Руководство Исламской Республики Иран (ИРИ), несмотря на относительное снижение напряженности вокруг страны, не исключает нанесения США и Израилем ракетно-бомбовых ударов по территории страны и уделяет пристальное внимание вопросам выработки стратегии эффективного противодействия вероятной агрессии. В основе этой стратегии лежит осуществление мероприятий «ассиметричной войны» и «акций возмездия» с целью вынудить противника отказаться от продолжения вооруженного вторжения в кратчайшие сроки.
В качестве первоочередного «ответного шага» на нападение американо-израильской коалиции командование ВС ИРИ (которые состоят из двух компонентов: армии и Корпуса стражей исламской революции) рассматривает нанесение ракетного удара по пунктам управления, военно-морским и военно-воздушным базам США, расположенным на территории арабских государств Персидского залива и его акватории. Помимо этого, ракетные удары предполагается осуществить по густонаселенным жилым районам таких городов как Тель-Авив и Хайфа, а также жизненно важным объектам противника социального характера: системы водо- и энергоснабжения, международные аэропорты и основные транспортные узлы, удар по которым может парализовать жизнь страны.
Для осуществления данной части «акции возмездия» ракетные бригады аэрокосмических сил (АКС) КСИР обладают достаточным количеством ракетного вооружения. В частности, для нанесения ударов по израильской территории в АКС КСИР имеется около 150 баллистических ракет средней дальности (БРСД), таких как «Шехаб-3» и «Шехаб-3М», с кассетными (или, по мнению специалистов, разделяющимися) боевыми частями (дальность пуска до 2000 км.). Однако, хотя за последние годы иранскими специалистами и проведена определенная работа по относительному снижению коэффициента кругового вероятного отклонения (КВО) от цели головной части данных ракет, отсутствие практических пусков на максимальную дальность не позволяет говорить о их высокой точности.
Уничтожение американских целей в Катаре, Бахрейне, Ираке и Афганистане будет осуществляться ракетными комплексами ОТР «Шехаб-1» (дальность пуска ракеты до 330 км) и «Шехаб-2» (дальность пуска до 700 км.), а также тактическими ракетами «Назеат» и «Зелзаль» различных модификаций (дальность пуска от 80 до 300 км.).
Очевидно, что массированные удары будут наноситься одновременно как с территории Ирана, так и с непосредственно граничащих с Израилем территорий, в том числе Ливана и сектора Газа. Для этих целей разработан план применения подразделений боевого крыла ливанской «Хезболлы» и палестинского ХАМАС, в арсенале которых имеются тактические ракеты. Удар по объектам израильской военной и государственной инфраструктуры предполагается и со стороны Сирии, куда, по имеющейся информации, Иран осуществляет переброску тактических ракет типа «Зелзаль» (с дальностью пуска до 300 км.). Нельзя также исключать нанесения удара по территории Израиля и непосредственно вооруженными силами Сирии, в арсенале которых имеются комплексы «Скад» различных модификаций. По мнению иранцев, подобная тактика значительно снизит эффективность израильских ПВО и ПРО.
Кроме ударов с воздуха, командование ВС ИРИ в планах по осуществлению «акций возмездия» отводит серьезную роль нанесению значительно урона в живой силе подразделениям израильской и американской армий путем массового использования террористов-смертников. В частности, возможны три основных района операций: Израиль (силами движений ХАМАС и «Хезболла»), Ирак (силами боевиков армии «Аль-Махди») и Афганистан (силами смертников, подготовленных непосредственно в Иране).
В дополнение к этому, в районах действия террористов-смертников, помимо физического устранения государственных чиновников и военнослужащих армий США и Израиля, также планируется их похищение и удерживание в заложниках с целью оказания психологического давления на руководство этих стран.
Нельзя исключать проведение серии крупных терактов против посольств и других учреждений США и Израиля на территории государств ближневосточного региона.
Одновременно с этим, особая роль по осуществлению «акций возмездия» в акватории Персидского и Оманского заливов отводится частям и соединениям ВМС армии и КСИР. При этом особое внимание иранское командование уделяет применению большого количества малоразмерных и быстроходных ракетных катеров, экипажам которых поставлена задача «любой ценой, пусть не уничтожить, но хотя бы нанести существенный ущерб» боевым кораблям противника. Так, на настоящее время в распоряжении ВМС армии и КСИР имеется около двух тысяч малоразмерных катеров и около 150 быстроходных катеров типа «САНА» и «РЕУКААЯ», оснащенных ПКР «Коусар-3» с дальностью пуска до 25 км и «Нур» с дальностью стрельбы до 190 км.
Кроме того, на вооружение ракетных бригад (рбр) ВМС КСИР, которые в данный момент оснащены противокорабельными ракетами (ПКР) С-801 и С-802 (дальность пуска 45 и 120 км. соответственно), а также НУ-1 и НУ-2 (дальность пуска 85 и 95 км. соответственно), начали поступать ПКР иранского производства «РААД». Впервые данное вооружение было продемонстрировано в ходе военных учений «Пейамбар-е Азам-3» в 2008 году. Эта ракета имеет дальность пуска около 300 км, что позволяет ВМС КСИР поражать надводные цели на всю глубину Персидского залива. В целях исключения уничтожения ракетных соединений ВМС КСИР подразделения 26 и 36 рбр ВМС КСИР (Бендер-Аббас и Бушир соответственно) выведены из пунктов постоянной дислокации. Ракетные дивизионы, имеющие на вооружении самоходные и буксируемые пусковые установки ПКР, постоянно меняют свои огневые позиции на побережье Персидского и Оманского заливов и в районе Ормузского пролива. Наряду с этим, проводятся срочные работы по переводу стационарных ПУ ПКР на мобильную базу.
