Визитом, который в большей мере обозначил, чем решил проблемы в отношениях между Евросоюзом и Китаем, стал вояж президента Франции Николя Саркози в Китай /28 апреля – 1 мая/. Французский лидер, прилетевший вместе со своей супругой Карлой Бруни, сначала побывал в течение нескольких часов в Сиане – древней китайской столице, знаменитой "терракотовым воинством" первого китайского императора Циньшихуанди, затем отправился на переговоры в Пекин. Из китайской столицы он проследовал в Шанхай, где вместе с несколькими десятками других глав государств и правительств, съехавшихся со всего мира, принял участие в открытии всемирной выставки ЭКСПО-2010, организованной с истинно китайской любовью ко всему "самому-самому".
Визит состоялся по приглашению председателя КНР Ху Цзиньтао.
В Пекине глава французского государства провел переговоры с Ху Цзиньтао, главой китайского правительства Вэнь Цзябао и председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей /ПК ВСНП/ У Банго. Как и ожидалось, в центре внимания оказались два вопроса – иранская проблема и обменный курс юаня, хотя стороны обсудили в более широком плане также проблематику торгово-экономического сотрудничества в посткризисный период.
"В настоящее время у китайско-французских отношений сохраняется хорошая тенденция развития, – постаралась задать тон в освещении журналистами визита Саркози официальный представитель МИД КНР Цзян Юй. По ее словам, обе стороны "поддерживают частые контакты на всех уровнях, динамично развивается сотрудничество во всех областях".
"Вместе с французской стороной мы намерены совместными усилиями улучшать политическое доверие, углублять практическое сотрудничество во всех областях, укреплять взаимодействие и координацию по важным международным и региональным проблемам, продвигать здоровое и стабильное развитие китайско-французских отношений", – сказала она.
Между тем, отношения между Пекином и Парижем далеко не безоблачны, хотя китайская сторона испытывает очень большое желание продвигать отношения с Францией как одной из важнейших стран ЕС. Первый визит Николя Саркози в Китай состоялся в ноябре 2007 года. Его практическим итогом стало подписание ряда соглашений о сотрудничестве в сфере атомной энергетики. Однако затем отношения двух стран омрачили контакты французских руководителей с ламаистским иерархом далай-ламой, которого в Пекине считают лидером тибетского сепаратизма.
В ходе нынешнего визита никаких соглашений не подписывалось и вообще поначалу складывалось впечатление, что Саркози с супругой больше настроены вслед за древностями Сианя посмотреть исторические достопримечательности Северной столицы и ее окрестностей. Они прогулялись по Великой китайской стене и посетили Минские могилы – величественный некрополь императоров китайской династии Мин /1368-1644/. Этот поход носил "частный характер" и был закрыт для прессы, поэтому заполучить фотографии французской президентской четы на фоне древнекитайских стен не удалось.
В Пекине ключевой стала встреча Саркози с Ху Цзиньтао. Поскольку она проходила за закрытыми дверями, судить о ее содержании журналистам пришлось в основном по совместной пресс-конференции, которую дали Саркози и Ху после переговоров. Говоря о иранской проблеме, Саркози сразу же выделил суть все еще сохраняющихся расхождений в китайском и "западном" подходах: "Китай надеется использовать диалог для решения проблемы. Франция полностью понимает Китай, и мы хотели бы обсудить проблему вместе в удобное время, но если диалог не работает, то нам остается только использовать санкции".
Западные обозреватели полагают, что Китай, который связывают с Ираном тесные экономические узы, и прежде всего – поставки иранской нефти, уже готов обсуждать санкции, хотя все еще говорит исключительно о диалоге. И все же, несмотря на заметные подвижки в китайских формулировках, утвердительно говорить о возможности четкой поддержки санкций Пекином явно преждевременно. Даже если китайцы и поддержат в итоге какие-то новые санкции, они будут максимально щадящими для Тегерана.
Практически одновременно с Саркози иранскую проблему подняла в переговорах с премьером Госсовета КНР Вэнь Цзябао представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
И здесь нам также приходится судить о китайской позиции в изложении западной стороны. Китай, сказала Эштон после переговоров с премьером, готов обсуждать проблему санкций против Ирана, настаивая на том, чтобы они были направлены на поддержание усилий по сдерживанию ядерной программы Тегерана. По ее словам, беседа с главой китайского правительства показала, что позиция Пекина в отношении санкций против Ирана "эволюционировала" от готовности обсуждать их до признания того, что они могут принести результаты.
"Мы не говорили о том, нужны санкции или нет, – сказала Кэтрин Эштон. – Мы обсуждали вопрос о том, какими они должны быть". Она также отметила, что на переговорах Вэнь Цзябао подчеркнул, что санкции должны быть направлены исключительно на сдерживание ядерной программы Тегерана. "Премьер Вэнь Цзябао ясно дал понять, что они /санкции/ должны быть, но ... он считает, что они должны быть направленными", – сказала Кэтрин Эштон. Китайская сторона от оглашения содержания встречи по иранской проблематике воздержалась.
Саркози тоже встретился с Вэнь Цзябао, однако их беседа касалась в основном общих предпосылок для укрепления связей. Вэнь Цзябао недвусмысленно призвал к укреплению взаимопонимания и доверия между Китаем и Францией, намекая на то, что пока они, увы, недостаточны. .
