Про "Северный поток" наслышаны все. Однако мало кто знает, что там, где трубопровод выйдет из Балтики на территорию Германии, пока нет никакой инфраструктуры для дальнейшей транспортировки газа. Но ее уже создают.
"55 миллиардов кубометров газа будут потреблять не в Грайфсвальде", – говорит Бернд Фогель (Bernd Vogel) и указывает на карте Германии на небольшой город, в окрестностях которого осенью 2011 года выйдет из вод Балтийского моря на сушу газопровод Nord Stream. Отсюда российскому природному газу еще придется добираться до своих конечных потребителей не одну сотню километров. Но как? Достаточно взглянуть на схему немецких трубопроводов, и сразу же понимаешь, что северо-восточная часть Германии с точки зрения газовой инфраструктуры – подлинная целина.
Однако уже через полтора года картина кардинально изменится. Тогда у "Северного потока" появится первый младший брат по имени OPAL (Ostsee-Pipeline-Anbindungs-Leitung). Длина этого газопровода, который пройдет с севера на юг от Грайфсвальда до Чехии, составит 470 километров. Это – больше трети общей протяженности Nord Stream (1223 км). Руководитель проекта Бернд Фогель с полным основанием говорит о "самой длинной стройке в Германии".
По его словам, столь крупного газопровода на немецкой территории еще не строили. Имеется в виду не только протяженность трассы, но и беспрецедентный диаметр труб – 1400 миллиметров. Он позволит прокачивать по трубопроводу до 36 миллиардов кубометров газа в год, что составляет примерно треть годового потребления всей Германии.
Так что газопроводу Nord Stream стесняться младшего брата не придется. Причем OPAL впечатляет не только своими внешними данными. В его сооружение будет вложена внушительная даже для газового бизнеса сумма в 1 миллиард евро. Проект финансируют те две немецкие компании, которые участвуют и в прокладке "Северного потока": Wintershall, принадлежащая мировому лидеру химической промышленности BASF, и E.ON Ruhrgas, входящая в состав крупнейшего немецкого энергетического концерна E.ON.
Обе компании виртуально поделили между собой трубу, точнее говоря – ее пропускную мощность, в процентном соотношении 80 к 20. "Младшим оператором" сети станет специально созданная фирма E.ON Ruhrgas Anbindungsleitungsgesellschaft mbH (ERNA), ну, а львиная доля прокачиваемого газа придется на OPAL NEL Transport GmbH (ONTG). Это – "дочка" компании Wingas, совместного предприятия Wintershall и "Газпрома". Таким образом, российский концерн фактически является одним из участников сооружения газопровода OPAL. Тем более, что за проектирование и строительство трассы по поручению операторов сети отвечает именно СП Wingas.
Работы по прокладке OPAL начались в конце лета 2009 года и достигнут кульминации нынешним летом. "Тогда на 14 участках строящейся трассы будут одновременно работать порядка 2500 человек", – рассказывает Бернд Фогель, официальная должность которого – исполнительный директор компании OPAL NEL Transport. Он не сомневается, что в ближайшие месяцы удастся наверстать то незначительное, по его словам, отставание от графика, которое возникло в последние месяцы из-за чрезвычайно суровой и длинной для немецких условий зимы. "Нам досаждали не столько низкие температуры, ведь мерзлый грунт работе вовсе даже не помеха, сколько обилие снега", – поясняет руководитель строительства. Действительно, на том участке трассы в гористой части Саксонии, в которой довелось побывать мне, снег лежал еще во второй половине марта.
Если OPAL на глазах принимает конкретные очертания, то второй малоизвестный младший брат газопровода Nord Stream до сих пор существует лишь в виде проекта. Такая задержка связана со строгими немецкими законами, ограничивающими в целях борьбы с монополизмом размеры той прибыли, которую имеют право зарабатывать операторы трубопроводов. Для собственников уже действующих транспортных систем установленные нормы приемлемы, но вот вкладывать в этих условиях деньги в новые крупные газопроводы – дело достаточно рискованное: огромные инвестиции могут оказаться нерентабельными или будут окупаться слишком долго.
В случае с OPAL регулятор сделал исключение и ограничения снял, приняв во внимание, в частности, международный характер трубопровода, который формально заканчивается на территории Чехии. А вот газопроводу NEL Берлин льготных условий предоставлять пока не стал, хотя переговоры окончательно еще не завершены. Поэтому компании Wingas и E.ON Ruhrgas выжидают и строительства не начинают.
В отличие от трубопровода OPAL, который из Грайфсвальда, или, если быть совсем точным, из местечка Любмин, идет строго на юг, задача NEL состояла бы в транспортировке газа в западном направлении вплоть до крупнейшего в Германии подземного газохранилища Реден, принадлежащего компании Wingas. Пока острой необходимости в этой трассе нет, ведь через OPAL легко пройдет весь газ из первой нитки Nord Stream, которая должна вступить в строй осенью 2011 года.
Однако после сдачи в эксплуатацию в 2012 году второй нитки "Северного потока" и выведения его на проектную мощность в 55 миллиардов кубометров газа без NEL или какого-то аналогичного трубопровода обойтись уже не удастся. Поэтому теоретическая возможность того, что второй младший брат "большой балтийской трубы" так никогда и не родится, существует, но она не очень велика.
Источник: "ИноФорум"