Первые телевизионные дебаты в рамках предвыборной кампании прошли в Великобритании 15 апреля. Лидеры трех ведущих партий – правящей Лейбористской, оппозиционных Консервативной и Либеральных демократов – провели их в прямом эфире первого канала телекомпании Ай-ти-ви из Манчестера. Дискуссии Гордона Брауна, Дэвида Кэмерона и Ника Клегга состоялись в преддверии выборов, намеченных на 6 мая 2010 года.
Первый раунд первых в британской истории предвыборных теледебатов принес, по общему мнению, победу Нику Клеггу – лидеру партии Либеральных демократов. Эта партия является третьей политической силой в стране, роль которой особенно возрастает в условиях, когда ни правящим лейбористам, ни их главным оппозиционерам в лице консерваторов, возможно, не удастся заручиться большинством мест в Палате общин.
Стоит заметить, что все участники дебатов изрядно нервничали. Если же кратко говорить о содержании дискуссии, то в свете скандала вокруг злоупотребления системой возмещения депутатских расходов лидер Лейбористской партии и премьер-министр страны Гордон Браун предложил реформировать парламент /ранее лейбористы уже давали понять, что хотят сделать Палату лордов полностью избираемой/, заявив, что рассчитывает здесь на солидарность Либеральных демократов, и наоборот – не ждет поддержки от тори. Клегг и лидер оппозиционной Консервативной партии Дэвид Кэмерон, подвергнув оскандалившихся парламентариев остракизму /глава тори даже принес личные извинения избирателям за горе-депутатов/, обратили внимание на необходимости создания в стране более прозрачной и эффективной иммиграционной системы. А Кэмерон при этом заявил, что считает приток иммигрантов в страну непомерно высоким.
Сразу же по завершении дебатов ведущие британские СМИ обнародовали первые рейтинги трех политиков. Опрос общественного мнения, проведенный по заказу спутникового телеканала "Скай ньюс", показал, что Клегга считают победителем первого раунда 43 проц. респондентов, 26 проц. отдали предпочтение Дэвиду Кэмерону и лишь 20 проц. – Гордону Брауну. Опрос социологической службы "ЮГав" для газеты "Сан" выявил практически такие же результаты, только с еще большим разбросом между первым и третьим местом: Клегг – 51 проц., Кэмерон – 29, Браун – 19. Однако опрос службы "КомРес" для телекомпании Ай-ти-ви дал несколько меньшее преимущество победителю при том же порядке мест: Клегг – 43 проц., Кэмерон – 26, Браун – 20.
Впрочем, стоит заметить, что для Гордона Брауна первый раунд был заведомо невыигрышным. Дело в том, что темой дискуссий была в основном внутренняя политика с упором на социальную проблематику. А за любые негативные моменты в сферах здравоохранения, образования и в осуществлении социальных программ так или иначе несет ответственность действующая власть. Лейбористы же правят страной уже 13 лет. И Браун, так или иначе, ощущал на себе груз ответственности за весь этот долгий период, пусть даже он и не находился большую часть этого времени на премьерском посту. Ведь с 1997 по 2007 годы главой правительства был Тони Блэр, а Браун в то время занимал пост министра финансов. О беспрерывном же 18-летнем правлении тори в период пребывания на Даунинг-стрит Маргарет Тэтчер /1979-90 гг./ и Джона Мейджора /1990-97 гг./ многие британцы уже позабыли и для них консерваторы – это уже ни за что не отвечающая оппозиция.
Думается все же, что 10-летний опыт пребывания в кресле канцлера казначейства /так в Великобритании официально именуется пост главы минфина/, вероятно, поможет Брауну реабилитироваться во время раунда, посвященного аспектам экономики /во время еще одного поединка будет рассматриваться внешняя политика/. Экономическая проблематика – это явный "конек" действующего премьера. И в условиях финансово-экономического кризиса эта тема, казалось бы, должна была бы доминировать над остальными. Однако у политики свои удивительные законы. Так, был бы британский кризис более глубок, то на этой теме избиратели и заострили бы основное внимание. Однако Браун, благодаря грамотной политике своего кабинета, уже успел справиться со многими негативными последствиями глобального спада производства, а потому избиратели готовы переключить свое внимание на другие темы. Парадоксально, но факт: подошел бы Браун к нынешним выборам с худшими результатами в своей борьбе с кризисом, то мог бы рассчитывать на завоевание большего числа сторонников.
