Экономический кризис в Испании, о неизбежности которого давно говорили серьезные экономисты, наступил во второй половине 2008 года. С одной стороны он стал следствием мирового экономического и финансового кризиса, но с другой, как утверждают специалисты, он все равно наступил бы, хотя, возможно, несколько позже. Дело в том, что в 90-е годы прошлого и начале этого века испанская экономика в основном развивалась за счет строительного бума, прежде всего в прибрежных районах страны. В Испании бум получил название "экономика кирпича".
Под Барселоной, Валенсией, Мурсией, на южном Солнечном побережье, под Кадисом как грибы после дождя росли новые гостиницы и жилые дома, предназначенные на продажу гражданам Испании и иностранцам. Спрос на жилье в благоприятном испанском климате среди пенсионеров из стран северной и центральной Европы, а позднее среди богатой прослойки из восточноевропейских стран, включая Россию, увеличивался устойчивыми темпами. Рост спроса способствовал росту предложения. Испанское побережье постепенно покрывалось бесчисленными районами жилищной застройки, многие из которых зимой превращались в необитаемые города- призраки. Одновременно спрос порождал безудержный рост цен, способствовавший получению испанскими застройщиками и продавцами недвижимости баснословных прибылей. Часть из них шла в государственную казну в виде налогов, уплачиваемых в национальный бюджет и в бюджет муниципальных органов. Часть шла на подкуп местных должностных лиц, дававших разрешение на новые и новые застройки. Часть доходов способствовала обогащению банков, застройщиков и продавцов недвижимости.
Массовое строительство как магнит притягивало в Испанию иммигрантов из слаборазвитых стран, которых в силу дешевизны иностранной рабочей силы с удовольствием и часто нелегально использовали местные строительные компании. Такая ситуация, похоже, устраивала всех. Это сейчас правительство и местные власти говорят о пагубном влиянии создавшегося в строительной отрасли финансового "пузыря" и даже отваживаются употреблять по отношению к застройщикам и продавцам жилья такие слова, как "спекуляция" и "алчность". Однако еще три года назад, несмотря на предупреждения экономистов о недопустимости столь однобокого развития национальной экономики, ни правительство, ни местные органы власти не предпринимали никаких мер для изменения сложившейся ситуации.
Именно в годы строительного бума Испания, похоже, потеряла шанс своевременно модернизировать свою экономику, направив ее по инновационному пути развития. В те годы, когда ежегодный прирост испанской экономики составлял более 4 проц., а рост занятости превышал 5 проц. в год, Испания провозгласила себя "восьмой экономикой мира", не желая видеть то, что ее экономическое благополучие было "колоссом на глиняных ногах".
Далее произошло то, что должно было произойти. В 2008 году в Испании под влиянием высоких цен на нефть, вызвавших рост стоимости жизни, а также мирового экономического кризиса начал падать спрос на жилье. Образовался огромный резерв непроданных квартир и домов, который к концу 2009 года достиг цифры в 1,5 млн единиц. Строительные компании лишились доходов, что привело к объявлению о неплатежеспособности целого ряда из них, в том числе таких крупных, как "Мартинса-Фадеса", "Абитат", "СЕОП" и другие. Эти компании перестали выплачивать банковские кредиты. В условиях отсутствия заказов начало лихорадить промышленность строительных материалов. Повсеместно стали закрываться агентства по продаже недвижимости. Последовали массовые увольнения, особенно среди успевших получить вид на жительство и не собирающихся возвращаться на родину иммигрантов. При этом ни один из владельцев строительных компаний и агентств по продаже недвижимости не был привлечен к ответственности, никто не ставил перед ними вопрос о происхождении построенных ими в годы строительного бума роскошных вилл и накопленных на личных счетах миллионах.
По данным Банка Испании задолженность испанских застройщиков жилья по банковским кредитам увеличилась в 2009 году почти вдвое и достигла астрономической цифры в 32 млрд 533 млн евро, что составляет 10,9 проц. от общей суммы выданных кредитов. Другими отраслями, где задолженность по банковским кредитам выросла в прошедшем году вдвое, стали гостиничное хозяйство и транспорт, где она достигла цифры в 1 млрд 200 млн евро. Однако абсолютный рекорд по задолженности банкам установил сектор торговли недвижимостью, в котором за последние 2 года она выросла в 6 раз, составив сумму в 11 млрд евро.
