Как все завертелось в понедельник! Какие суммы были озвучены! Е30 млрд. – из карманов налогоплательщиков еврозоны, и еще около Е15 млрд., ожидающих своего выхода на сцену из США, Британии, Японии, Китая, Саудовской Аравии и других стран, делающих взносы в Международный валютный фронд.
Как прокомментировал Стивен Джен из BlueGold Capital, это уже не базука – это просто бомба! Обрисовывающиеся суммы денег выглядят уже вполне "по-взрослому". Подобного объема средств вне всякого сомнения хватит на борьбу с текущим кризисом ликвидности, с которым столкнулась сейчас Греция. Соответственно, это позволит выиграть время и даст драгоценную передышку Credit Agricole, German Landesbanken, а также швейцарским и британским банкам с высокой долей участия в греческом долге.
Однако совершенно другой вопрос: помогут ли эти суммы справиться с более глубоким кризисом – поставленной под сомнение кредитоспособностью Греции. Меньше всего на свете страна нуждается сейчас в наращивании внешнего долга – напротив, ей необходимо направить все силы на его сокращение. Саймон Джонс, бывший главный экономист МВФ, предупреждает, что госдолг Греции может разбухнуть к 2012 г. до 150% от ВВП. Драконовские меры жесткой экономии могут отправить экономику страны в крутое, самоподпитывающееся пике. Вот так и дает метастазы динамика долга.
Глава МВФ Доминик Стросс-Кан откровенно заявил, что "остается единственное эффективное лекарство – дефляция. Будет больно. Будут падать зарплаты, будут падать цены. У Греции нет другого средства стать конкурентоспособной. За последние годы она растеряла около 20-25% своей конкурентоспособности против Германии".
Разве можно такое говорить? Левые политические силы Греции вполне могут прийти к заключению, что наиболее эффективным средством является контролируемый дефолт (упредительная реструктуризация долга) – по схеме, успешно реализованной Валютным фондом в Уругвае и Доминиканской республике. К этому же заключению придут и многие граждане Греции, когда они обнаружат, что программа ЕС/МВФ предполагает трансферты иностранным кредиторам в размере 8% от ВВП в течение неограниченного периода – это гораздо больше, чем военные репарации, выплачиваемые Германией после Первой мировой войны.
"Мы учимся на своих ошибках", – признался Стросс-Кан в интервью австрийскому изданию Profil. Надеюсь, он научился кое-чему в Аргентине, когда Фонд подорвал собственную кредитоспоосбность, поддерживая систему фиксированного валютного курса, уже превратившуюся в смертельную западню.
Впрочем, я отвлекся. Вернемся к предложенному пакету мер. Прежде чем делать в его отношении какой-либо вывод, я предпочту дождаться, пока Берлин предельно четко обозначит свою позицию по этому вопросу. Это последнее соглашение – как и множество других новостей, объявленных ЕС за последние два месяца и впоследствии оказавшиеся не совсем тем, чем она казались первоначально – было озвучено главой Еврогруппы Жаном-Клодом Юнкером и Еврокомиссией.
Меня же интересует, что скажут об этом канцлер Германии Ангела Меркель, Бундесбанк, финансовый комитет Бундестага и конституционный суд страны. Причем события этой истории развиваются стремительно, поэтому вполне вероятно, что, пока я пишу эту статью, уже появятся новые подробности. Мы уже слышали разговоры о возможных "условиях" из Берлина. Госпожа Меркель подверглась резкой критике со стороны свободных демократов и Христианско-социального союза за то, что пошла на поводу у французов. "Мы встали на очень тонкий лед – и юридически, и экономически", – предупредил представитель Свободной демократической партии Франк Шэффлер. По сообщениям немецкого издания Die Welt, он выступает за выход Греции из состава еврозоны.
"Немецкое правительство капитулировало", – считает глава Немецкой ассоциации налогоплательщиков Карл Хайнц Деке. Из заголовков СМИ исчез эпитет "Железный канцлер" – зато появился новый: "Фрау Мышь". Ей это вряд ли понравится.
Прямые кредиты для Греции потребуют ратификации в Бундестаге, а также в аналогичных органах власти Голландии и Ирландии (последней придется голосовать за то, чтобы взвалить на себя еще один долг в размере Е450 млн., что она себе вряд ли в состоянии позволить). Вряд ли это можно назвать пустячным делом.
План по оказанию помощи еще не приведен в действие. Он обрел более реальные очертания, но все еще остается на уровне разговоров.
Как только он будет активирован, академические евроскептики из Германии затаскают его по судам, проверяя на соответствие Статье 125 общеевропейского соглашения, запрещающего какие-либо "спасения". "Свой человек" Германии в ЕЦБ – Юрген Старк – уже заложил фундамент для этого, утверждая, что Греция не удовлетворяет условиям, которые позволили бы сделать исключение из этого правила ,поскольку страна дошла до жизни такой исключительно благодаря собственному беспутному и расточительному образу жизни. Данный кризис не является ни стихийным бедствием, ни форс-мажорным обстоятельством, ни результатом асимметричного шока. Он был любовно взращен под ласковым греческим солнышком и давно прогнозировался.
Бундесбанк вооружился богатым арсеналом для борьбы. Он позволили просочиться в СМИ внутренней служебной записке, постулирующей, что спасение Греции является угрозой для экономической стабильности и нарушением правила о "не-спасении". В ней также говорится, что действия ЕС и МВФ превратят банк в станок для печатания денег. Валютные резервы Бундесбанка не могут охотно предоставляться для подобных целей, говорится в записке.
Латинские и англо-саксонские СМИ то ли недооценивают, то ли игнорируют важность такого фактора, как конституционный суд Германии – Verfassungsgericht. Аналогичным образом поступают и рыночные аналитики. Складывается такое ощущение, что все сговорились и отказываются признавать существование таких вещей, которые нельзя "починить" с помощью привычной алхимии ЕС.
Советую вам почитать его разгромное постановление, приостановившее процесс ратификации Лиссабонского договора в июне 2009 г. Это был предупредительный выстрел в сторону Брюсселя и элиты ЕС, заявляющий о том, что Германия не намерена и далее позволять бессовестно помыкать собой. Тогда конституционный суд пришел к заключению, что ЕС испытывает недостаток в демократии и полномочия национальных парламентов должны быть усилены, а также провозгласил, что ЕС является "ассоциацией суверенных государств" и что государства – "хозяева Соглашений", а не наоборот.
Прочтите это постановление целиком, а потом скажите: допустит ли такой Суд нарушение Статьи 125? позволит ли незаконным образом втащить Германию в Европейский долговой союз (что радикально изменит саму суть роли Германии в Европе)?
Джордж Сорос прав, предупреждая, что любая неудача при попытке спасти Грецию запустит в Европе "процесс дезинтеграции". "Последствия подобного распада могут быть столь разрушительны, что люди осознают это и отойдут от края пропасти", – считает он.
Кто эти "люди"? Канцлер Меркель… возможно, Бундестаг… и хорошо бы – Verfassungsgericht!
Амброуз Эванс-Притчард, The Telegraph
Источник: "Акмос трейд"