 20 тыс. офицерам бывшей саддамовской армии вернуться в ряды вооруженных сил.

Как отмечают некоторые обозреватели, поражение аль- Малики может повлечь за собой дестабилизацию обстановки в Ираке, ибо оппоненты премьера не скоро договорятся между собой, кому из них возглавить кабинет. На деле это выразилось в проведении боевиками в поствыборный период терактов, главным образом, в столице страны. Накануне и в день голосования имели место террористические проявления, в том числе взрывы и минометные обстрелы в Багдаде и других городах, в результате которых погибли десятки человек и более ста были ранены. Затяжной паузой после оглашения предварительных итогов воспользовались экстремистские силы, связанные с "Аль-Каидой", которые вновь развязали в стране насилие.

Действующий премьер-министр, не захотевший мириться с поражением, настоял на ручном пересчете голосов. Этот шаг может изменить расстановку сил в парламенте, считают в коалиции "Государство закона". Речь идет о необходимости пересмотра результатов голосования в Багдаде. За столичным избирательным округом закреплено 68 из 325 мест в парламенте. Как считают представители премьерского блока, на выборах могла иметь место фальсификация бюллетеней в пользу Алауи.

Примечательно, что вслед за премьером в поддержку требования о ручном пересчете бюллетеней выступил лидер проиранского Иракского национального альянса /ИНА/ Аммар аль-Хаким, блок которого, согласно предварительным данным, идет на третьем месте. Этого же потребовали представители девяти из 18 иракских провинций, населенных, преимущественно, шиитами. По мнению региональных наблюдателей, этот шаг свидетельствует о консолидации шиитских политиков. Противником такой процедуры выступает блок "Аль-Иракия", который оторвался на 11 тыс. голосов от премьерского блока и вышел на первое место.

Независимая апелляционная комиссия /НАК/ Ирака аннулировала часть голосов в поддержку 52 кандидатов, поданных на прошедших выборах, из-за их принадлежности к запрещенной в стране партии Баас. Речь, главным образом, идет о кандидатах от суннитских партий, что может отразиться на окончательных итогах выборов и спровоцировать новый виток противостояния между суннитами и шиитами. "Аль- Иракия" намерена разобраться с законностью этих действий, так как среди этих кандидатов – несколько представителей блока, в том числе один, получивший депутатский мандат. В результате, преимущество "Аль-Иракии" над коалицией аль- Малики сократилось до одного места. Попытки сформировать за без малого два месяца коалиционное правительство не увенчались успехом, переговоры между партиями зашли в тупик, и Айяд Алауи уже предложил создать хотя бы временное правительство для предотвращения волны насилия в стране.

Блок действующего премьера "Государство закона" и проиранский ИНА, который имеет 70 мандатов, планируют создать новую коалицию. В случае их объединения в одну коалицию она станет самым крупным блоком в 325-местном парламенте страны. Как считают в "Аль-Иракии", для прекращения затянувшихся политических манипуляций в Ираке нужно провести новые выборы под контролем международных наблюдателей. "Государство закона" и ИНА уже подписали соглашение, предусматривающее передачу права последнего слова по формированию нового альянса коллегии духовных лиц. Небольшая группа духовенства, возглавляемая самым влиятельным среди шиитов лицом аятоллой Али ас-Систани, будет принимать окончательное решение в вопросах улаживания политических разногласий между двумя основными партиями в стране.

Между тем, ручной пересчет голосов, который проходит при участии европейских наблюдателей, представителей ООН и при поддержке ЛАГ, продолжается. На данный момент в результате ручного пересчета бюллетеней в столице Ирака было обработано 90 проц. всех голосов. "Серьезных фактов нарушений не наблюдается, а ошибки, обнаруженные во время процедуры пересчета, незначительные", – заявил представитель НАК Керим ат-Тамими. Он не исключил возможности изменения результатов выборов, после того как Высший кассационный суд Ирака принял решение вычеркнуть из списков занявших в парламенте места девятерых кандидатов от блока "Аль-Иракия". Однако на данный момент, по словам представителей НАК, ручная обработка бюллетеней не выявила существенных изменений в итогах парламентских выборов. Как сообщили ряд арабских СМИ на этой неделе, лидеры двух главных блоков в стране аль-Малики и Алауи, как ожидается, проведут в ближайшее время встречу для определения принципов формирования будущего единого правительства.


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Ирак   (60)