Руководители испанских банков уже не раз публично заявляли о том, что значительную часть предоставленных строительным компаниям и агентствам по продаже недвижимости кредитов не удастся вернуть никогда. Может быть, поэтому даже казавшаяся неподвластной кризису банковская система Испании начала давать сбои. По итогам 2009 года 9 банков и 2 сберегательные кассы оказались убыточными. Правда, пока речь идет или о небольших банках, или о филиалах иностранных кредитных домов, например "Барклайс" или "Ситибанк". А вот потери двух испанских сберегательных касс –"Каха Сур" и "Каха Кастилия-Ла-Манча" – оказались столь велики, что государству пришлось в срочном порядке спасать их от банкротства.
Доходы остальных сберегательных касс сократились в 2009 году на 35 проц. В целях стабилизации финансового положения региональных сберегательных касс, которые в стране по традиции играют очень важную роль не только в обслуживании клиентов, но и в обеспечении политических интересов региональных элит, правительство и Банк Испании взяли курс на их слияние-укрупнение. Причем порой это достигалось с помощью административных рычагов, потому что, как заявил управляющий Банка Испании Мигель Анхель Фернандес Ордоньес, "в условиях острого экономического кризиса спасение банковской системы страны важнее мнения отдельных региональных руководителей".
Что касается крупных банков, то ситуация с ними выглядит намного благополучнее. По словам президента Ассоциации испанских банков Мигеля Мартина, "ни один крупный испанский банк не потерпит убытков в 2010 году". По итогам прошедшего года все ведущие финансовые учреждения страны добились "приемлемой в условиях кризиса" прибыли, а крупнейший валютный дом "Сантандер" получил прибыль в размере почти 9 млрд евро, что практически равняется прибыли всех остальных местных банков вместе взятых.
По данным Национального института статистики, безработица в Испании в 2009 году выросла на 1,1 млн человек, достигнув цифры 4 млн 326 тыс 500 безработных, что составляет 18,83 проц. трудоспособного населения страны. Более четверти безработных являются иммигрантами. В процентном отношении Испания занимает второе место в ЕС по количеству безработных после Латвии. Чтобы как-то смягчить последствия резкого роста безработицы правительство пошло на выплату дополнительных пособий по безработице, а также выделило более 10 млрд евро на осуществление различных проектов по благоустройству городов, до которых раньше у местных властей никогда не доходили руки.
Судя по тому, что одним из условий выделения денег на осуществление этих проектов является обязательство муниципалитетов разместить щиты с информацией о том, что работы производятся на средства, выделенные центральным правительством, этой мерой социалисты преследуют также цель привлечь голоса избирателей. Однако другой стороной этой же медали является то, что выделенные на борьбу с безработицей средства, а также повышение в 2009 году на 4,4 проц. зарплаты государственных служащих способствуют увеличению дефицита государственного бюджета, достигшего к концу 2009 года 11,2 проц. ВВП, против чего в первую очередь должно было бы бороться правительство. Так возникает замкнутый круг, в котором правительство порой вынуждено жертвовать интересами оздоровления экономики.
Естественно, экономический кризис больно ударил по благосостоянию наемных работников. По данным Национального института статистики, доходы 19,5 проц. граждан и иммигрантов не превышают официально установленный в стране порог бедности. 13,7 проц. испанских семей – на 1,5 проц. больше, чем год назад – едва доживают на получаемую зарплату до конца месяца. 7,2 проц. из них вынуждены задерживать оплату кредитов и коммунальных услуг. Даже те, кто не потерял работу и продолжает получать достойную зарплату, теперь тратят меньше, чем раньше. Индекс потребления в Испании в 2009 году снизился на 3,5 проц. Это связано с неуверенностью в завтрашнем дне, с боязнью безработицы и опасением, что экономическая ситуация в стране станет еще хуже. Поэтому не случайно, что доверие населения к нынешнему правительству социалистов упало за последний год на 19 проц. Тот же Национальный институт статистики сообщает, что сегодня более 42 проц. испанских избирателей проголосовали бы на выборах за оппозиционную Народную партию и только 36 проц. – за социалистов.
