В течение последних недель из Тегерана все явственней звучат антиамериканские и антизападные заявления, являющиеся реакцией на все большую решимость Запада ввести жесткие санкции, способные обуздать реализацию военного компонента иранской атомной программы. Противостоянию с Западом должно было способствовать и проведение в иранской столице альтернативной конференции по разоружению и нераспространению ядерного оружия. Она прошла в середине апреля под девизом: "Атомная энергия всем, ядерное оружие – никому" и привлекла делегации из 56 стран. В конференции участвовали делегации из Ирака, Сирии, Ливана, Армении, России, Китая и ряда других стран. В самом Иране отношение к конференции было неоднозначным: ряд политиков, в частности, прагматично настроенный спикер парламента, бывший секретарь Высшего совета национальной безопасности Али Лариджани, посоветовали президенту Махмуду Ахмадинежаду отказаться от идеи проведения конференции, так как, по его мнению, незначительное количество стран, солидаризирующихся с Тегераном в противостоянии с США, лишь оттенит политическую изоляцию Исламской Республики Иран. Так оно и оказалось. Иран поддержали лишь Сирия, Ливан и Ирак. Иранские надежды на конференции были обращены на Китай и Россию как постоянных членов Совета Безопасности ООН, обладающих правом вето на очередной, четвертый по счету пакет санкций против иранской ядерной программы.
Однако в речи главы российской делегации, зам. министра иностранных дел РФ С.Рябкова прозвучало обращение к ИРИ вернуть доверие со стороны международного сообщества. Что касается Китая, то и он выразил осторожное мнение, что надеется, что Иран выполнит обязательства, вытекающие из членства в Договоре о нераспространении ядерного оружия. В таком контексте понятно обострение антизападных настроений в речах иранского политического истеблишмента.
Тон, как всегда, задает президент страны Махмуд Ахмадинежад. Выступая 18 апреля на церемонии в честь Дня иранской армии, он сделал несколько достаточно воинственных заявлений. "Совершенно очевидно, что иностранцы должны покинуть наш регион. Это не просьба или мольба, а приказ и твердая воля всех народов региона Ближнего Востока, ибо иностранцам нечего делать в нашем регионе, и им надлежит вернуться по домам. Все, что происходит здесь, должно исходить от проживающих на Ближнем Востоке народов и их правительств. Иностранцы должны орудовать только у себя дома. Им надлежит хранить безопасность, но только на национальном уровне, а не в других странах, куда они бесцеремонно вторгаются... Наши вооруженные силы, являющиеся олицетворением могущества, ныне настолько сильны, что мысль о нападении или противоборстве с нами просто не должна посещать головы иностранных руководителей, желающих поставить нас на колени". Несколькими днями позже, 22 апреля, в телефонном разговоре с сирийским президентом Башаром Асадом, он выразил эту мысль, по версии иранского информагентства "Мехр", еще более однозначно:"Время работает на нас".
Эти слова, считают аналитики, должны быть услышаны в тех соседних странах региона, где расквартированы американские военные подразделения и которые считают укрепление военной мощи Ирана серьезной угрозой. Оттуда в последнее время нередки заявления о том, что военное усиление Ирана создает определенное беспокойство, тем более, что многие лидеры этих преимущественно суннитских стран считают иранскую политику в регионе авантюристической, вредящей национальным чаяниям расположенных здесь государств. Присутствие в регионе войск США рассматривается ими как своеобразный "зонтик безопасности", защищающий их от милитаристских притязаний могущественного шиитского соседа. Именно на осознании этого факта происходит укрепление сотрудничества ряда ближневосточных государств со странами Запада, в первую очередь – США.