Ход предвыборной кампании в Соединенном Королевстве значительно усложнился после телевизионных дебатов. Как показывают многочисленные опросы общественного мнения, значительно усилилась тенденция к созданию по результатам голосования "патовой" политической ситуации, когда ни одной партии не удастся набрать в парламенте абсолютного большинства. В результате впервые за многие десятилетия Великобритания сейчас оказалась перед перспективой коалиционного правительства или правительства меньшинства.
Что касается Гордона Брауна, то он выполнил на теледебатах свою главную задачу – не слишком отстать от политических конкурентов. При этом глава правительства выглядел энергичным и напористым. Главным результатом стало сокращение разрыва в симпатиях избирателей между неизменным лидером последних месяцев – оппозиционной Консервативной партии и правящей Лейбористской. Если еще до теледебатов разрыв составлял около 10 проц., то опрос службы MORI дает теперь разрыв в 3 проц. Как сообщает телеканал "Скай ньюс", консолидированный опрос, составленный на основе данных ведущих служб общественного мнения, дает следующий результат: если выборы состоятся сегодня, то за лейбористов проголосуют 29 проц. избирателей, за консерваторов – 35 проц. и за либеральных-демократов – 21 проц.
В результате, в силу особенностей распределения голосов по округам, подобный результат не даст возможности ни одной из партий получить абсолютное большинство в Палате общин. Более того, создавшаяся ситуация не исключает, что Лейбористская партия способна завоевать на несколько мандатов больше, нежели Консервативная.
В этом случае, отмечает радиокомпания Би-би-си, нынешний премьер-министр Гордон Браун способен остаться у власти, возглавив либо коалиционное правительство, либо правительство меньшинства. "Нарезка" избирательных округов такова, что Консервативной партии необходимо получить преимущество выше 8-10 проц., чтобы победить и завоевать абсолютное большинство.
До всеобщих выборов, которые состоятся 6 мая, теледебаты лидеров трех ведущих партий пройдут еще дважды.
Между тем, с совершенно неожиданным прогнозом выступил спутниковый телеканал "Скай ньюс", входящий в медиа-империю Руперта Мэрдока. Согласно этому прогнозу, основанному на итогах последнего опроса общественного мнения, подготовленного службой "ЮГав", Лейбористская партия завоюет по итогам всеобщих выборов большинство мест в Палате общин.
Несмотря на то, что в этом опросе Лейбористская партия заручилась поддержкой 28 проц. избирателей и заняла лишь третье место после консерваторов с их 33 проц. и либеральных демократов с 30 проц., особенности существующей "нарезки" избирательных округов отдают первенство партии действующего премьера Гордона Брауна. Лейбористы, по расчетам привлеченного "Скай ньюс" к работе профессора Майкла Трешера, получат в нижней палате 271 место, в то время как консерваторы – 244, а либеральные демократы – 103. Все остальные партии завоюют в общей сложности 32 места. Таким образом, если этот расчет окажется верным, то Браун останется премьер-министром, однако ему, вероятно, придет формировать правительство на основе коалиции лейбористов с либерал-демократами, иначе парламент окажется недееспособным.
Но каким образом, оказавшиеся на третьем месте лейбористы могут победить? Дело в том, что правящая партия имеет больше шансов обеспечить победу своим кандидатам в тех округах, где у избирателей нет явных предпочтений. В результате многие тысячи голосов, отданных за тори, будут наподобие ударов вилами по воде. Многие голоса Либеральных демократов при этом также будут отданы впустую.
Ник Клегг, вышедший уверенным победителем первого раунда теледебатов, вывел свою партию на совершенно новый уровень популярности. В свою очередь, глава лидирующих во всех опросах тори Дэвид Кэмерон выглядел неубедительно. Примечательно, что состоявшиеся теледебаты поменяли общий политический фон в Соединенном Королевстве. И оставшиеся два тура – под эгидой телеканалов "Скай ньюс" и Би-би-си – способны принести еще много неожиданностей. "Дуэль по телеящику" – дебаты лидеров трех партий в самое популярное у телезрителей время – значительно повлияют, возможно, самым решительным образом на результаты выборов, которые, по оценкам аналитиков, будут отличаться довольно равной борьбой лейбористов, консерваторов и либеральных демократов", – пишет еженедельник "Экономист".