Это вынуждает правящую Испанскую социалистическую рабочую партию принимать срочные меры по преодолению экономического кризиса. До всеобщих выборов осталось менее двух лет, и за этот срок правительству социалистов, если оно хочет остаться у власти, необходимо добиться стабилизации экономического положения в стране. По расчетам министерства экономики, в Испании после снижения в прошлом году ВВП на 3,1 проц. в этом году этот показатель должен составить 0,3 проц., а в будущем выйти на положительные величины. В январе впервые за последние полтора года на 1,1 проц. выросло промышленное производство. Страна пообещала партнерам по ЕС к 2013 году сократить дефицит своего бюджета до 3 проц., как этого требуют нормативы Евросоюза.
Большинство специалистов сходятся во мнении, что сделать это будет чрезвычайно трудно, однако правительство, подготовив план реформирования национальной экономики и пакет мер по сокращению государственных расходов, настаивает на возможности выполнить обещанное. С этой целью оно намерено на 50 млрд евро сократить расходы по линии центрального бюджетного финансирования, а также поставить вопрос перед органами власти автономных областей о сокращении их расходов еще на 10 млрд евро.
При этом правительство обещает сохранить основные социальные программы и гарантировать благосостояние трудящихся. На какие средства предполагается это сделать? Оно уповает, прежде всего, на повышение НДС с 16 до 18 проц., которое произойдет в июне этого года. В близких к правительству кругах поговаривают также об очередном повышении налогов на бензин, алкоголь и табак. Руководство страны сознает, что для модернизации национальной экономики необходимо увеличить кредитование инновационных отраслей промышленности. Поэтому оно открывает государственную линию кредитования проектов в области информационных технологий, биотехнологий, аэрокосмической отрасли. Одновременно будет оказана помощь кредитами традиционным отраслям испанской экономики – сельскому хозяйству и туризму. Льготные кредиты размером до 200 тысяч евро будут предоставляться малым и средним предприятиям. С целью оживления строительной индустрии будут применены налоговые льготы в сфере реконструкции жилищного фонда, начата реализация программы энергосбережения в принадлежащих государству зданиях и сооружениях.
Для того, чтобы придать этим мерам большую легитимность, правительство настойчиво ведет переговоры с входящими в испанский парламент политическими партиями, предлагая им заключить пакт по спасению национальной экономики. Однако пока у большинства политических партий, особенно у ведущей оппозиционной Народной партии, которая спит и видит падение правительства пусть даже ценой ухудшения экономического положения в стране, идея заключения пакта, который бы означал раздел ответственности, особого энтузиазма не вызывает.
Все указанные выше меры, по мнению чиновников, позволят Испании начать выходить из кризиса и создадут основу для структурной перестройки национальной экономики. Кстати, правительство уже почти год говорит о необходимости структурной перестройки экономики на принципах внедрения инновационных технологий и даже объявило о принятии соответствующего пакета мер, однако их конкретное содержание до сих пор не обнародовано, в то время как оппозиция называет этот пакет мер "легковесным и незначительным".
Как бы то ни было, руководство страны уверено, что Испанию ни в коем случае не ждет судьба Греции, экономику которой теперь приходится спасать всем миром. Правительство ссылается на прочность испанской банковской системы и своевременность принятых мер по сокращению дефицита государственно бюджета, которые получили полное одобрение Европейской комиссии. В подтверждение своей уверенности в благополучном развитии испанской экономике, а может быть в силу ответственности, налагаемой на Испанию ее председательством в ЕС, правительство даже заявило о готовности весомого участия в спасении экономики Греции.
Ближайшие месяцы покажут, смогут ли социалисты добиться реального улучшения положения в национальной экономике и тем самым выполнить обещания перед собственными налогоплательщиками и европейскими партнерами. Если этого не произойдет, то через два года в Испании будет другое правительство, перед которым, однако, встанут прежние очень непростые проблемы внедрения инновационной модели развития страны, к которой ни испанская экономика, ни менталитет местных предпринимателей пока не готовы.
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.