"Углубление взаимного понимания и доверия позволит создать основательные политические гарантии для наращивания связей между двумя странами", – сказал глава китайского кабинета, которого процитировало агентство Синьхуа. "Стабильные, основанные на сотрудничестве китайско- французские отношения соответствуют фундаментальным интересам обеих сторон и интересам всего мира", – добавил он.
"Китай будет работать вместе с Францией по обеспечению и продвижению общих интересов в стратегическом плане и в долговременной перспективе, усиливая координацию и сотрудничество, с тем, чтобы способствовать экономическому росту и строительству нового мирового политического и экономического порядка", – сказал Вэнь Цзябао.
Саркози, в свою очередь, высоко оценил усилия, предпринятые Китаем в преодолении мирового финансового кризиса. Как передает Синьхуа, французский президент высказался за расширение двустороннего сотрудничества в таких областях, как инвестирование, ядерная энергетика и защита окружающей среды.
Еще одним членом "тройки" европейских визитеров, посетивших Пекин накануне ЭКСПО-2010, стал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Его беседа с главой китайского кабинета затрагивала экономическую проблематику.
Как явствует из сообщений китайской печати, Вэнь Цзябао на встрече с Баррозу призвал предпринять усилия для борьбы с торговым протекционизмом, чтобы "всем миром" более эффективно преодолевать последствия мирового финансового кризиса.
"Несмотря на то, что негативное влияние глобального финансового кризиса на мировую экономику ослабевает, а торговля восстанавливается настоящее преодоление кризиса потребует постоянных усилий всех стран еще какое-то время", – сказал глава китайского правительства после встречи, подчеркнув, что эти усилия также включают в себя "противодействие всем формам торгового протекционизма". Одновременно Вэнь Цзябао высказался за повышение роли развивающихся стран в деятельности международных финансовых организаций.
Если Евросоюз страдает от натиска китайских товаров, не всегда лучшего качества, то сам Китай жалуется на последствия торгового протекционизма со стороны ЕС. Евросоюз – крупнейший торговый партнер КНР. За десять месяцев 2009 года объем торговли между сторонами составил 292 млрд долл, что на 18,7 проц. меньше, чем показатель за тот же период 2008 года. Основными статьями китайского экспорта в Европу являются машинотехническая продукция и товары широкого потребления – одежда, обувь. Страны ЕС ввозят в Китай преимущественно промышленное и транспортное оборудование, химикаты и высокотехнологичную бытовую технику. Одна из основных проблем в торговле между сторонами – значительное положительное сальдо в пользу Китая. Евросоюз периодически принимает антидемпинговые меры в отношении тех или иных китайских товаров, что вызывает негативную реакцию Пекина, считающего себя в этой ситуации жертвой европейского торгового протекционизма. Другой, но связанный с первой проблемой "камень преткновения" в отношениях ЕС и Китая – разногласия в вопросе обменного курса юаня, который в Евросоюзе по примеру американской администрации считают "заниженным".
Китай "четко понял" направленный ему Евросоюзом сигнал по валютному вопросу, заявил журналистам Баррозу, комментируя свою встречу с премьером Госсовета КНР. При этом он высказался за установление "предсказуемых" связей между основными валютами в мире, в число которых входит и китайский юань. По словам Баррозу, "группа 20" ведущих развитых и развивающихся государств должна обсудить вопрос "монетарной стабильности", включая обменный курс юаня.
Но кажется, что сейчас европейцев беспокоит не столько "завышенный" курс юаня, сколько нестабильность собственной валюты. Возможно, что Вэнь Цзябао сказал Баррозу что-то ободряющее в этом плане, так как глава Еврокомиссии подчеркнул, что Китай "сохраняет доверие" к евро. Глава Еврокомиссии добавил, что обсуждал с Вэнь Цзябао ситуацию вокруг Греции, однако Китай "никогда не упоминал" о возможной помощи этой европейской стране. Хотя теоретически не исключено, что китайцы окажут какую-то поддержку ЕС в нынешнем кризисе, поскольку около трети валютных запасов КНР, по некоторым данным, хранится в евро. Может быть, и поддержат, если Европа не будет слишком давить на Пекин с обменным курсом юаня. Удалось ли сторонам достичь определенного взаимопонимания по этому вопросу – приходится только гадать.
О чем Вэнь Цзябао четко заявил Баррозу – это что Евросоюз должен, наконец, признать рыночный статус экономики Китая.
"Евросоюзу необходимо как можно скорее признать за Китаем статус страны с рыночной экономикой, чтобы китайские предприятия получили равноправные конкурентные условия", – заявил премьер Госсовета КНР по итогам переговоров с главой Еврокомиссии. Касаясь торговых отношений с ЕС, Вэнь Цзябао подчеркнул, что "обеим сторонам необходимо предпринять усилия для выравнивания имеющегося дисбаланса и обеспечения дальнейшего развития торговых связей". "Китай, – отметил глава правительства, – неизменно будет продолжать притворять в жизнь политику внешней открытости, создавать для иностранных и китайских предприятий равные условия для конкуренции на рынке".
Баррозу заверил Китай в том, что "ЕС осуществляет открытую торговую и инвестиционную политику, выступает против торгового протекционизма, приветствует инвестиции китайских предприятий в Европе и готов создавать для них благоприятные условия".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.