По мнению экспертов, новинка решительно изменит предвыборную кампанию и политическую жизнь королевства, как это произошло в США в 1960-м году после острых дебатов демократа Джона Кеннеди и республиканца Ричарда Никсона по насущным вопросам национальной и международной политики. За американцами новшество опробовали канадцы в 1968 году. В 1974 году – французы. В 1984 году дебаты организовали в Австралии, а в 1996 году – в Израиле. Как и в США, формат теледебатов в Великобритании определяется целым рядом условий. В соответствии с "уставом" из 76-и пунктов ответы на вопросы строго ограничены по времени, а аудитории запрещается хлопать или выражать недовольство – язвить и свистеть. Правда, длительность дебатов в Соединенном Королевстве пока и близко не приближается к прямым острым дискуссиям в Соединенных Штатах. Непосредственно перед избранием президентом Барак Обама провел более 40 часов дебатов в прямом эфире, а каждый из британских лидеров – 4,5 часа. Кроме того, темы для дискуссий определены заранее: вначале внутриполитические проблемы, затем внешнеполитические и, наконец, экономические. По выражению эксперта, автора книги по теледебатам профессора Университета Лидса Стивена Коулмэна, "структура британских дебатов очень своеобразная – как будто бы ее взяли из США", перекроив под другую страну с тоталитарным режимом. Коулмэн призывает к прямым, нерегламентируемым словесным схваткам дискутирующих при нередактированных вопросах из аудитории.
И все же, несмотря на недостатки, нынешние дебаты, как подчеркивает британская пресса, лучше, чем никакие. Более 50 проц. опрошенных заявили, что намерены посмотреть хотя бы одни из трех дискуссий. В США за дебатами в среднем наблюдают 50 – 60 млн телезрителей. Во Франции за схватками в 2007 году Николя Саркози и Сеголен Руаяль наблюдали 20 млн человек. Это число превышает количество телезрителей, которые наблюдали за чемпионатом мира по футболу в 2006 году во Франции. Кроме того, дебаты сопровождаются блогами и другими материалами в социальных сетях, таких как "Твиттер" и "Фейсбук". Причем, участвующие в таких интернет- дебатах не стесняются обнародовать свои мнения – порой резкие, интересные, оригинальные, которые, в свою очередь, порождают ответную реакцию. Все это повышает, генерирует интерес к опросам, самим выборам. У британцев, "внимательно наблюдавших за ходом первого 90-минутного поединка, значительно повысился интерес к личностям лидеров партий", замечает "Экономист". Телезрители, принявшие участие в опросе аналитического агентства Ipsos-MORI по "горячим следам" дискуссий, "оживленно обсуждали костюмы, нервную мимику и белизну зубов Брауна, Кэмерона и Клегга".
Причем, наибольшее – положительное – впечатление из дебатировавшей тройки произвел самый молодой и самый стройный Ник Клегг, в безукоризненном костюме. Он привлек внимание, которое "явно превосходило интерес на внутриполитической арене к самой партии Либеральные демократы". Любопытно, что Великобритания, буквально сходящая с ума от различных реалити-шоу, сложно, не без колебаний, шла к "политическому шоу". Договоренность о дебатах была достигнута в самом конце декабря между тремя ведущими политическими силами страны и телекомпаниями – Ай-ти-ви, "Скай ньюс" и Би-би-си – после почти шестимесячных согласований всех аспектов беспрецедентной в королевстве политической баталии, которым предшествовали неоднократные предварительные контакты. Телезрители получили возможность задавать непосредственно в студии вопросы участникам дебатов, которые проводят видные эксперты – Дэвид Димблби, Алистэр Стюарт и Адам Болтон. Одной из главных причин достижения решения о теледебатах политологи называют нынешнее ослабление позиций правящих лейбористов. При предыдущем премьере – Тони Блэре – партия- лидер рейтинга популярности решительно отвергала возможность подобных дебатов, рассматривая их как шаг с непредвиденными последствиями.