Для уничтожения объектов береговой инфраструктуры военно-морских баз США в акватории Персидского залива также предусмотрено применение сил специальных операций ВМС армии и КСИР (количество боеготовых групп – 1500, каждая из которых насчитывает от 5 до 18 человек).
Главком КСИР в своих выступлениях также открыто заявляет о планах использования «ормузского фактора» в случае попытки США или Израиля осуществить агрессию в отношении Ирана. По его словам, ВС ИРИ приложат все усилия для нарушения судоходства в акватории данного пролива. При этом, «...большая протяженность иранской береговой линии вдоль Ормузского пролива, наличие господствующих высот и современного оружия с дальностью стрельбы превышающей ширину Ормузского пролива позволяет организовать на данном участке долговременный позиционный участок обороны». Другими способами блокирования Ормузского пролива является его минирование и нарушение фарватера путем затопления там крупных танкеров. Американцы в настоящее время отмечают факт постоянного барражирования в районе о. Ларек (20 км. южнее Бендер-Аббас) несколько устаревших иранских танкеров.
Руководство ИРИ, при разработке планов «возмездия», исходит из того, что наземная фаза американо-израильской агрессии маловероятна, либо будет носить ограниченный по масштабам характер. В связи с этим, СВ армии и КСИР будут применяться главным образом для решения задач ПВО. Для отражения возможных ракетно-бомбовых ударов особое внимание уделяется организации противовоздушной обороны ядерных объектов в н.п. Натанз, Арак, Исфахан и строящихся атомной станции в г. Бушир и нового завода «Форду». Система ПВО организована по зонально-объектовому принципу и включает в себя три рубежа, закрепленные соответственно за КСИР, армией и Силами охраны правопорядка. Необходимо отметить, что впервые отмечается факт привлечения подразделений СОП для решения задач ПВО. В этих целях в структуре СОП сформировано несколько групп ПВО, имеющих на вооружении орудия зенитной артиллерии и ПЗРК. По мнению иранцев, подобное построение ПВО в условиях массированного применения противником авиации и крылатых ракет позволит минимизировать вероятность поражения наиболее важных объектов. Нельзя не отметить и создание в структуре Сил сопротивления «Басидж» мобильных батальонов ПВО на мотоциклах, на вооружении которых состоит переносной зенитно-ракетный комплекс «Мисаг-1» (аналог российского ПЗРК «Стрела-2») и «Мисаг-2» (аналог российского ПЗРК «Игла-1М»). В целях обеспечения потребностей национальных ВС средствами ПВО все предприятия организации оборонной промышленности Министерства обороны и поддержки вооруженных сил (МОПВС), производящие комплектующие для этих систем, работают в три смены.
Также особо следует отметить усилившуюся боевую подготовку в ВВС армии. Только за последние полгода состоялись два крупных учений, в которых приняли участия все части и соединения данного вида компонента ВС ИРИ. В ходе этих учений, наряду с отработкой техники ведения воздушного боя, летчики-истребители отрабатывали такой сложный элемент как боевое бомбометание с предельно малых высот. Данные мероприятия указывают на готовность ВВС армии не только вести воздушные бои, но и наносить ракетно-бомбовые удары по объектам наземной инфраструктуры вероятного противника. В течение текущего года каждая истребительно-авиационная база минимум один раз подверглась комплексной проверке штаба ВВС армии.
Для борьбы с кораблями противника в зоне Персидского залива, уничтожения объектов береговой инфраструктуры и нарушения деятельности нефтедобывающей отрасли в структуре ВВС КСИР сформирован первый отряд «летчиков-смертников». Для решения данных задач планируется использовать имеющиеся в распоряжении КСИР иракские самолеты, перелетевшие в Иран в период проведения США военной операции «Буря в пустыне». Силами специалистов организации авиационной промышленности МОПВС ИРИ проведен срочный ремонт данных самолетов и их подготовка для решения поставленных задач. С них снято все рабочее оборудование, за исключением того, что необходимо для пилотирования и навигации.
Таким образом, по мнению автора, руководство Ирана, вырабатывая стратегию эффективного противодействия вероятной агрессии, исходит не только с точки зрения необходимости отражения воздушной атаки по стратегическим объектам страны, но и массированного ответа с целью вынудить противника отказаться от продолжения вооруженного вторжения в кратчайшие сроки. Командование ВС ИРИ осознает, что нынешняя экономическая и внутриполитическая ситуация в стране в случае затяжного вооруженного конфликта может оказаться губительной для исламского строя, и июньские события 2009 года отчетливо продемонстрировали это.
С.М.Задонский
Источник: "Институт Ближнего Востока"