Одновременно с военными угрозами, исходящими от иранского президента, подобные заявления делали в последние дни и военачальники иранской армии, Корпуса стражей исламской революции (КСИР), полувоенизированных формирований "Басидж". Так, обратим внимание на заявление Мохаммада-Резы Нагди, одного из лидеров "Басидж", который заявил, что расквартированный в регионе американский военно-морской флот представляет собой "убогие посудины, которые мы можем с легкостью потопить". "Угрозы американцев подобны голосу, который исходит от покойника", – добавил он. Ему вторил другой видный военачальник, генерал Хасан Фирузабади, заявивший в своей речи на проходившем в Тегеране альтернативном форуме по ядерному разоружению, что Иран давно уже готов сражаться с любыми иностранными военными силами, и если американцы "сунутся в Иран, они будут разгромлены до последнего солдата". Подобную смелость позволили себе и духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи, встречавшийся в середине апреля с рядом военачальников и сказавший, что иранские вооруженные силы должны сохранять и приумножать свою боеготовность для того, чтобы дать "зубодробительный ответ" американцам. Газета "Джомхурийе эслами", занявшая в последние месяцы позицию определенной критичности по отношению к иранскому высшему руководству и политике действующего президента, написала 18 апреля в передовой статье, что вооруженные силы страны находятся ныне в отличной форме и готовы к любому военному противостоянию.
Воинственность исходит в последние дни и от более умеренных политиков. Так, крайне антиамериканские заявления сделал спикер парламента Али Лариджани, намеревающийся выставитьь свою кандидатуру на ближайших президентских выборах и имеющий в Иране реноме политика, тщательно обдумывающего свои слова. Сказав о том, что для его страны вызывает большое сожаление политика ряда стран региона, пытающихся наладить отношения с сионистским государством, он обратился к соседним странам с призывом к реальному сближению с Ираном, учитывающим в своей внешней политике подлинные чаяния соседних исламских государств. Проблема Палестины, по словам Лариджани, должна быть решена только с позиции силы, ибо у нее нет мирного решения.
На прошедшем в Тегеране в День армии военном параде были показаны новые образцы вооружений, передаваемых на оснащение всех видов вооруженных сил, в частности – противоракетная техника, обладающая, по публикациям национальных СМИ, самыми современными и продвинутыми характеристиками, которые, впрочем, не расшифровываются.
Демонстрировались и три новейшие модификации ракет, в том числе типа "Шахаб" третьего поколения, которые в последние годы постоянно дорабатываются, приобретая все более мощные показатели. Интерес военных наблюдателей вызвала показанная на параде противоракетная установка отечественного производства, приближающаяся по своим характеристикам, как утверждают в Иране, к российскомиу комплексу С-300, поставки которого в Иране срываются, несмотря на постоянный нажим иранского руководства и тот факт, что в соответствии с подписанным несколько лет назад контрактом, Исламская республика полностью рассчиталась за поставки. Как известно, контракт был подписан в декабре 2005 года и предусматривал поставку пяти противоракетных оборонных систем С-300. Сумма сделки составляла в пределах одного миллиарда долларов. Иранский представитель заявил недавно, что если Россия не выполнит взятые на себя обязательства, то Иран продолжит свой путь самостоятельно и не отступит назад. Продемонстрированный на параде комплекс показал, что Иран намерен самостоятельно решать задачи противовоздушной обороны.
Задаче показа в действии новых видов вооружения служат и начавшиеся 22 апреля маневры в Персидском заливе военно-морских сил самой грозной составляющей вооруженных сил ИРИ – Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Они имеют кодовое название "Великий пророк-5" и проходят в непосредственной близости от Ормузского пролива, через который транспортируется до 35-40% нефти, идущей на экспорт. На следующий день после начала маневров там был испытан скоростной катер, рассчитанный на доставку ракет для уничтожения кораблей противника. Одной из главных его особенностей является то, что он недоступен для радарной техники. Кстати, военными специалистами уже не раз высказывалось мнение о том, что в ходе потенциального возможного противостояния между США и ИРИ в этом стратегически важном регионе военно-морские силы КСИР сделают ставку именно на такие маленькие быстроходные катера, отличающиеся большой маневренностью и способные нанести существенный вред ВМС США. Предполагается также широкое использование миниподлодок класса Мидджет", которыми уже оснащены ВМС КСИР. Их экипаж состоит всего из одного-двух человек и они способны нанести ощутимый урон морским судам. Однако отработка этой специфической техники в разных модификациях, представленных на военно-морских маневрах КСИР – отнюдь не главная их задача. Для Ирана более важна демонстрация своей силы и непобедимости для государств зоны Персидского залива, наблюдающих за военными приготовлениями Исламской республики с тревогой и предчувствием потенциально возможных грозных коллизий.
В.И.Месамед
Источник: "Институт Ближнего Востока "