И ранее британские лидеры – даже самые красноречивые, в том числе Маргарет Тэтчер – уходили от предложений об участии в телевизионных дебатах. Главным же полем словесных сражений ведущих политиков в Туманном Альбионе была парламентская трибуна во время еженедельного раунда вопросов и ответов в Палате общин британского парламента. Самые неудобные, острые вопросы держали премьер-министров в форме, вырабатывали психологическую устойчивость, не давая расслабляться.
Теперь сфера словесных поединков расширяется за счет многомиллионной телеаудитории. "Будет правильно, если /общественное/ внимание будет наглядно сфокусировано на дебатах с участием /партийных/ лидеров, и также будет правильно при существующей системе /официального и теневого/ правительственных кабинетов, если министры и их коллеги в рядах оппозиции также обсудят имеющиеся проблемы в сериях дебатов на телевидении, а также на радио", – отметил, в частности, Браун в заявлении, появившемся на веб- сайте лейбористов. По словам главы телекомпании "Скай ньюс" Джона Райли, "соглашение между телевещателями и партиями – очень хороший для демократии исторический момент".
"Восхищен тем, что давно предлагавшиеся теледебаты, наконец, состоятся, – заявил Клегг. – После исключительно плохого года для политиков, в частности, из-за скандала о компенсациях расходов, дебаты предоставляют возможность заинтересовать, вновь привлечь людей к политике".
Сейчас в стране сложилась парадоксальная ситуация, когда три ведущие партии Великобритании почти сравнялись по популярности в преддверии выборов, а рейтинг доверия у главы партии Либеральные демократы Ника Клегга достиг 72 проц. Об этом свидетельствуют итоги опроса общественного мнения, подготовленные социологической службой "ЮГав" и опубликованные в еженедельнике "Санди таймс".
Лидеру либдемов даже удалось превысить рейтинг экс- лидера лейбористов Тони Блэра в период пика его карьеры и стать самым популярным политиком в истории страны после премьера военной поры Уинстона Черчилля. И это при том, что еще 14 апреля немногие из избирателей принимали Клегга и его партию в расчет в качестве серьезного противовеса лейбористам и тори. Однако первый раунд теледебатов вознес лидера либдемов на высшую орбиту славы и практически изменил политическую карту страны.
В опросе, проведенном социологической службой – "Эм-оу- Эс" /MoS/ – по заказу газеты "Мейл он санди", партия Клегга заняла первое место с 32 проц. /у тори – 31, а у лейбористов – 28 проц./. Еще ни разу за последние 104 года британским либералам /партия Либеральные демократы была создана в 1988 году путем слияния Либеральной и Социал- демократической партий/ не удавалось подняться на высшую ступень рейтинга популярности в опросах общественного мнения.
В прошедшем 18 апреля политическом телешоу обозревателя Би-би-си Эндрю Марра Гордон Браун признал, что проиграл первый раунд теледебатов. Но при этом, он выразил надежду, что оставшиеся два тура изменят ситуацию в его пользу. "В конце концов на первый план выйдет содержательная сторона медали. Это не спринт, а длинная дистанция", – заявил премьер.
Укрепление позиций Клегга и его партии, в первую очередь, оказалось "бомбой" для тори и их главы Дэвида Кэмерона, наглядно ощущающих внезапный отток от них электората. И в создавшейся ситуации Кэмерон уже вынужден был изменить вектор политической борьбы своей партии, обрушив основные стрелы критики уже не на действующего премьера и лидера лейбористов Гордона Брауна, а именно на Клегга. Он обвинил либеральных демократов и их лидера в том, что они не стремятся к укреплению национальных интересов, так как их политика слишком евроинтегрирована.
У Гордона Брауна появляется реальный шанс остаться на посту премьера, однако ему, вероятно, придется формировать кабинет министров на основе коалиции лейбористов с либерал- демократами, иначе парламент окажется недееспособным. Еженедельник "Ньюс оф уорлд" не исключил, что Клеггу в будущем составе правительства может быть отдан пост министра внутренних дел, а его "правой руке" Винсу Кейблу – должность заместителя министра финансов.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.